ВСМ за свой счет

РЖД будет строить ВСМ между Москвой и Петербургом на собственные деньги. Министерство финансов РФ не намерено выделять на проект бюджетные средства. При этом Кабмин не исключает возможности помочь РЖД со строительством другой скоростной магистрали — в Казань.

«В большой федеральной команде есть решение по трассе Москва — Санкт Петербург, и эта трасса, по нашим оценкам, не требует привлечения дополнительных бюджетных финансов. На шестилетку именно по этой трассе есть решения, других (по железной дороге до Казани) пока нет. Достаточно средств, учтенных в долгосрочной программе развития РЖД», — заявил заместитель министра финансов Андрей в кулуарах форума «Инфраструктурные инициативы бизнеса».

Год назад был утвержден комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года. Он содержит сотни объектов транспортной инфраструктуры, в том числе мост через Волгу в обход Тольятти, участок платной автомагистрали «Меридиан», увеличение мощностей морских портов, строительство ледокольного флота и т.д. Включена в него была и высокоскоростная магистраль Москва — Нижний Новгород — Казань, которая войдет в состав международного транспортного маршрута Европа — Западный Китай. 17 января на совещании у вице-премьера Максима Акимова одобрили строительство первого участка этой трассы — от Железнодорожного Московской области до Гороховца во Владимирской, сообщал «Коммерсантъ». Стоимость проекта оценивалась в 621,55 млрд рублей, из которых правительство и Российские железные дороги вложат по 200 млрд, оставшуюся сумму составят средства концессионера (пока на рассмотрении китайские и немецкие компании): 138,7 млрд собственных и 82,9 млрд рублей заемных.

ВСМ Москва — Санкт-Петербург, обсуждаемая с советских времен, входит в стратегию развития системы железнодорожного транспорта РФ до 2030 года и транспортную стратегию России, а также «полностью отвечает требованиям майского указа президента». В апреле Владимир Путин согласился возродить проект строительства, поставив положительную резолюцию на письме, в котором о поддержке проекта просили гендиректор ОАО РЖД Олег Белозеров и врио губернатора Петербурга Александр Беглов. Авторы письма утверждали, что строительство ВСМ позволит утроить пассажиропоток между городами — с 11 млн до 33 млн человек в год — и создать «дополнительную динамику развития» экономики за счет сокращения времени в пути до двух часов. «Два крупнейших города Российской Федерации должны иметь высокоскоростное сообщение между собой, и повышение скорости этого сообщения на лишнюю сотню километров, собственно, ведет к ускорению в целом циркуляции экономической жизни по вот этим железнодорожным капиллярам», — отмечал тогда Дмитрий Песков.

Изначально РЖД предлагали реализовать два отдельных проекта высокоскоростных магистралей — от Санкт-Петербурга до Москвы и от Москвы до Казани. В июне на ПМЭФ помощник президента Андрей Белоусов заявлял, что правительство намерено выбрать один из этих вариантов, потому что оба проекта дорогостоящие. Позднее было принято решение объединить их в магистраль Санкт-Петербург — Нижний Новгород. РЖД предложили включить единую магистраль в федеральный проект «Высокоскоростное железнодорожное сообщение» с выделением из бюджета 600 миллиардов рублей и общими инвестициями почти в 2,3 триллиона рублей. Министр экономического развития Максим Орешкин пообещал, что правительство найдет средства на этот проект.

«Есть целый ряд позитивных эффектов, кроме прямых, от перевозок: из-за пассажирского сообщения и, в частности, «Сапсанов» грузы доставляются из Санкт-Петербурга в Москву через Псков. Запуск ВСМ позволит разгрузить это направление за счет разноколейности», — говорил министр. К тому же, можно будет освободить аэропорты на пути следования ВСМ из-за перегруженности пассажирских перевозок, добавил он.

Ранее генеральный директор РЖД Олег Белозеров сообщал журналистам, что компания планирует в 2020 году приступить к проектированию высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург и параллельно начать строительство линии Москва — Нижний Новгород, проектная документация для которой уже готова.