19 марта 2024, вторник, 09:08
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

23 января 2020, 14:35

Что такое Конституционное собрание?

15 января в своем послании Федеральному собранию президент Путин предложил изменить Конституцию. В числе прочего, он предложил убрать приоритет международного права, но без референдума – с общим голосованием.

Неделю эксперты и аналитики гадали, что же имел ввиду президент: главенство международного права зафиксировано в первой главе Конституции. Она, как вторая и девятая, считается «особо защищенной» статьей – для ее изменения необходимо три пятых голосов Совета Федерации и депутатов Государственной думы, созыв Конституционного собрания и референдум (всенародное голосование).

Но выполнить эту процедуру невозможно: хотя бы потому, что закон о Конституционном собрании так и не принят с 1993 года. 

Неужели КС заменят рабочей группой, а референдум – «общим голосованием», неделю мелькало в российских СМИ. Но 21 января Путин внес поправки в Конституции в Госдуму – первой главы в них не оказалось. 

Что такое Конституционное собрание?

Это временный представительный орган, который созывается для разработки и принятия новой Конституции. Правомочия этого органа, согласно действующим нормам 9 главы основного закона, относятся лишь к статьям, которые устанавливают основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина и процедуру поправок и пересмотра Конституции. Это положения глав 1, 2 и 9. 

Какие были законопроекты о Конституционном собрании

Первый документ разработали коммунисты в 1997 году. Автором проекта был последний председатель Верховного Совета СССР Анатолий Лукьянов. Законопроект поддержали Геннадий Зюганов (глава КПРФ), Николай Харитонов (с 2011 года – председатель комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока Госдумы) и Николай Рыжков (с 2003 года – член Совета Федерации).

Через три года (в 2000) они отозвали его с рассмотрения в Госдуме, поскольку поддержали другой документ – его разработала группа депутатов во главе с Вячеславом Володиным, в тот момент депутатом Госдумы от блока «Отечество – Вся Россия». В группу также входили Анатолий Лукьянов, Борис Надеждин, Валерий Крюков и Елена Мизулина (через 12 лет отозвала свою подпись).

В 1998 году была версия от члена КПРФ Вячеслава Зволинского, а в 2000 – от депутата Сергея Ковалева, советского диссидента и правозащитника. Эти законопроекты были также отклонены.

Проработанный проект группы Володина пролежал в Госдуме до 2012 года и был также отклонен: на тот момент президент Дмитрий Медведев поручил своей администрации проработать собственный вариант закона.

В 2007 году пятую версию закона о КС вносили на рассмотрение депутаты Виктор Алкснис и Сергей Бабурин. Его признали не соответствующим формальной процедуре.

Наконец, в ноябре 2017 года появилась шестая редакция – от депутата от КПРФ и режиссера Владимира Бортко. Законопроект практически дословно цитировал текст Володина.

Чем отличались законопроекты?

Законопроект Лукьянова (1997)

В Конституционное собрание входят: президент, члены Совета Федерации, судьи Конституционного суда, председатель Верховного суда и председатель Высшего Арбитражного суда, представители Совфеда и Госдумы, члены президиума правительства и делегаты от профсоюзов.

Во главе – председатель и главы Совфеда и Госдумы. Они руководят практической деятельностью Собрания. Собрание созывается не более, чем на год.

Законопроекты Володина и Ковалева (2000)

Проекты Володина и Ковалева отличались порядком формирования КС: в первом проекте 278 мест из 400 отдавалось представителям Госдумы и Совфеда. В проекте Ковалева, состав Собрания (450 человек) формировался из представителей, которых граждане России избрали в КС голосованием. Также в нем предполагалось, что новый проект Конституции должен пройти четыре чтения.

В проекте Володина предусматривалось, что в его состав должны войти сто юристов, которых назначает президент.

Документ Ковалева был признан слишком долгим и дорогостоящим, в версии Володина нашли противоречие – при таком составе, большинством в КС оказывается Федеральное собрание (Госдума и Совет Федерации). А так быть не может – в Конституции прописано, что три «специальные» статьи Собрание не должно пересматривать.

Проект Алксниса-Бабурина (2007)

Главное отличие от предыдущих законопроектов – Конституционному собранию давался статус временно действующего высшего законодательного органа. Это предполагало не только власть, но и финансирование из бюджета, а также соответствующие гарантии и бонусы для его членов. Например, обеспечение жильем.

Законопроект отправили на доработку. В Госдуму он и не вернулся. 

Законопроект Владимира Бортко (2017)

В проекте Бортко не было ничего принципиально нового – он практически целиком цитировал проект Володина. В состав КС также должны входить президент, председатель Верховного и судьи Конституционного судов, члены Совета Федерации, сто депутатов Госдумы вместе с председателем и сто юристов. Единственное отличие – исключили председателя Верховного арбитражного суда. Впрочем, по причине достаточно простой и понятной: к 2017 году Верховный арбитражный суд стал частью Верховного суда.

Можно ли обойтись без Конституционного собрания?

В статье 135 (глава 9) Конституции прописан четкий регламент: чтобы поменять первую, вторую и девятую статьи, нужно созвать Конституционное собрание. Пока не существует закона, то есть понятного порядка созыва Собрания, изменить эти статьи без нарушения Конституции невозможно.

Главы 3-8 можно менять без Конституционного собрания: согласно статье 136, поправки должны вноситься как федеральный конституционный закон и вступить в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Сейчас поправки вносятся как раз в эти главы. Правда, все равно необычным способом – не как федеральный конституционный закон, а как законопроект о поправках.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.