Время осваивать

33 региона России потратили на нацпроекты менее половины от полученных денег. Лидерами по освоению бюджетов стали Чечня, Адыгея и Татарстан, хуже всего обстоят дела в Магаданской, Еврейской автономной области и Дагестане. Больше всего денег потратили на нацпроекты «Культура» (86,6%), «Демография» (85,2%) и «Образование» (81,2%).

Расходы федерального бюджета на нацпроекты в 2019 году должны составить 1,78 трлн руб. (в эту сумму входят и трансферты регионам). Освоено 1,175 трлн руб., или 66,1%.

По состоянию на 8 ноября только в 11 регионах России более чем на две трети были освоены средства, выделенные на реализацию национальных проектов, во многих регионах на них не потратили и половины, сообщает РБК со ссылкой на данные системы «Электронный бюджет». Более чем наполовину средства, предусмотренные под нацпроекты, к 8 ноября потратили 52 региона, включая Санкт-Петербург (63,4%).

Лидируют по исполнению бюджетов Чечня (освоено 77,4%, 12,8 млрд), Адыгея (75,5%, 2,9 млрд), Татарстан (72,8%, 18,4 млрд), Москва (72,2%, 85,5 млрд) и Пензенская область (71,2%, 5,6 млрд). Самое низкое исполнение расходов на нацпроекты — в Магаданской области (14,9%), Еврейской автономной области (23,6%), Дагестане (25,9%), Тверской области (26%) и Карелии (27%). При этом в Магаданской области заявили о технической ошибке при загрузке данных и сообщили, что реальный показатель освоения бюджетных средств — 77,6%, что перемещает их в рейтинге на первое место. По мнению экспертов, до конца года картина может сильно изменится, так как регионы финансируют бóльшую долю расходов в четвертом квартале, чем в каждом из первых трех.

Наилучшим образом освоены средства на нацпроекты «Культура» (86,6%), «Демография» (85,2%), «Образование» (81,2%), «Наука» (76%) и «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (74,8%). Хуже всего - «Международная кооперация и экспорт» (45,6%), «Производительность труда и поддержка занятости» (44,3%), «Экология» (37,3%) и «Цифровая экономика» (24,1%). «Автомобильные дороги, здравоохранение, жилье и городская среда, экология, модернизация инфраструктуры — эти проекты самые затратные в плане финансирования и времени. Время уходит на то, чтобы контракты торговать, заключать, и уже затем наступает этап финансирования», — считает замдиректора группы региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова.

В начале октября спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко назвала «полным безобразием» ситуацию с освоением выделенных на нацпроекты средств и предложила отдать деньги регионам, которые понимают, что делать. 

В ноябре, затрагивая тему расходов на нацпроекты, глава Счетной палаты Алексей Кудрин отметил, что те приходят в норму, но часть все равно может перейти на 2020 год. «Конечно, начало года — период формирования проектов, формирования новых объектов, расписывания по мероприятиям. Сейчас этот период завершился, сейчас, конечно, расходы уже приходят к какой-то норме. Может быть, все, что запланировано не успеется, перейдет на следующий год. В этом смысле я не считаю, что это какая-то очень острая проблема», — рассказал он.

Национальные проекты будут определять российскую экономическую и социальную политику на ближайшие шесть лет. Их стоимость оценивают в 25,7 трлн рублей, 13,2 трлн от этой суммы ляжет на федеральный бюджет, а за 4,9 трлн рублей будут отвечать региональные власти. При этом в основном региональные полномочия будут обеспечены финансированием из федерального бюджета (порядка 95%). Ранее Счетная палата раскритиковала исполнение расходов по нацпроектам в I квартале. Но и тогда Кудрин призывал «не драматизировать ситуацию», так как «сейчас идет только начало работы по этим проектам».