19 марта 2024, вторник, 08:07
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

19 ноября 2019, 09:16

Энергия для своих

Нур-Султан
Нур-Султан

В ночь на минувшее воскресенье гордость руководства Казахстана — Левобережье Нур-Султана — погрузилась в кромешную тьму. Погасли огни даже в главном здании республики — президентском дворце Акорде. В результате крупного пожара произошло аварийное отключение электроснабжения 19 линейных ячеек 10кВ. В результате пожара были сильно повреждены силовые кабели. Были обесточены ряд адмзданий и 9 МЖК.

Уже проведено первое заседание специальной комиссии, созданной по поручению Президента Касыма-Жомарта Токаева, для определения причин отключения электроэнергии на левобережье Нур-Султана и принятия превентивных мер для решения данной проблемы. В рамках заседания министерству энергетики поручено оперативно провести экспертизу для определения причин отключения электроэнергии, отмечена необходимость проведения соответствующей ревизии, чтобы в будущем исключить повторения подобных фактов.

Аварийную бригаду, которая полтора суток подряд работала над восстановлением электричества в Нур-Султане после пожара на подстанции, пообещали премировать. Вероятно, что деньги на это возьмут из тарифов, ценообразование которых генералы от энергетики объясняют необходимостью инфраструктурных реформ.

В антимонопольном ведомстве страны уже предупредили, что в ближайшее время конечная цена на электричество для казахстанцев увеличится в среднем на 6%. В своем приказе Минэнерго утвердило повышение тарифов на 16% для десятков казахстанских электростанций. Окончательна цена определится в третьей декаде декабря. Но уже сейчас понятно, что действия Министерства энергетики идут в разрез с заявлениями его главы:

— Мы для себя поставили задачу- снижение тарифов по 2-м компонентам: на мощность и на электроэнергию, — сказал министр энергетики страны Канат Бозумбаев в ходе правительственного часа.

Он сообщил, что в этой связи были внесены изменения в нормативные акты, которые касаются корректировки критериев формирования групп энергопроизводящих организаций. Кроме того, Канат Бозумбаев заявил, что изменилась формула расчета предельного тарифа по поддержанию готовности электрической мощности.

— Мы более четко сделали регламент затрат на производство электрической энергии. Эти меры позволили исключить какие-либо необоснованные затраты для отдельных производителей электроэнергии. Также был принят приказ об утверждении предельных тарифов. Совокупное снижение цен на электроэнергию от энергопроизводящих организаций с учетом влияния рынка мощностей составило от 0,4% до 53,2% по разным субъектам рынка. Наибольшее снижение произошло на гидроэлектростанциях, там как раз 53%, а также на крупных тепловых электростанций, таких как Экибастузская ГРЭС-1. В свою очередь это позволило снизить с января тариф потребителям, — добавил Бозумбаев.

Осторожнее высказывался вице-министр национальной экономики Ермек Алпысов:

— По электроснабжению в регионах конечные тарифы на 2019 год от 1 до 18%, в целом, для населения, конечного потребителя снижены. Конечная цена зависит, как тариф изменится в следующем году. Это зависит от нескольких факторов, в частности, 55% тарифной сметы — это занимает цена, которая будет на выходе от энергопроизводящих компаний, от генерирующих источников.

Не стоит забывать, что чиновники забегали после критики Елбасы («Лидер нации» — принятое парламентом обращение к Назарбаеву), прозвучавшей на Совете безопасности год назад. По его поручению Генпрокуратура провела проверку.

— Проверка показала — специально приняли в свое время программу «тариф взамен инвестиций». Я это помню. Мы еще решали при бывшем министре энергетики, и теперь оно позволило с 2009 года за 7 лет заработать монополистами миллиарды средств для модернизации своего производства. Именно улучшение всего фонда генерирующих мощностей, мы пошли на двукратное увеличение тарифов. Вместо того, чтобы инвестировать и обновлять мощности на эти деньги, энергетические крупные компании незаконно обогащались за счет потребителей, включая стоимость услуг. В стоимость услуг включали премии, бонусы своим работникам, вознаграждения по кредитам, а также необоснованно завышали производственные затраты, — отметил тогда Назарбаев.

