Москва изнутри

Издательство «Бомбора» представляет книгу писателя и фотографа Елены Крижевской «Москва изнутри. Роскошные интерьеры и архитектурные истории».

Автор книги предлагает читателям прогуляться по интерьерам знаменитых зданий Москвы, пройдя сквозь все архитектурные стили столицы от XV до ХХ века. Книга показывает, как постепенно менялись вкусы и предпочтения горожан: от теремов дворцового Кремля раннемосковского стиля до барокко Меньшиковой башни, от классицизма Мэрии Москвы до ампира дома-музея Пушкина, от модернизма Дворца пионеров до сталинских высоток, и вплоть до современной Московской школы управления «Сколково».

Всего книга «Москва изнутри» содержит описания более 120 домов, особняков, дворцов, клубов, гостиниц, ресторанов, учебных заведений и других общественных зданий. «Биографии» домов сопровождаются роскошными иллюстрациями, где можно детально рассмотреть внутреннее убранство — величественные люстры, лепнину, роспись и мозаику, антикварную мебель. Иногда эти фотографии — единственная возможность для читателя заглянуть за фасад: есть здания, доступ в которые закрыт навсегда.

Предлагаем ознакомиться с фрагментом книги, посвященным зданиям XV–XVII веков.

 

Грановитая палата

/ Кремль /

Грановитая палата — единственное сохранившееся строение роскошного дворца великого князя Ивана III. Когда-то палата была тронным залом, где устраивались великолепные приемы иностранных делегаций, восхищавшие современников своим богатством и пышностью. Грановитая палата была построена в 1487–1491 годах итальянцами Марко Руффо (Фрязиным) и Пьетро Антонио Салари. И она уникальна!

Это единственная каменная постройка нехрамовой архитектуры Москвы XV века, дошедшая до наших дней. Высота сводчатого зала — 9 метров, площадь — 495 кв. м. На протяжении двух столетий Грановитая палата была самым большим залом России. Потолок палаты опирается на центральный столп, поэтому она называется одностолпной.

Грановитая палата. Фото Елены Крижевской

В XVI веке Грановитая палата была расписана фресками. Они пострадали во время пожара в начале XVII века и в 1668 году реставрированы московским иконописцем Симоном Ушаковым, он же составил подробную опись сюжетов. Сохранившаяся до наших дней роспись выполнена в 1847 году живописцем Федором Завьяловым, уже по описи Ушакова. Из пяти композиций три повторяют прежние: «Ветхозаветная Троица», «Явление архангела Михаила Иисусу Навину» и «Сон Константина». Стены палаты также украшены изображением первых русских царей Рюриковичей, на столпе мы видим три царства животных — четвероногих, морских и крылатых, которые символизируют силу, могущество и мудрость правителя. Паркет Грановитой палаты также восхищает своими красками и рисунком. Рисунок ковра в точности повторяет рисунок паркета.

 

Палаты Романовых и Знаменский монастырь

/ ул. Варварка, д. 8–10 /

Сохранившиеся объекты древнерусской архитектуры в Москве можно пересчитать по пальцам, а таких, где хотя бы частично сохранились интерьеры, да еще и не в Кремле — вообще единицы. Палаты бояр Романовых — пример успешной реставрации древних палат XVI века, осуществленной в середине XIX века.

С середины XVI века двор принадлежал боярину Никите Романовичу Захарьину-Юрьеву, брату царицы Анастасии, первой жены Ивана Грозного. В 1584 году его унаследовал Федор Никитич Романов, впоследствии патриарх Филарет. Именно здесь родился сын Федора Никитича Михаил, будущий родоначальник династии Романовых. В 1631 году Михаил и Филарет основали на родовом дворе Романовых Знаменский монастырь.

В 1856 году во время визита в Москву император Александр II обратил внимание на плачевное состояние родовых палат бояр Романовых и распорядился их восстановить, чтобы устроить музей «Дом бояр Романовых». Восстановительные и реставрационные работы проходили под руководством архитектора Федора Рихтера.

Со времен Михаила Федоровича сохранился только первый этаж палат. Второй этаж был перестроен, когда родовое имение стало Знаменским монастырем. В XIX веке архитектор Рихтер воссоздал третий деревянный этаж палат. В эпоху первых Романовых палаты из камня строили только до уровня второго этажа, а третий всегда был деревянный. На крыше палат помещен грифон — герб рода Романовых.

Реставраторы воссоздали древнюю роспись палат. Орнамент взяли из грамоты XVII века о восшествии на престол Михаила Федоровича. В роспись свода трапезной включили монограмму «МФР» — Михаил Федорович Романов, а также родовой герб семьи Романовых — грифон, и герб российского государства — двуглавый орел. В интерьере собрали мебель, предметы быта и личного обихода бояр в XVI и XVII веках. В комнатах установили изразцовые печи, привезли сундуки, старинные книги, ткани и прочее. Палаты традиционно были разделены на две половины — мужскую и женскую. На первом этаже, на мужской половине, восстановлены интерьеры трапезной, кабинета боярина, библиотеки. На втором этаже, на женской половине — сени, комната боярыни и светлица.

 

Теремной дворец

/ Кремль /

Теремной дворец — самый секретный дворец Кремля, он так хорошо спрятан, что очень немногие знают, как выглядит даже его фасад, не то что интерьеры. Раскрою секрет: фасад дворца можно увидеть издалека — с Патриаршего моста, а также поближе — с Моховой улицы. Внутрь же можно попасть с экскурсией в Большой Кремлевский дворец (о нем позже, он был построен в XIX веке). Теремной дворец возведен в 1635–1636 гг. в стиле русское узорочье по указу царя Михаила Алексеевича. Строительство дворца велось мастерами Ларионом Ушаковым, Баженом Огурцовым и другими зодчими.

Фасад Теремного дворца очень красив. Порталы, наличники, карнизы сплошь покрыты искусной резьбой по камню. Окна украшены наличниками с висячими гирьками — популярный декоративный элемент стиля узорочье. Пышный резной декор сочетался с многоцветной росписью — при исследовании порталов и наличников были обнаружены следы различных красок. Древнее убранство дворца не сохранилось, причем даже сведений о росписях осталось мало, поскольку гостей редко приглашали в парадные покои царя. Во время реставрации, проводимой в 1836 году, все комнаты дворца были расписаны масляными красками по эскизам академика живописи Федора Солнцева. Необыкновенные изразцовые печи и мебель восстановлены тогда же по образцам XVII века под руководством Федора Рихтера.