30 марта 2020, понедельник, 20:50
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Антонина Софронова. Путь от натуры к образу длиною в жизнь

Вышло в свет двухтомное иллюстрированное издание «Антонина Софронова. Живопись. Графика» (автор-составитель — Юрий Петухов). В альбоме воспроизведено более 600 живописных и графических произведений художницы из музеев и частных коллекций, большинство из которых публикуется впервые, а также опубликован ряд статей о творчестве Антонины Софроновой.

Антонина Федоровна Софронова (1892—1966) была ученицей Федора Рерберга и Ильи Машкова. Участвовала в выставках объединений «Бубновый валет» и «Мир искусства». В 1919–1920 годах преподавала рисование в Орле и Твери. С 1921 года жила в Москве, занималась книжной иллюстрацией. В 1931 году Антонина Софронова, сблизившись с Татьяной Мавриной, Николаем Кузьминым, Даниилом Дараном и другими художниками, стремившимися «рисовать в темпе жизни», участвовала в 3-й выставке группы «Тринадцать». Разгромная критика и обвинения в формализме обусловили в дальнейшем тихое, почти незаметное в публичном пространстве существование художников этого круга. Долгое время Антонина Софронова была известна преимущественно как иллюстратор. Ее единственная прижизненная персональная выставка прошла в Доме литераторов в 1962 году. 12 марта 2020 года в московской галерее «Ковчег» откроется выставка «Характер искусства. Антонина Софронова (1892–1966) в московских частных собраниях», кураторы выставки — Юрий Петухов («Модерн Арт Консалтинг») и Сергей Сафонов («Ковчег»). Выставка будет работать до 5 апреля.

Предлагаем ознакомиться с фрагментом из статьи Юрия Петухова «Путь от натуры к образу длиною в жизнь».

 

Талант и успехи молодой художницы практически сразу были замечены специалистами: в 1914 году она показывает свои работы на выставке «Бубнового валета», а в 1917-м принимает участие в экспозиции объединения «Мир искусства». Софронова стремительно развивается профессионально. Уже в серии, условно называемой (по месту создания) «дросковские рисунки», заметно стремление автора не столько к простой фиксации увиденного, сколько к формированию структуры, формулы конкретного пейзажа или портрета. На этом этапе Софронова относится достаточно отстраненно к самому предмету изображения. Изучая «предмет», она раскладывает его на плоскости, выстраивает формы, оперируя объемами и пространствами. Все работы серии выполнены углем. Изучением и освоением специфики этого художественного материала Софронова много занималась, пытаясь нащупать скрытые в нем возможности, с блеском использованные ею позднее.

Несмотря на приверженность художницы реалистическому пейзажу, «дросковские рисунки» достаточно формалистичны по своей сути и предвосхищают дальнейшие шаги автора в данном направлении. Этот поступательно-изучающий вектор профессионального движения будет продолжен в серии формалистических портретов и в многочисленных изображениях обнаженных 1919–1921 годов. Максимальное же развитие он, безусловно, получил в стоящем особняком в творчестве художницы корпусе конструктивистских работ, выполненных в 1921–1922 годах. Софронова «пришла» к этой серии после знакомства с Михаилом Ксенофонтовичем Соколовым, в те годы также увлекавшимся данным направлением. В 1921 году оба начали преподавать в тверских СГХМ. Дружба и творческая связь двух художников продолжалась до смерти Соколова в 1947-м. Случился, правда, длительный перерыв в отношениях, вызванный непростым характером, щепетильностью и чрезвычайной требовательностью Соколова, который позже, после нескольких лет размолвки, принес Софроновой покаянные извинения.

Большинством специалистов принято считать, что именно Соколов оказал определяющее влияние на творческое развитие и судьбу Софроновой-художника. Он и сам так считал, и даже однажды в запале ссоры позволил себе упрек: «…Вы это прекрасно знаете, не хуже моего знаете, под чьим знаком прошло Ваше творчество с 1921 года и до последних дней, кому вы обязаны своим ростом!» Софронова ко многим решениям в своем творческом развитии действительно пришла после знакомства с Соколовым, но она уже была к ним профессионально готова. Тут и студия Рерберга, и мастерская Машкова, и «Бубновый валет», и влияние мужа — художника Генриха Блюменфельда. К моменту знакомства с Соколовым в творческом багаже Софроновой уже были упомянутые выше графические серии, «подготовившие» ее к такому повороту в профессиональном развитии. Кроме того, надо отметить, что общение двух талантливых людей — это не только движение в одну сторону, но и взаимообмен: Соколов в творческом плане и сам многое получил от Софроновой.

