НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

«Обнаружение Моисея» Орацио Джентилески

Фрагмент картины Орацио Джентилески
Фрагмент картины Орацио Джентилески

Национальная галерея в Лондоне приобрела картину художника эпохи барокко Орацио Джентилески, которую она упустила более двадцати лет назад. Теперь администрации удалось собрать требуемые 19,5 миллионов фунтов стерлингов и монументальное полотно «Обнаружение Моисея» перешло в собственность галереи.

Написанная в 1630-е годы картина имеет внушительные размеры: 257 на 301 сантиметр. Она изображает ветхозаветный сюжет — обнаружение младенца Моисея дочерью египетского фараона. Согласно книге «Исход», фараон однажды приказал топить в Ниле всех еврейских новорожденных мужского пола. Родившегося в то время Моисея мать в течение трех месяцев скрывала от стражников, а когда дальше прятать ребенка стало невозможно, положила его в тростниковую корзину и оставила на берегу Нила. Пришедшая на реку для купания дочь фараона нашла младенца и решила оставить его у себя. Находившаяся рядом сестра Моисея Мириам посоветовала ей взять для ребенка кормилицу и представила в этом качестве свою мать. На картине Орацио Джентилески Мириам изображена стоящей на коленях слева в зеленом плаще и указывающей на младенца.

 

«Обнаружение Моисея» Орацио Джентилески, Национальная галерея, Лондон

Картина считается одним из лучших образцов творчества Орацио Джентилески, когда в его живописи стало проявляться влияние Тициана, Тинторетто и Веронезе. Написана она была в Англии, где художник жил с 1625 года. Она предназначалась для Квинс-хауса в Гринвиче — резиденции новой королевы Генриетты-Марии, жены Карла I. Орацио Джентилески активно работал над оформлением Квинс-хауса, в частности, им были расписаны потолочные плафоны, которые позднее были демонтированы и перенесены в Мальборо-хаус в Лондоне. «Обнаружение Моисея» было специально заказано Карлом I в качестве подарка жене по поводу рождения их сына. Иногда говорят, что пейзаж на картине изображает берег Темзы у Гринвича. В любом случае, он гораздо больше похож на английский парк, чем на берега Нила.

Во время гражданской войны королева Генриетта-Мария была вынуждена эмигрировать во Францию, а картина после казни Карла I была продана республиканскими властями. В 1660 году, после реставрации монархии, когда королем провозгласили ее сына, Генриетта-Мария вернулась в Англию и получила назад утраченное имущество, но, чтобы рассчитаться с долгами, Генриетта-Мария была вынуждена сама продать часть своих ценностей, включая и картину Джентилески.

С тех пор «Обнаружение Моисея» побывало в нескольких частных собраниях. В первой половине XVIII века оно входило в коллекцию герцога Орлеанского. В то время картину считали работой Диего Веласкеса. В 1798 году значительная часть Орлеанской коллекции была куплена Фредериком Говардом, пятым графом Карлайлом. Картина долгое время находилась в имении Касл-Говард в Йоркшире, одной из самых богатых частных усадеб Великобритании.

Истинное авторство картины выяснилось, когда было обнаружено, что сходная работа имеется в музее Прадо. История ее была известна: Орацио Джентилески написал картину в 1633 году в подарок королю Испании Филиппу IV и даже отправил своего сына Франческо в Мадрид, чтобы тот лично ее доставил. Сравнивая английскую и испанскую версии «Обнаружения Моисея», можно заметить, что платья и украшения художник сделал более роскошными, зато уменьшил наготу фигур, в соответствии со вкусами испанского двора. Также Орацио Джентилески слегка идеализировал пейзаж.

 

«Обнаружение Моисея» Орацио Джентилески, Прадо

В 1995 году картина из Касл-Говарда была продана на аукционе Сотби’с в Лондоне. Национальная галерея, как уже говорилось, тогда не сумела ее купить, хотя картина представляла для нее большой интерес не только как произведение живописи барокко, но и как объект искусства, связанный с одним из драматических моментов английской истории. Владельцем картины стал миллиардер Грэм Киркхем, основатель сети мебельных магазинов DFS. С 2002 года он предоставил «Обнаружение Моисея» в долгосрочную аренду Национальной галерее, и картина была вывешена в 31-м зале галереи, где представлена эпоха барокко.

Когда недавно возникло предложение приобрести картину, галерея решила не упускать такую возможность. Значительная часть требуемых 19,5 миллионов фунтов стерлингов была получена благодаря крупным пожертвованиям Американских друзей Национальной галереи, Фонда Национальной галереи и Мемориального фонда национального наследия. В декабре прошлого года галерея объявила кампанию по сбору недостающих двух миллионов, меньше чем за месяц деньги были собраны и картина приобретена.

Теперь она останется в 31-м зале галереи, временно покинув его лишь в апреле, когда будет включена в экспозицию выставки, посвященной знаменитой дочери Орацио – Артемизии Джентилески.

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.