28 марта 2024, четверг, 21:49
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Гонения советской власти на Русскую церковь были таковы, что не то что сказать о своей вере, но даже молча следовать ей было подвигом. Прославленные в лике святых новомученики и исповедники не поступились ничем: верили, молились и безропотно шли на свои голгофы.

«Полит.ру» вспоминает тех, кто отдал свою жизнь за веру и чьими молитвами жива Русская церковь — даже если кроме имени до нас почти ничего не дошло.

Публикации подготовлены Кириллом Харатьяном (включен российскими властями в реестр иностранных агентов).

06 марта 2020, 10:00

Священномученики Иосиф Смирнов, Владимир Ильинский, Иоанн Касторский и мученик Иоанн Перебаскин

Священномученики Иосиф Смирнов, Владимир Ильинский, Иоанн Касторский и мученик Иоанн Перебаскин
Священномученики Иосиф Смирнов, Владимир Ильинский, Иоанн Касторский и мученик Иоанн Перебаскин

12 (25) февраля 1918 года в Богородице-Феодоровский монастырь, находившийся в двух верстах от Солигалича в селе Ратьково, явились представители большевистского совета и стали осматривать монастырь. Во время осмотра склада явился посыльный от совета, который сообщил, что их ждут в Солигаличе. Большевики взяли ключи от склада и поспешно удалились, заявив, что прибудут на следующий день и заберут весь хлеб, кроме того что оставят по 15 фунтов на каждого здорового человека. Они посоветовали всех больных и стариков отправить в богадельню.

Настоятель монастырского храма священник Василий Ильинский в тот же день отправился в город на заседание городской думы и просил членов Думы защитить обитель от разграбления. Дума приняла решение поддержать просьбу священника и отправить делегацию в совет. Впоследствии представители советской власти, желая оправдаться в кровавом подавлении восстания жителей города, говорили, что это были только слухи, будто «советская власть намерена уничтожить христианскую религию, реквизировать все церковное имущество, снять с могил железные кресты, а с оград железные решетки и обратить на земледельческие орудия».

На следующий день несколько сотен верующих из Солигалича и окрестных селений собрались к монастырю для его защиты. Некоторые учреждения сами отправляли своих служащих для защиты обители. По окончании богослужения священник Василий Ильинский предложил всем, кто пожелает, собраться в трапезной храма, чтобы обсудить вопрос об угрозе реквизиции монастырского хлеба. Собранием было решено отправить делегацию в солигаличский гарнизон, чтобы просить солдат о поддержке.

Члены делегации обратились к начальнику солигаличского гарнизона Иванскому, прося его поддержать народ и приостановить реквизицию хлеба, а также содействовать разоружению красногвардейцев. Иванский распорядился собрать гарнизонный комитет, и тот в свою очередь принял решение поддержать население города и отправил трех своих делегатов: Ивана Лелявина, Николая Лихушина и Михаила Симонова, которые вместе с толпой народа, около шестисот человек, направились к зданию Совета. Приблизившись к зданию, направили в совет делегатов — Астраханского, Ереминского и брата священника Димитрия Потехина штабс-капитана Потехина.

Вернувшись с переговоров, они заявили собравшимся, что советские представители согласны приостановить реквизицию хлеба в монастыре и возвращают монастырские ключи, но на требование разоружить Красную гвардию отвечают категорическим отказом.

После этого перед зданием совета начался митинг с выступлениями ораторов. К толпе вышел Вылузгин, глава советской власти в городе, и потребовал, чтобы все разошлись, но никто не расходился и не хотел его слушать. Следственная комиссия впоследствии утверждала, что собравшиеся перед зданием Совета люди кричали: «Выдать оружие! Разоружить их! Мы пришли, чтобы с вами покончить!». Вылузгин скрылся в здании совета, а затем, быстро вернувшись, закричал, что объявляет город на военном положении, и вслед за этим выстрелил в воздух. Толпа придвинулась к зданию, послышались угрозы; один из красногвардейцев, судя по одежде моряк, скомандовал: «Пли!» И из здания совета была открыта беспорядочная стрельба из винтовок — несколько человек было легко ранены, а один, Павел Орлов, убит.

После этого члены совета стали разбегаться, но их хватала толпа.

Люди окружили пытавшегося скрыться Вылузгина, начали бить его, кто-то выстрелил в него из револьвера и легко ранил в голову, после чего все стали расходиться, а Вылузгин был доставлен в местную аптеку, где ему была сделана перевязка. Все это время почти все храмы города звонили в набат. Вылузгина доставили в больницу, где, после того как врач Виноградов вынул из раны пулю, к его палате была приставлена вооруженная стража. В полночь в палату к Вылузгину пришла группа вооруженных людей. Пришедшие обвинили председателя совета в том, что он отказался слушать народ и разоружать Красную гвардию, а также в убийстве Орлова. После этого один из пришедших заколол его штыком.

В тот же вечер состоялось объединенное собрание общественных организаций и жителей города Солигалича. На собрании было принято решение о создании временного совета из представителей населения города, чтобы затем в него включить и представителей волостей. Было предложено включить в совет по одному представителю от Солигаличского земства, почтово-телеграфной конторы, рабочей группы, Совета солдат и инвалидов и трех кандидатов от гарнизона. Было принято предложение не допускать самосуда над арестованными членами большевистского совета. Было внесено предложение устроить 14 (27) февраля летучие митинги для оповещения населения города о действительных событиях, происшедших 13 (26) февраля. Городская дума послала телеграмму с описанием всех происшедших событий в Совет рабочих и солдатских депутатов города Буя.

