19 марта 2024, вторник, 08:14
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Гонения советской власти на Русскую церковь были таковы, что не то что сказать о своей вере, но даже молча следовать ей было подвигом. Прославленные в лике святых новомученики и исповедники не поступились ничем: верили, молились и безропотно шли на свои голгофы.

«Полит.ру» вспоминает тех, кто отдал свою жизнь за веру и чьими молитвами жива Русская церковь — даже если кроме имени до нас почти ничего не дошло.

Публикации подготовлены Кириллом Харатьяном (включен российскими властями в реестр иностранных агентов).

15 ноября 2019, 08:00

Священномученик Аркадий Остальский, епископ Бежецкий

Аркадий Остальский — сын священника, родом из Житомирской губернии; окончил Волынскую духовную семинарию, а затем Киевскую духовную академию. Юношей мечтал о монашестве, но родители желали видеть его семейным священником, и Аркадий выказал послушание воле родителей: женился.

В 1911 году 23-летний Аркадий Остальский был рукоположен в сан иерея. Во время Первой Мировой войны отец Аркадий служил военным священником в пехотном полку. В 1917 году он вернулся в Житомир, где стал неутомимым проповедником православия. За вдохновенные проповеди священника называли Златоустом.

После революции на Волыни началась гражданская война. Город Житомир занимали враждующие войска, и большинство населения бедствовало. По благословению святого епископа Фаддея, отец Аркадий организовал при своем приходском храме Свято-Николаевское братство, которое оказывало помощь всем нуждающимся и больным, хоронило на свои средства умерших. Отец Аркадий сам руководил деятельностью братства и поименно помнил всех больных, которых оно опекало. В деятельности братства принимали участие графиня Наталия Оржевская и ее племянница княжна Наталия Шаховская.

Отец Аркадий не только побуждал других к нищелюбию и жертвенности, но и сам показывал пример совершенного нестяжания. Близкие, зная, что он не имеет средств, сшили ему шубу. Он надел эту шубу всего два раза, затем она внезапно исчезла. Оказалось, он отдал ее бедной вдове, у которой было двое детей, больных туберкулезом. Когда мать священника спросила его, где шуба, он ответил, что она висит в алтаре. Но затем и в церкви поинтересовались, куда делась шуба, и отец Аркадий ответил: «Она висит там, где нужно». Однажды батюшка вышел из Житомира в сапогах, а в Киев пришел уже в лаптях. Ему на пути встретился какой-то бедняк, и они поменялись обувью.

В 1920 году в Житомире утвердились большевики. Весной 1922 года началось изъятие из храмов церковных ценностей. В Житомире было получено послание святейшего патриарха Тихона, в котором предлагалось отдавать только те церковные предметы, которые не имеют непосредственного употребления в богослужении. По распоряжению архиерея отец Аркадий огласил послание патриарха в церкви. Это явилось достаточным поводом для ареста. Отец Аркадий и его отец, священник Иосиф Остальский, были арестованы и заключены в тюрьму, где отец Иосиф Остальский умер.

По делу священника Аркадия Остальского состоялся открытый судебный процесс. На суд было вызвано множество свидетелей. Все они говорили об отце Аркадии как об удивительном пастыре, бессребренике, всю свою жизнь посвятившем служению Богу и людям. Однако прокурор, подводя итоги судебного разбирательства, сказал, что данные характеристики служат не к оправданию священника, а только утяжеляют характер его преступления, показывая в нем человека идейного, убежденного; между тем как религиозные идеи противоречат установкам советской власти. «Такие люди, как священник Аркадий Остальский, не только не нужны советскому государству, но и крайне вредны для него», — сказал прокурор.

Суд приговорил отца Аркадия к расстрелу. Рассказывают, что во время чтения обвинительного заключения и приговора отец Аркадий заснул, и конвоиры вынуждены были его разбудить, чтобы сообщить, что он приговорен к смерти.

— Ну что ж, — сказал священник, — благодарю Бога за все. Для меня смерть — приобретение.

После суда прихожане стали хлопотать о смягчении приговора, и расстрел заменили пятью годами заключения. Два года священник провел в Житомирской тюрьме, а затем был освобожден.

Пока отец Аркадий был в заключении, его супруга вышла замуж за офицера Красной армии, а после освобождения отца Аркадия из тюрьмы потребовала развода. Детей у них не было, и отец Аркадий согласился. После этого священник отправился в Саров, где был пострижен в мантию с оставлением того же имени. Вернувшись из Сарова в Житомир, иеромонах Аркадий все свое время стал отдавать Свято-Николаевскому братству.