Одним из первых собирателей, обративших внимание на серию конструктивистских работ художницы, был Георгий Костаки, чутьем коллекционера сумевший увидеть в этих листах высочайшее качество и профессионализм. Известный искусствовед Василий Ракитин, также высоко ценивший цикл конструктивистских работ Софроновой, отмечал позднее: «…Ее работы сегодня в исторической перспективе заняли место рядом с работами Любови Поповой и Александры Экстер, Надежды Удальцовой и Варвары Степановой. И в этом ряду она воспринимается как равная среди равных».

Важный и значительный (не только по объему входящих в него работ) цикл «Типы московских улиц» (1924–1925) — достаточно редкий в творчестве художницы пример изображения совершенно незнакомых ей людей. Еще лишь дважды в своей работе обращалась она к подобным экспериментам — в сериях «Прохожие» и «Гудаута» (обе — вторая половина 1930-х). Обычно героями как живописных, так и графических произведений становились члены семьи либо представители крайне ограниченного, очень близкого круга друзей и знакомых. Все листы цикла «Типы московских улиц» выполнены Софроновой на основе натурных впечатлений, но уже дома, по памяти. Работая таким образом, она уходила от излишней детализации и конкретики. Виртуозные рисунки Софроновой — это не случайные зарисовки, фиксация увиденного на память, а цельные, законченные композиции. Желание разглядеть в частном общее, попытка выявить и изобразить типичное, характерное позволили Софроновой превратить своих героев в образы-типажи. Художественные приемы, используемые Софроновой, демонстрируют широчайший спектр ее профессиональных возможностей. Она легко и филигранно пользуется линией, штрихом, пятном, растушевкой, всякий раз подбирая вариант, позволяющий максимально точно реализовать задуманное. К началу работы над «Типами…» Софронова уже уверенно и мастерски пользуется углем, изучением и освоением которого она занималась, работая над предшествующими сериями.

Даже при условии остросоциальной тематики цикла рисунки не носят карикатурный, обличительный характер. Художница изображает своих героев скорее с сочувствием и даже с некоторой симпатией. Прямая перекличка с окружающей действительностью и личная эмоциональная сопричастность в работах Софроновой крайне редки, в ее творческом наследии практически невозможно обнаружить видимой связи, отсылок к происходившим в жизни страны и общества процессам. Софронову не вдохновляли победные марши и парады, она не рисовала физкультурников, девушек с веслами и передовиков производства, не была глашатаем революции, которая, по ее мнению, «создала для искусства совершенно невозможные условия. Она включила искусство в общее ярмо казенщины советских учреждений, поставила в плоскость одной систематической работы». Художницу интересовали профессиональные вопросы, она была максимально погружена в сам процесс. Парадокс в том, что, старательно дистанцируясь от происходящего в обществе, ее работы сами становились документом, символом своего времени.

В 1930-х Софронова сумела найти идеальное для себя пограничное сосуществование с окружающей действительностью — своеобразная внутренняя эмиграция. Она практически перестает изображать происходящее рядом, ей интереснее пустынные улицы и переулки уходящей Москвы. На этом этапе избранный ранее алгоритм движения в работе от натуры к законченному художественному образу получил логическое развитие. Даже если у изображаемых пейзажей и указаны конкретные названия, то это скорее формальность, поскольку художница переводила изображения в иную сферу, лишая их географической привязки. Московские пейзажи становятся психологическими портретами города. Отсутствие людей в этих работах Софронова с лихвой компенсирует в серии «Прохожие» (1935–1936). Активно заполняя листы фигурами неизвестных горожан, она практически не оставляет в них места для города. Лишь фасоны одежды да головные уборы говорят о времени, сами же герои молчаливы и погружены в себя. Серия создавалась во времена очередной волны сталинских репрессий. Возможно, этим отчасти объясняется некая осторожность и тревога в графических листах. В конце 1930-х Софронова и вовсе переключается на изображении птиц и зверей в вольерах зоопарка. Они — идеальная натура, не пристают с разговорами, не задают ненужных и опасных вопросов — просто становятся источником, темой для начала новой работы.

