19 марта 2024, вторник, 07:41
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

20 января 2020, 11:14

Как устроен глобальный долг?

Что такое глобальный долг? Зачем он нужен и какие риски в себе несет? Россия в опасности? Отвечаем на главные вопросы.

Что такое глобальный долг?

Это все существующие в мире долги: физлиц, компаний, финансовых учреждений, государств. Вы брали потребительский кредит и пока не выплатили? Эта сумма учитывается в глобальном долге.

Каков размер глобального долга?

По последним подсчетам международных финансовых организаций, мировой долг на конец 2019 года составил $257 трлн – это в 3,2 раза больше ВВП (валового внутреннего продукта – стоимость всех товаров и услуг, произведенных в стране за год) всех стран мира, вместе взятых. Это рекордный показатель за всю историю мировой статистики. 

Когда большой долг опасен?

Когда экономика стабильно растет, то с обслуживанием долга нет проблем, и он считается надежным. Плохо то, что темпы роста поддерживаются новыми займами. Страны и компании пользуются тем, что сейчас на международном рынке весьма низкие процентные ставки, и накачивают экономику заемными деньгами. Когда уровень долга очень высок, но экономика растет медленно, а процентные ставки начинают поднимать, возникает риск банкротств компаний и суверенного дефолта – неплатежеспособности страны.

Бомба глобального долга

Эксперты обычно называют сложившуюся ситуацию бомбой замедленного действия, пороховой бочкой и прочими страшными словами. Основная проблема в том, что темпы роста экономики замедляются, обслуживать долги становится все труднее. МВФ оценивает долги 32 стран, утроившие свои заимствования за два года, ненадежными.

Угроза со стороны Китая

Тревогу международных аналитиков вызывает Китай. Это огромная экономика, долговая нагрузка которой 250% ВВП. Учитывая глобальную роль страны, именно там может взорваться самая мощная «бомба», причем с такой силой, что потянет с собой весь мир. Впрочем, пока темпы роста в Китае существенно выше среднемировых и опасения эти на данный момент скорее теоретические.

Будет ли глобальный долг дальше расти?

По оценкам Moody’s, одного из большой тройки агентств, оценивающих кредитный рейтинг, ситуация в 2020 году лишь усугубится. Только что вышел доклад Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН (ДЭСВ) «Мировое экономическое положение и перспективы 2020». Там также долг считают одним из крупнейших рисков. Большие долги не только сами представляют риск, но и сокращают способность экономики реагировать на шоки.

На что страны занимают?

В этом самая большая проблема. По данным ДЭСВ ООН, МВФ и других организаций, монетарная политика такого рода – накачивание денег в страну через заимствования – не приводит к улучшениям структуры экономики. Деньги перетекают в финансовые активы и карманы небольшой группы людей, а реальная экономика, производственный бизнес не развиваются. Многие инвесторы готовы купить бумагу с нулевой и отрицательной доходностью, чем рисковать вложениями в бизнес. И это чаще всего связано с деловым климатом в стране, который создает риски для любого дела.

Деньги не работают

Замедление мировой экономики вкупе с огромным долгом приводят к тому, что не решаются структурные и социальные проблемы в большинстве стран. Население стареет, неравенство растет, конкуренции на рынке нет, резервы не создаются, а долг плохо обслуживается. В итоге, как уже было сказано, это может привести к суверенному дефолту, как в Венесуэле, где инфляция к концу года составила почти 10 000 000%.

Долги утекают за границу

Деньги приходят в страну, но мало того, что они не работают на экономику, они выводятся за рубеж инвесторами и финансистами, которые не видят перспектив и стабильности внутри страны. По данным Moody’s, это уже вовсю происходит в странах АТР, а Россия и вовсе входит в тройку стран по выводу капитала физлицами. (Правда, долг у нас небольшой).

Долго ли это может продолжаться?

Структурные проблемы нужно срочно решать. Родриго Оливарес-Каминаль, профессор финансового права в Лондонском университете королевы Марии считает, что страны должны осознать общий интерес – избежать кризиса. Необходимо выработать общий подход к развитию и решению проблемы долга. Причем, может оказаться так, что сделать что-то уже поздно. Африка из-за долга близка к региональному кризису, похожая ситуация – в Латинской Америке. Нужно действовать, пока часовой механизм долговой бомбы не сработал.

Нужно менять политику

Аналитики считают, что денежно-кредитная (или монетарная) политика (это решение экономических проблем при помощи процентных ставок, влияния на курс рубля, денежную массу и т.д.) не оправдывает себя. Нужно использовать меры фискальной (налогово-бюджетной) политики, которая предусматривает вмешательство государства в экономику, чтобы обеспечить стабильность и предотвращать возможные кризисные явления. Речь идет о регулировании налоговых мер, изменениях трансфертной политики, интервенциях на рынок для закупок. Если использовать реалии текущего дня, то меры поддержки семей с детьми, чтобы увеличить доходы домохозяйств – это как раз налогово-бюджетная политика. Она включает в себя и налоговые льготы для развития той или иной отрасли и многое другое. Например, меры по улучшению инвестиционного климата.

Как кризис глобального долга может повлиять на нас?

Очень плохо. Глобальный кризис происходит как цепная реакция, и не может не затронуть каждую экономику. Другое дело, что собственно России дефолт не грозит, долг составляет всего 13,5% ВВП – это ниже даже самого нижнего допустимого уровня, по самым консервативным оценкам. Кредитный рейтинг страны, несмотря на санкции, «можно инвестировать». У нас есть и подушка безопасности – много миллиардов в суверенном и стабилизационном фондах. Наша большая проблема – низкие доходы, которые не позволяют увеличить внутренний спрос. Но если долговой кризис примет глобальный характер, то наши подушки безопасности не сильно помогут.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.