В начале 1926 года отец Аркадий был возведен в сан архимандрита и вскоре рукоположен во епископа. Почти сразу после хиротонии владыка был арестован и отправлен в Харьков, куда ГПУ высылало многих выдающихся архиереев и священников украинских епархий.

Служить в назначенной владыке Аркадию Лубенской епархии было невозможно из-за надзора властей, и он уехал в Новоафонский монастырь на Кавказе. Жил в горах, встречался с подвижниками, которые населяли в то время ущелья Кавказских хребтов. Но и здесь положение было неспокойным, власти предпринимали меры к аресту монахов, с помощью охотников выслеживали их, арестовывали и расстреливали. Несмотря на то, что владыке пришлось вести такой образ жизни и быть оторванным от своей епархии, епископ Аркадий поддерживал частую переписку с духовенством Полтавской епархии.

В 1928 году епископ Аркадий приехал в Киев, он был тяжело болен и с трудом передвигался. Здесь он встретил свою прихожанку, и она спасла владыку от верной смерти. Находясь под угрозой ареста и не имея возможности получить место служения в какой-либо епархии, епископ Аркадий решил ехать в Москву и лично встретиться с начальником 6-го отдела ОГПУ Тучковым. В Москве епископ был арестован. В качестве обвинения ему было предъявлено его письмо одному священнику Полтавской епархии, неполный текст которого был распространен в качестве послания к пастве. На допросах от епископа требовали назвать имя того священника, которому было адресовано письмо. Владыка отказался, и его приговорили к 5 годам лагеря.

С партией заключенных он был отправлен в Соловецкий концлагерь. Везли в товарных вагонах. Погода стояла жаркая, вагоны набили таким количеством людей, что сидеть было негде и ехали стоя. Не хватало воздуха; некоторые не выдерживали и умирали в пути. На остановках конвой открывал двери и вытаскивал из вагонов трупы.

В лагере епископ Аркадий был определен на общие работы — рытьё дренажных колодцев, затем его отправили на остров Анзер.

В 1931 году епископа Аркадия обвинили в помощи духовенству, находящемуся в заключении, ему дали еще 5 лет лагерей и перевели на Секирную Гору. Это место представляло собой подобие внутренней тюрьмы с самым суровым режимом. Кормили там гнилыми продуктами и то в самом малом количестве. На Секирной горе было два отделения — верхнее и нижнее. Целыми днями заключенные верхнего отделения должны были сидеть на жердочках, не доставая ногами до пола, вплотную друг к другу. На ночь разрешалось лечь на голом каменном полу, при этом укрыться было нечем. Заключенных было столько, что спать приходилось всю ночь на одном боку. В зимние месяцы это превращалось в пытку, так как окна в камере были разбиты. Через некоторое время заключенных из верхнего отделения переводили в нижнее и тогда позволяли работать.

После 10 лет заключения власти разрешили владыке Аркадию проживать в городе Калуге. В это время он был назначен епископом Бежецким, викарием Тверской епархии.

Наступил сентябрь 1937 года — время массовых арестов среди духовенства и верующих. Владыка Аркадий хотел уехать из Твери. Ему удалось сесть в поезд, но власти задержали состав, в поезд вошли сотрудники НКВД вместе с человеком, который знал епископа в лицо, и владыка был арестован. Поначалу его держали в Калужской тюрьме, а затем перевели в Бутырскую тюрьму в Москве. На допросе следователь спросил архиерея:

— Кому из знакомых вы говорили: «Горю желанием служить Церкви, готов кровь свою пролить за Христа»?
— О том, что я горю желанием служить Церкви, — отвечал святитель, — я говорил лишь тем лицам, которые спрашивали, что я намерен делать. Про «желание пролить кровь за Христа» я не говорил. Я горю желанием служить Церкви, то есть совершать богослужение... Я готов быть на должности любого рядового священника...

Однако следователь уже знал, чем должно закончиться так называемое «следствие», и закончил допрос такими словами:

— Следствие, рассмотрев ваше прошлое, ваше враждебное отношение к советской власти (за что вы были трижды приговорены к пяти годам), пришло к выводу, что вы до сих пор еще враждебны к советской власти...

На следующих допросах следователь добивался от епископа подтверждения показаний лжесвидетелей. На последнем допросе задавались уже короткие и прямые вопросы:

— Ваше отношение к советской власти?
— После пятнадцати лет, проведенных в ссылке, я остаюсь не согласным с советской властью по вопросу религии и закрытия церквей.

На этом следствие было закончено. Тройка НКВД приговорила святителя к расстрелу. Епископ Аркадий (Остальский) был расстрелян 29 декабря 1937 года на полигоне НКВД недалеко от поселка Бутово под Москвой и погребен в общей могиле.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.