Практически в это же время художница создает серию акварелей и живописных полотен «Гудаута». Восточный колорит местных жителей и пейзажей увлекает художницу: она пишет незнакомых людей эмоционально, с внутренней симпатией. Далее Софронова концентрируется на изображении членов семьи и самых близких друзей, натюрмортах с цветами и дачных пейзажах. На происходящие вокруг события нет и намека. Удивительно, но даже Великая Отечественная война практически не нашла отражения в творчестве Софроновой, лишь в названиях некоторых живописных работ этого времени можно иногда уловить отзвуки происходящего («Беженка», 1942, см. т. 1). В чем причина такого дистанцирования, ухода от реальности? Осторожность человека, уже пострадавшего за свои творческие поиски и эксперименты? Нехватка времени и материалов для творческой работы? Нежелание воспевать мучения и страдания, ужасы происходящего? Думается, что всё вышеперечисленное нужно принять во внимание, но главной причиной явилась вера Софроновой в то, что в искусстве время существует вне конкретного момента.

В 1950–1960-х годах художница продолжает сосредоточенно и плодотворно работать над натюрмортами и циклом «Воображаемые портреты». Даже из названия последнего очевидно, что в своем движении от натуры к образу Софронова достигла абсолюта. Эти холсты и графические листы — очередной этап в творчестве мастера. Как и всё созданное ранее, за исключением журнальной графики 1920-х годов, эти произведения чрезвычайно лиричны, но в них появилось и нечто новое — Софронова нашла пластический язык, позволивший наполнить композицию новыми смыслами. По большому счету для нее уже не так важно, кто или что именно запечатлено на листе: конкретный человек, выдуманный образ, фрукт или овощ. В любом случае изображение переходит от простой фиксации предметов или похожести портретируемого в некий знак, символ, олицетворяющий этот предмет или героя. Это очень логичный и закономерный результат, итог большого пройденного пути от натуры к образу: «Образ — миг. Образ дается мгновенно. <…> Одержимость, внутренне ничем неистребимая потребность выражения себя в искусстве и понимание специфичности языка своего искусства — признаки настоящего художника. Надо безоговорочно доверять себе, своему вкусу и пониманию, а остальное всё послать к черту. <…>
Не нужно стиля! Не нужно мастерства! Не нужно композиции. Остается образ и его борьба с материалом, отсюда родится стиль, мастерство и композиция».

Обсудите в соцсетях

«Ангара» Африка Византия Вселенная Гренландия ДНК Иерусалим КГИ Луна МГУ Марс Монголия НАСА РБК РВК РГГУ РадиоАстрон Роскосмос Роспатент Росприроднадзор Русал СМИ Сингапур Солнце Титан Юпитер акустика антибиотики античность археология архитектура астероиды астрофизика бактерии бедность библиотеки биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера вакцинация викинги вирусы воспитание вулканология гаджеты генетика география геология геофизика геохимия гравитация грибы дельфины демография демократия дети динозавры животные здоровье землетрясение змеи зоопарк зрение изобретения иммунология импорт инновации интернет инфекции ислам исламизм исследования история карикатура картография католицизм кельты кибернетика киты климатология клонирование комары комета кометы компаративистика космос культура культурология лазер лексика лженаука лингвистика льготы мамонты математика материаловедение медицина металлургия метеориты микробиология микроорганизмы мифология млекопитающие мозг моллюски музеи насекомые наука нацпроекты неандертальцы нейробиология неолит обезьяны общество онкология открытия палеолит палеонтология память папирусы паразиты перевод питание планетология погода политика право приматы природа психиатрия психоанализ психология психофизиология птицы путешествие пчелы ракета растения религиоведение рептилии робототехника рыбы сердце смертность собаки сон социология спутники старение старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры топливо торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология физика физиология фольклор химия христианство цифровизация школа экология электрохимия эпидемии эпидемиология этология язык Александр Беглов Дмитрий Козак Древний Египет Западная Африка Латинская Америка НПО «Энергомаш» Нобелевская премия РКК «Энергия» Российская империя Сергиев Посад альтернативная энергетика аутизм биология бозон Хиггса вымирающие виды глобальное потепление грипп защита растений инвазивные виды информационные технологии искусственный интеллект история искусства история цивилизаций исчезающие языки квантовая физика квантовые технологии климатические изменения компьютерная безопасность компьютерные технологии космический мусор криминалистика культурная антропология междисциплинарные исследования местное самоуправление мобильные приложения научный юмор облачные технологии обучение одаренные дети педагогика персональные данные подготовка космонавтов преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека русский язык сланцевая революция физическая антропология финансовый рынок черные дыры эволюция эволюция звезд эмбриональное развитие этнические конфликты ядерная физика Вольное историческое общество жизнь вне Земли естественные и точные науки НПО им.Лавочкина Центр им.Хруничева История человека. История институтов дело Baring Vostok Протон-М 3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM MERS PayPal PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2020.