Как добавил Президент, проверка выявила ущерб населению со стороны энергопередающих компаний на сумму 14 млрд тенге, а также выявлен незаконный доход энергоснабжающих организаций на сумму 15 млрд тенге. Кроме того, областям дают субсидии, чтобы облегчить людям оплату за эти услуги.

— В итоге, вместо того, чтобы снизить затраты населения по этим пунктам, расходам, смотрите, что происходит? Это может произойти по двум моментам: или это сознательное противостояние посланию Президента, чтобы принизить его роль, или головотяпство, которое происходит в результате безответственности и понимания своей роли ответственности. Оба эти, я считаю, преступления: и то, и другое, — подчеркнул он.

В качестве примера глава государства привел Капчагай, являющийся городом-спутником крупнейшего мегаполиса Казахстана — Алматы.

— Один только пример — город Капчагай взяли, тариф в период программы вырос в два раза. Но из-за мощностей увеличился: было 53 стало 77. Все нарушения стали возможными вследствие бездействия, отсутствия контроля со стороны компетентных госорганов — министерства энергетики, национальной экономики и местных исполнительных органов. Минэнерго должно следить за исполнением инвестиционных обязательств. За это мы давали поблажку по тарифам, — сказал он.

Также Президент РК напомнил, что в феврале на правительственном совещании он поручал министру энергетики снизить стоимость электроэнергии для казахстанцев.

— Министр обещал это сделать. Предложил в качестве еще одной дополнительной меры укрупнение энергопередающих компаний... Можно думать о том, что энергосоздающие предприятия договариваются с потребителями или посредниками: давай, тариф сделаем, мы тебе потом взятку дадим. Это еще проверить надо. Я думаю, мы и до этого доберемся, — пообещал Назарбаев.

Министр (он же — дважды глава «КЕГОК», государственной компании-монополиста в области транспортировки электроэнергии), неоднократно услышавший жесткую критику из уст Первого Президента, поспешил тогда заверить Елбасы в исполнении поручений:

— В первой декаде декабря состоятся торги, по итогам которых определится тариф на мощность. И в первой же декаде на основе этого мы утвердим предельные тарифы на электрическую энергию. Они по разным типам станций будут дифференцированными. Но, все они будут снижены от 5 до 20 процентов в среднем, в зависимости от вида станций, — сказал министр энергетики.

Через год обещания чиновников понизить тарифы обернулись их ростом. Казахстанцев уже предупредили о подорожании для них до конца года киловаттов.

Как это воплощается на практике, можно увидеть на примере недавнего конкурса, который провело АО «КЕГОК». Тут необходимо пояснить, что по настоянию национального холдинга «Самрук-Казына» квазигосударственный сектор был выведен из-под действия Закона о государственных закупках. Компания «КЕГОК», являющаяся структурным подразделением холдинга, пошла еще дальше, разработав собственные правила проведения конкурсов. В результате, тендер был объявлен на закупку долгосрочных комплексных работ по реконструкции «ВЛ 220-500 кВ филиалов АО «КЕГОК» на общую сумму 40 545 411 338,88 тенге.

Согласно Приложению № 1 к Закупочной документации сумма, планируемая для закупок работ (стоимость работ) по каждому лоту, была распределена следующим образом:

1. По лоту «Реконструкция ВЛ-220 кВ «Актюбинские МЭС» и «Западные МЭС» — 8 286 449 833,22 тенге;

2. По лоту «Реконструкция ВЛ-220 кВ «Сарбайские МЭС» — 12 043 067 596,65 тенге;

3. По лоту «Реконструкция ВЛ-500 кВ «Сарбайские МЭС» — 20 215 893 909,01 тенге.

