19 марта 2024, вторник, 09:49
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Высшая антикоррупционная мера

Дмитрий Захарченко в суде
Дмитрий Захарченко в суде
/ АГН "Москва" / фото: Зыков Кирилл

Конституционный суд признал законным изъятие в пользу государства имущества, приобретенного на доходы, законность которых не подтверждена никем кроме чиновников и членов их семей. Решение было принято после жалобы родственников и знакомых экс-полковника Захарченко, осужденного за взяточничество.

О том, что КС не нашел противоречий с Основным законом в нормах о контроле за расходами чиновников, позволяющих изымать имущество, говорится в отказных определениях Конституционного суда по жалобам экс-полковника МВД Дмитрия Захарченко, его родных и знакомых. В ведомстве пришли к выводу, что в данном случае речь идет об «особых правовых мерах», применяемых в случае нарушения лицами, выполняющими публичные функции, антикоррупционного законодательства. Спорные нормы не противоречат Конституции, так как не предполагают принятия произвольных решений об обращении имущества в доход государства. Адвокат Захарченко Александр Горбатенко в ответ заявил, что теперь фактически в доход государства может быть обращено имущество любого человека, если он не докажет законность его происхождения.

 
Дмитрий Захарченко / АГН "Москва" / фото: Зыков Кирилл

Дмитрия Захарченко, курировавшего в министерстве борьбу с преступлениями в топливно-энергетическом комплексе, задержали 9 сентября 2016 года. Ему вменили несколько эпизодов взяточничества. В декабре 2017 года по иску Генпрокуратуры суд изъял имущество Дмитрия Захарченко и его семьи, в частности, восемь миллиардов рублей наличными, несколько квартир и четыре автомобиля, придя к выводу, что официальные заработки Захарченко и членов его семьи явно не позволяли приобретать автомобили и недвижимость в таком количестве. По мнению самого Захарченко, его сестры и бывших подруг, изъятие было незаконным, так как Генпрокуратура РФ не представила прямых доказательств того, что собственность приобретена благодаря неофициальному доходу.

10 июня Пресненский суд Москвы оправдал Захарченко по основному эпизоду обвинения — в получении взятки в 800 тысяч долларов от ресторатора Мехди Дусса. Экс-полковника МВД приговорили по двум другим эпизодам к 13 годам колонии, лишили звания и оштрафовали на 118 миллионов рублей. Приговором были недовольны как защита, которая требовала оправдания, так и обвинение, просившее увеличить срок. В октябре текущего года Мосгорсуд сократил срок заключения до 12 лет и шести месяцев.

В конце апреля суд в Москве приговорил отца Дмитрия Захарченко к четырем годам тюрьмы по делу о растрате. Захарченко-старший тогда заявил, что стал «заложником ситуации, связанной с сыном». 8 ноября ему смягчили наказание на три месяца.

 
Виктор Захарченко / АГН "Москва" / фото: Андрей Любимов

В июле глава СК Александр Бастрыкин предлагал сделать конфискацию имущества дополнительным видом уголовного наказания по коррупционным делам и ввести уголовную ответственность для юрлиц. Необходимость таких изменений он объяснил тем, что «широкое распространение получили факты, когда еще в период проведения доследственной проверки проверяемыми лицами предпринимаются активные действия к сокрытию принадлежащего им имущества». Бастрыкин подчеркнул, что в связи с необязательностью применения для суда меры в виде конфискации имущества, на сегодняшний день судьи часто не реализуют эти полномочия.

«А с учетом того, что повышение эффективности работы по возмещению ущерба от коррупционных преступлений, помимо нашего ведомства, является важнейшим направлением деятельности различных государственных структур — Счетной палаты, Банка России, Росфинмониторинга, Федеральной налоговой службы, решать их следует совместными согласованными усилиями», — заявил председатель СК. Он еще в 2011 году сообщал, что ведомство разрабатывает проект закона, позволяющего привлекать к ответственности юридические лица, в интересах которых совершались преступления. О том, что конфискация является самой действенной антикоррупционной мерой, Бастрыкин тоже высказывался неоднократно.

 
Ренато Усатый / Gagauzinfo.md

В октябре стало известно, что Захарченко мог обеспечивать прикрытие вывода из России более 250 миллионов долларов бенефициарами группы «1520». В схеме вывода денег могли участвовать владельцы подрядчика РЖД и молдавский политик Ренато Усатый.

«1520» занимается проектированием и строительством железных дорог, в 2018 году компания возглавила рейтинг «королей госзаказа» Forbes, получив от монополиста подряды на 218,2 миллиарда рублей.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.