НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

21 января 2020, 18:35

Что изменится в Конституции? Главное

Фото: пресс-служба президента РФ

События развиваются стремительно: 20 января Путин вносит законопроект «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» в Госдуму, 21 января его уже должны рассмотреть. Есть в нем некоторая правовая особенность: президент внес на рассмотрение не конституционный федеральный закон, а проект закона о поправке. Это противоречит статье 136 (глава 9) Конституции: поправки в главы 3-8 принимаются «в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации».

Хотя и законом такого не предусмотрено, Путин предложил провести всеобщее голосование по этим изменениям (не референдум). Вероятно, оно пройдет уже в апреле. Скорее всего, россияне должны будут голосовать за поправки «единым пакетом», а не за каждую статью, как рекомендовала президенту рабочая группа.

Приоритет международного законодательства, изменение которого Путин анонсировал в своем послании Федеральному собранию, прописан в первой главе Конституции. Но в законопроекте, внесенном в Госдуму, таких изменений не прописано.

На это есть причины: во-первых, для так называемых «максимально защищенных» статей 1,2 и 9 существует другая процедура (референдум и созыв Конституционного собрания). Но выполнить эту процедуру невозможно: в России так и не приняли закон о Конституционном собрании, а без него и внести поправки в первые главы невозможно.

Всего проект поправок затронет 22 статьи Конституции (документ конституционных поправок размещен в электронной системе законопроектов Госдумы).

Статья Конституции: пункт «т», 71 (Глава 3. Федеративное устройство)

Что предлагают изменить: последний пункт статьи. В нее добавят ограничение: в ведении Российской Федерации находятся не только федеральная государственная служба, но и установление ограничений для чиновников любого уровня. В том числе, запрет на гражданство другого государства, вида на жительство или иного документа, подтверждающего прово гражданина России на постоянное проживание в другом государстве.

Статья Конституции: 75 (Глава 3. Федеративное устройство)

Что предлагают изменить: статья, в данный момент закрепляющая основные положения о финансовой системе России добавят два новых пункта. Пятый пункт – минимальный размер оплаты труда (МРОТ) должен быть не меньше прожиточного минимума, индексация соцпособий и других соцвыплат обязательно. Новый шестой пункт – про пенсионную систему: 

«В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также регулярно осуществляется индексация размера пенсий в порядке, установленном федеральным законом».

Статья Конституции: 77 (Глава 3. Федеративное устройство)

Что предлагают изменить: в статье о системе органов государственной власти в субъектах появится дополнительный пункт, ужесточающий требования к губернаторам: возрастной ценз – 30 лет, никакого гражданства или ВНЖ другого государства.

Статья Конституции: 78 (Глава 3. Федеративное устройство)

Что предлагают изменить: новый пункт – те же требования, но к руководителям федеральных госорганов.

Статья Конституции: 79 (Глава 3. Федеративное устройство)

Что предлагают изменить: всю формулировку статьи. Именно в ней говорится о главенстве международных законов над российскими. По факту, к текущей формулировке статьи добавится один абзац:

«Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации».

Статья Конституции: 81 (глава 4. Президент Российской Федерации)

Что предлагают изменить: ужесточить требования к кандидату в президенты: он должен жить не менее 25 лет в России (в данный момент – 10 лет), не иметь гражданства или ВНЖ другого государства. Это требование, правда, не распространяется на кандидатов-жителей присоединенных к России территорий.

Также из этой статьи предлагается убрать оговорку, по которой президент может избираться на «два срока подряд», и оставить просто «два срока». Это ограничит в общем количество возможных сроков для человека. Этот пункт некогда позволил Путину избраться на третий срок (но не подряд).

Статья Конституции: 83 (глава 4. Президент Российской Федерации)

Что предлагают изменить: добавить семь новых пунктов. Президент сможет, как и раньше, назначать и освобождать от должности премьер-министра (председателя правительства), назначать его заместителей. Их должна утвердить Государственная дума.

Если председатель правительства освобожден от должности, новый может не вносить предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, что сейчас обязательно.

Президент будет также назначать глав силовых ведомств, МИДа и МЧС, но после консультаций с Советом Федерации. 

В отличие от «консультаций» по силовикам, Совет федерации в новой редакции должен утверждать председателя, его заместителя и судей Конституционного суда. Председателя, его заместителей и судей Верховного суда. Но без согласования – назначать председателей, заместителей и судей других федеральных судов.

Также без Совета Федерации нельзя будет уволить судей Конституционного суда, Верховного суда, судей кассационных и апелляционных судов – в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;

Также Совфед утверждает Генпрокурора, его заместителей и прокуроров субъектов (раньше их кандидатуры согласовывала местная власть). Также президент не сможет освободить от должности главу прокуратуры без одобрения верхней палаты федерального собрания.

Президент сможет формировать Госсовет – «в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом». В данный момент Госсовет имеет статус неконституционного совещательного органа при президенте.