Стоит добавить, что конкурс был организован «из одного источника» путем проведения очных конкурентных переговоров.

Согласно нормативным документам, разработанным Министерствами по инвестицию и развитию и национальной экономики, основанием для определения лимита средств заказчика (инвестора) на реализацию инвестиционных проектов и/или объектов строительства за счет государственных инвестиций в строительство и средств субъектов квазигосударственного сектора является сметная стоимость строительства, которая утверждается заказчиком в установленном законодательством порядке после получения положительного заключения комплексной вневедомственной экспертизы.

На момент проведения конкурса положительные заключения комплексной вневедомственной экспертизы с рекомендуемой к утверждению сметной стоимостью строительства в закупочной документации по указанным трем лотам в установленном порядке получены не были. Это означает, что в прямом противоречии с поручениями Елбасы и гарантиям министра энергетики перед Первым Президентом, «КЕГОК» самостоятельно определило закупочную стоимость работ по каждому лоту на основании своих внутренних документов без получения положительного заключения комплексной вневедомственной экспертизы.

Естественно, что конкурентов уполномоченные по энергетике тоже не горели желанием допускать к тендеру.

Из «Закупочной документации» следует, что к участию в конкурентных переговорах допускаются «Потенциальные поставщики», перечень которых будет сформирован после проведения отбора по критериям соответствия «Потенциальных поставщиков» «Закупочной документации».

Если разобраться в канцелярском стиле, то «Установленные критерии» отбора заведомо ограничивают конкуренцию и не позволяют «Потенциальным поставщикам» участвовать в конкурсе на началах состязательности, в равной мере и на равных условиях, а, соответственно, предлагать более выгодные условия для реализации проектов, выставленных на конкурс.

Так, согласно требованиям пункта 1.3.5. «Закупочной документации» по лотам «Реконструкция ВЛ-220 кВ» и «Реконструкция ВЛ-220 кВ» «Потенциальный поставщик» должен иметь опыт работы по договорам на строительство или реконструкцию в качестве подрядчика, субподрядчика или управляющего подрядчика не менее 5 лет из последних 10 лет, предшествующих закупке. При этом данный опыт должен быть подтвержден Актами выполненных работ, подтверждающих выполнение работ, совокупная сумма которых по всем объектам в каждом году должна составлять не менее 33% от минимальной годовой стоимости аналогичных работ по каждому лоту.

Согласно Приложению 1 к «Закупочной документации» минимальная годовая стоимость работ по каждому лоту составляет (внимание!) следующие суммы:

1. По лоту «Реконструкция ВЛ-220 кВ «Актюбинские МЭС» и «Западные МЭС» — 1 908 226 833,78 тенге;

2. По лоту «Реконструкция ВЛ-220 кВ «Сарбайские МЭС» — 1 658 056 027,43 тенге;

3. По лоту «Реконструкция ВЛ-500 кВ «Сарбайские МЭС» — 1 499 701 128,65 тенге.

Таким образом, исходя из данных требований «Потенциальный поставщик» по каждому году опыта работы должен представить акты выполненных работ, подтверждающих выполнение работ, на сумму не менее 629 714 855,14 тенге по первому лоту, 547 158 489,05 тенге — по второму лоту и 494 901 372,45 тенге — по третьему лоту.

В Республике Казахстан данным требованиям могут соответствовать лишь одна или две организации, которые ранее оказывали организатору закупок услуги по строительству/реконструкции объектов, аналогичных выставленным на конкурс. И названия этих организаций хорошо известны. Ведь другим претендентам на тендер предлагается тихо постоять в сторонке.

При этом другие строительные компании, которые имеют опыт работы по строительству ВЛ 220 или ВЛ 500 не менее 5 лет, но с меньшей годовой стоимостью работ, заведомо и необоснованно не могут участвовать в проводимом конкурсе, что является нарушением их прав как потенциальных поставщиков и ограничением конкуренции на рынке закупаемых работ.