Спустя неделю из Костромы в Солигалич прибыл карательный отряд из трехсот пятидесяти красногвардейцев, которых возглавлял чрезвычайный комиссар по борьбе с контрреволюцией Северного района и Западной Сибири Журба. Сразу же было арестовано пятьдесят два человека, а всего к следствию было привлечено девяносто пять человек. Следствие проходило стремительно. Никакого расследования обстоятельств происшедшего не было. Каратели сразу же отобрали тех, кто, с их точки зрения, подлежал немедленному расстрелу. Впоследствии не обнаружилось никаких документов следствия или допросов, а при обращении к Журбе вышестоящего начальства с вопросом, где документы, на основании которых были казнены жители Солигалича, тот ответил, что их смерть он берет на себя.

Иосиф Смирнов — сын священника единоверческой церкви села Жарки Костромского уезда Костромской губернии, семи лет, в 1871 году, остался круглым сиротой. Его и пятерых его братьев и сестер взяла на воспитание незамужняя 30-летняя тетка, у нее был собственный дом в селе Тетеринском Нерехтского уезда.

В 1874 году Иосиф поступил в Солигаличское духовное училище, по окончании которого в 1879 году поступил в Костромскую духовную семинарию на казенное содержание. Учеба давалась Иосифу Смирнову нелегко, что видимо, может быть объяснено трудным положением круглого сироты. По окончании семинарии он был назначен помощником учителя в приходское училище г. Солигалича.

2 июня 1886 года он женился, семья Смирновых поселилась в доме, принадлежавшем супруге Иосифа. У них родилось восемь детей.

22 июня 1886 года он был рукоположен во диакона епископом Костромским и Галичским Александром (Кульчицким), а 24 июня того же года — во священника тем же архиереем. Определен в клир Богородице-Рождественского собора г. Солигалича.

С 1888 года о. Иосиф стал безвозмездно духовно окормлять арестантов, содержащихся в солигаличском тюремном замке. В 1897 году был сооружен Никольский тюремный храм, который был освящен в январе 1898 года и стал приписным к Богородице-Рождественскому собору.

В 1895 году при соборе открылась церковноприходская школа, где о. Иосиф стал законоучителем. Освобожден от должности законоучителя в октябре 1899 года. в связи с возросшей пастырской загруженностью. С 1904 году назначен заведующим школой. С 1896 по 1907 год состоял в должности наблюдателя церковноприходских школ Солигаличского уезда, с 1904 по 1906 год был членом комитета по поверке сумм в Солигаличском духовном училище.

27 сентября 1905 года назначен настоятелем Богородице-Рождественского собора г. Солигалича.

22 июля 1907 года возведен в сан протоиерея.

Был депутатом Городской думы (1906 — 1907), членом уездной санитарно-исполнительной комиссии Солигаличского уезда (с августа 1907), депутатом Солигаличского уездного собрания (с 1909), членом уездного комитета попечительства о народной трезвости (с 1909), членом правления Солигаличского духовного училища (с 1909), законоучителем городского училища (с 1911) и реального училища (с 1911). 25 июня 1914 года назначен благочинным Богородице-Феодоровского монастыря. Протоиерей Иосиф Смирнов был приговорен к расстрелу как виновник контрреволюционного восстания военным трибуналом Солигаличского военного округа в марте 1918 года.

Владимир Ильинский служил в храме в селе Солда Солигаличского уезда. В 1918 году ему было уже восемьдесят пять лет, он давно вышел за штат и жил на покое в Солигаличе. Когда каратели приехали в монастырь арестовывать монахинь и священника, священник Владимир Ильинский вышел к ним вместо сына, священника Василия Ильинского, настоятеля монастырского храма, и был арестован.

Иван Касторский — сын диакона села Николо-Березовец Солигаличского уезда, окончил Солигаличское духовное училище и служил сторожем и причетником в солигаличском соборе, а затем псаломщиком в Богородице-Феодоровском монастыре. В 1880 году, будучи 32 лет, был рукоположен во диакона.

Иван Перебаскин — сын диакона из Костромской губернии, в 1880 году, будучи 18 лет, окончил Костромскую духовную семинарию, а в 1884 году Санкт-Петербургскую духовную академию, кандидат богословия и магистрант.

В 1884 году назначен помощником смотрителя Солигаличского духовного училища. В 1897 году стал смотрителем того же училища и в разные годы преподавал там пение, церковную и гражданскую историю, географию и греческий язык. Относился к своим обязанностям с усердием и глубокой ответственностью; составил книгу «Правила поведения учеников Солигаличского духовного училища» (изд. в 1915). Статский советник.

11(24) февраля 1918 года участвовал в крестном ходе, организованном в Солигаличе в знак протеста против издания декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». В начале марта 1918 года был арестован карательным отрядом вместе с большой группой горожан за участие в выступлении против разграбления Богородице-Феодоровского монастыря. Солигаличским трибуналом был приговорен к расстрелу.

Священники Владимир Ильинский и Иосиф Смирнов и диакон Иоанн Касторский были расстреляны 7 марта 1918 года в Солигаличе. Расстрел происходил глубокой ночью на территории Никольского тюремного храма, для построения которого о. Иосиф сделал так много. В рапорте управляющего архиерея Евдокима (Мещерского) указывается, что расстрелянных «настолько изуродовали, что, по словам очевидцев, нельзя было узнать ни одного трупа. Расстрелянных мучеников почти нагих зарыли в одну яму без отпевания, и да и некому было отпевать: духовенство города Солигалича скрывается и его разыскивают». Расстрелянных похоронили в братской могиле на городском кладбище, у стен Петропавловской церкви рано утром 8 марта. На месте братской могилы были установлены крест и ограда, которые были снесены безбожниками в тридцатые годы.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.