Статья Конституции: часть 2, 95 (Глава 5. Федеральное Собрание)

Что предлагают изменить: состав Совета Федерации. В него также будут входить по два представителя от каждого субъекта. Останется правило – по одному от представительного и исполнительного органов госвласти. Но состав расширится: президент сможет сам назначать новых сенаторов – «представителей Российской Федерации». Их число должно быть не более 10% от общего числа членов Совфеда.

Также в статью добавят два ограничения – по возрасту (30 лет) и по отсутствию гражданства или ВНЖ другого государства.

Статья Конституции: 97 (Глава 5. Федеральное Собрание)

Что предлагают изменить: депутаты Госдумы не смогут иметь гражданство или ВНЖ другого государства.

Статья Конституции: 102 (Глава 5. Федеральное Собрание)

Что предлагают изменить: закрепить право Совета Федерации назначать председателя, его заместителей и судей Конституционного Суда, председателя, его заместителей и судей Верховного суда по представлению президента. Право консультировать президента по вопросом назначения глав силовых ведомств, генерального и региональных прокуроров. Право заверять отставки судей.

Статья Конституции: 103 (Глава 5. Федеральное Собрание)

Что предлагают изменить: закрепить право Госдумы утверждать премьер-министра, его заместителей и федеральных министров, кроме тех, кто указан в пункте «д1» статьи 83 (в соответствии с новыми поправками, то есть кроме федеральных министров, глав силовых ведомств, МИДа и МЧС).

Статья Конституции: часть 3 статьи 107, часть 2 статьи 108 (Глава 5. Федеральное Собрание)

Что предлагают изменить: 107 и 108 статьи регламентирует порядок и сроки подписания президентом и обнародования федеральных законов. В нынешней редакции третьей части 107 статьи указано, что если президент в течение 14 дней с момента поступления закона отклонит его, то Госдума и Совет Федерации в установленном порядке вновь рассматривают такой закон. Если при повторном рассмотрении его в той же редакции одобрят большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов СФ и депутатов Госдумы, он подлежит подписанию президентом в течение семи дней и обнародованию. 

Согласно проекту поправок, эту норму предлагается дополнить положением следующего содержания: «если президент Российской Федерации в течение указанного срока обратится в Конституционный суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности федерального закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным судом Российской Федерации». 

Если КС подтвердит конституционность закона, то президент обязан подписать его в течение трех дней. Если КС не подтвердит – вернуть в Госдуму без подписания.

Статья Конституции: 110 (Глава 6. Правительство Российской Федерации)

Что предлагают изменить: вводит возрастной ценз – 30 лет и запрет на гражданство или ВНЖ другого государства.

Статья Конституции: 111 и 112 (Глава 6. Правительство Российской Федерации)

Что предлагают изменить: меняется формулировка – Госдума не согласовывает премьер-министра, а утверждает. Президент вносит кандидатуру на рассмотрение в течение двух недель после вступления в должность или после отставки правительства. Или в течение недели со дня отклонения кандидатуры Госдумой или отставки самого премьера.

Статья 112 расширяется: формализуется утверждение Госдумой премьер-министра, заместителей и федеральных министров.

Статья Конституции: 119 (Глава 7. Судебная власть и прокуратура)

Что предлагают изменить: вносятся требования к судьям – они должны постоянно проживать в России, не иметь гражданства или ВНЖ другого государства.

Статья Конституции: 125 (Глава 7. Судебная власть и прокуратура)

Что предлагают изменить: сократить число судей в Конституционном суде с 19 до 11. Сейчас в состав КС входит 15 судей. 

Также Конституционный суд сможет проверять по просьбе президента не вступившие в силу законы субъектов России – но до того, как их подписало высшее должностное лицо субъекта, то есть глава или губернатор региона.

Статья Конституции: 128 (Глава 7. Судебная власть и прокуратура)

Что предлагают изменить: председатель, его заместитель и судьи Конституционного суда, председатель, его заместители и судьи Верховного Суда теперь будут назначаться Советом Федерации по представлению президента. Что касается других федеральных судов, порядок назначения будет устанавливаться федеральным законом.

Статья Конституции: 129 (Глава 7. Судебная власть и прокуратура)

Что предлагают изменить: Статья о прокуратуре переписана полностью. Конечно, главным образом, прописывается согласование кандидатур с Советом федерации. Но в первой части статьи о прокуратуре в Конституции планируют добавить:

«Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции». 

Статья Конституции: часть 3 статьи 132, статья 133 (Глава 8. Местное самоуправление)

Что предлагают изменить: обозначить, что органы местного самоуправления и органы госвласти входят в единую систему публичной власти в России и взаимодействуют «для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории».

Единственная проблема: в российском законодательстве (в том числе, в Конституции) нет термина «единая система публичной власти». 

Статья 133 меняет формулировку права на компенсацию дополнительных расходов: вместо прежних «в результате решений, принятых органами государственной власти» предлагается «в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций и полномочий, имеющих государственное значение».

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.