В качестве примера можно привести пункт 19 из Приложения № 4, где о поставщика требуют технические паспорта автотранспорта с подтверждением технического состояния каждого автомобиля.

Эксперты отмечают, что основания для установления таких требований носит закрытый характер и являются недоступными для всеобщего ознакомления. Закрытость данной информации позволяет организатору закупок проводить подобные закупки в интересах ограниченного круга лиц, тем самым ограничивая и нарушая конкуренцию.

Но даже если предположить, что найдется-таки на рынке еще компания, обладающая необходимыми финансовыми средствами и опытом, то победы в тендере, проводимым «КЕГОК», этой компании успеха все равно не видеть, как бы не убеждал министр Бузумбаев Елбасы в обратном. В «Закупочной документации» также устанавливаются требования в части наличия у «Потенциального поставщика» определенного количества квалифицированных специалистов и соответствующих механизмов.

Что это означает на деле?

Согласно «Закупочной документации» предметом закупки являются комплексные работы по строительству «под ключ», которые включают в себя выполнение проектных, изыскательских и строительных работ. Количество задействованных в строительстве объектов специалистов и ИТР, а также необходимое количество механизмов и спецтехники определяется на стадии проектирования в Проекте организации строительства, который входит в состав проектной документации.

Таким образом, организатор закупки самостоятельно без соответствующих проектных расчетов заранее устанавливает необоснованные излишние требования о наличии у «Потенциального поставщика» определенного количества квалифицированных специалистов, необходимых механизмов и спецтехники, которые могут так и не понадобится для строительства объектов. Тем самым создаются дополнительные ограничительные условия потенциальным поставщикам для участия в конкурсе.

Специалисты прекрасно знают, что наличие у потенциального поставщика лицензии на выполнение строительно-монтажных работ соответствующей категории является достаточным и обоснованным критерием для участия в подобных конкурсах, что подтверждается существующей практикой по государственным закупкам.

Эксперты отмечают непрозрачность не только в области конкурсов для энергетической сферы, но и в самом рынке оптовой электроэнергии. Экс-глава Антимонопольного комитета РК Петр Своих утверждает, что в тени находится основная часть рынка. При реальной себестоимости в 5 тенге (1Т — 0,17 Р), до конечного потребителя цена доходить в разы дороже.

При этом не позже конца 2024 года будет запущен общий электроэнергетический рынок ЕАЭС. Но есть серьезные сомнения, что казахстанская сторона будет готова к тому времени соответствовать цивилизованным правилам. Для этого недостаточно деклараций и обещаний профильных ведомств республики. Должно быть еще желание, компетентность и политическая воля. Иначе угрозе может быть подвергнута стабильность собственного рынка России.

Например, в самом «КЕГОК» практически в открытую выражают недовольство тем, что государство ввело предельные цены на электроэнергию. Об этом говорится в «Стратегии компании», утвержденной Минэнрего. Привлеченные средства на реконструкцию и строительство объектов под государственные гарантии возмещаются через тарифы. А затраты растут потому, что на конкурсы монополисты приглашают только избранные компании. Это заметил даже новый Президент Казахстана, выразив сомнение в эффективности нацкомпаний:

— Наши государственные компании превратились в громоздкие конгломераты... Контроль государства над ними должен сохранится. В противном случае, вместо государственных монополистов мы получим частных монополистов со всеми вытекающими отсюда потребности, — заявил Токаев, выступая с Посланием.

«За источник электроэнергии и транспортировку несет ответственность министерство энергетики», — напомнил Нурсултан Назарбаев Канату Бузумбаеву после разбирательств в Совбезе.

Правительственные чиновники признают, что более половины цены в тарифе — это затраты энергопроизводящих и передающих компаний. Создание условий, при которых на рынке нет конкурентов равно тому, что нет возможностей для конкуренции цен на строительство отраслевых мощностей.

Значит, Министерство энергетики и впредь будет корпеть над бравурными докладами. Теперь уже Президенту Токаеву.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.