29 марта 2024, пятница, 11:02
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

10 марта 2020, 17:01

20 лет назад: рассуждения экономиста в канун грядущей смены политического режима

Сергей Ёлкин / «Полит.ру»

В рамках проекта «Назад в будущее» Полит.ру вспоминает статью Виталия Найшуля, опубликованную ровно 20 лет назад – 10 марта 2000 года.

Своенравный старик из Кордовы
Все не мог доискаться коровы.
Все кричат старику:
«Вон она на суку!»,
Но не внемлет старик из Кордовы.

Эдвард Лир, «Книга бессмыслиц»

На Святой Руси
Петухи поют,
Скоро будет день
На Святой Руси.


Похоже, мы находимся на рубеже государственных эпох. На наших глазах умирает многовековая Россия министерств и ведомств, в которой важнейшие вопросы жизни страны решались администрированием сверху, и ее теряющая эффективность государственная машина разваливается на части. На смену идет совершенно иное государственное устройство, не имеющее пока цельного образа и непривычностью своих очертаний вызывающее замешательство у современников.

Некоторые представления о грядущей эпохе рождаются, как ни странно, из сопоставления финалов правлений Ленина и Ельцина. С этого сопоставления мы и начнем наш очерк.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАДАЧИ

Конец правления Ленина… Рожденные революцией ожидания всемирного счастья сталкиваются с не поддающейся улучшению действительностью, и исчерпывается доверие к новой власти. Заканчивается революционное перераспределение богатств, — и, как следствие, сокращаются материальные возможности власти.

Всякая долговечная власть должна уметь выжимать из народа соки, заставляя его подчиняться и работать; и всякая долговечная власть должна получать на это согласие народа. Однако в нашем случае разрушенная страна требовала много соков, выжимать их приходилось власти, слабо укорененной и не способной уже ни пообещать, ни сделать что-либо ценное, — наконец, выжимать из народа, отвыкшего подчиняться и работать и сроднившегося с грабежами и халявой.

Выжимать из народа соки, не имея ни запаса политического доверия, ни свободных материальных ресурсов, можно только используя ценностные архетипы (или, по-русски, устои народа) — бесплатный бензин государственной машины.

Крупномасштабные технологии первой половины ХХ века позволяли ставить операциональные государственные макрозадачи, решавшиеся концентрацией усилий при командном управлении из центра: индустриализацию, создание мощного ВПК, раскрестьянивание и т.п. Для осуществления этих макрозадач Сталин применил ценностные макроархетипы, стимулирующие личные жертвы во имя единой общенародной цели. Сталин воззвал к архетипам великой державы и защиты Родины от врагов и получил необходимую общественную энергию и для управления страной, и для хозяйственной деятельности.

Конец правления Ельцина… Положение похожее. Заканчивается постсоветское ожидание счастья и постсоветское перераспределение имущества, и снова требуется бесплатная народная энергия, а, значит, и обращение к архетипам.
Положение похожее, да не то же самое. Мир живет в условиях преимущественно экономической, а не военной конкуренции, и требуемое направление народных усилий — обогащение Родины, а не ее масштабное вооружение. Поджиматься надо по-другому: не для производства пушек вместо хлеба, а для производства недорогих и качественных товаров и услуг.

Прежние технологии позволили Сталину решать хозяйственные задачи СССР по командам из единого центра — в современной экономике это уже невозможно. Задача обогащения Родины распадается на огромное количество микрозадач, и для их осуществления нужны микроархетипы, обеспечивающие народной энергией все стороны правильного экономического и околоэкономического поведения: недорогой, качественный, предприимчивый труд, надежные и четкие деловые отношения между равноправными людьми, недорогое и эффективное восстановление порядка, решение местных проблем на местах. Такими архетипами бедна мобилизационная имперская Россия, но богата доимперская Русь. На ее ценностном языке и придется общаться с народом, чтобы решать современные государственные задачи.

КАРТИНА МИРА И РАЗРЫВ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

Интересно, что ценностный язык доимперской Руси не сочетается с государственным языком администрирования даже в отдельно взятом высказывании. Их соседство рождает противоестественные словосочетания вроде Министерство энергетики всея Руси.

Значит, мы не просто введем в свой политический язык новую лексику, но заговорим на другом языке.

Язык сопряжен с видением мира, и, следовательно, у обновленной страны, а точнее сказать — у ее людей, будет иная, чем у нынешних россиян картина мира. Россию ожидает разрыв идейной преемственности — более крупный, чем в 1991 году, и может быть, даже в 1917 году.

Картина мира каждого отдельного человека — вещь весьма консервативная, и из этого, в свою очередь, следует, что обладатели нынешней постсоветской картины мира выйдут в политический тираж (то есть станут пассивными исполнителями воли тех, кто имеет более адекватную картину).

ДВЕ ИДЕИ ОБРАЩЕНИЯ К ПРОШЛОМУ

Два важных направления современной государственной мысли основываются на обращении к прошлому. Первое — реституция Имперской России — давно обсуждается политическими философами, а вскоре, вероятно, привлечет и широкое народное внимание. С нашей точки зрения, оно содержательно в части проблемы восстановления правопреемственности, но недостаточно плодотворно для решения всей совокупности государственных задач нашей страны.

Другое направление, не противоречащее первому в том, что касается правопреемственности, — вечная Русь, или мыслимая равноположенность, равнопригодность и равноплодотворность для нас всех культурных достижений тысячелетней эпохи (Г.Г.Хазагеров). Это направление служит философским основанием нашего обращения к архетипам далекой доимперской поры.

МОЛОДЕЖЬ — НОСИТЕЛЬ НОВОЙ КАРТИНЫ МИРА

Интересно, что в нашем обществе произошел философский раскол, который пока еще не осознан как социально-политическое явление. Молодежи вовсе чужда идея прогресса, которую разделяет старшее поколение независимо от своих политических пристрастий. То есть молодежь уверена, что жизнь изменится, но не думает, что жизнь станет лучше-хуже. Отсюда проистекает ее безразличие к политике и неспособность увлекаться макроидеями.

Зато у молодежи более глубокий, чем у старшего поколения, микроценностный настрой. Как показала наша работа со студентами, они легко и естественно оперируют соответствующими государственными идеями и словами. Можно ожидать, что политическим гегемоном следующего политического периода станет нынешняя молодежь, произойдет резкое омоложение государственной элиты.

ВЫВОДЫ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ

Новое государственное устройство — тема отдельного большого разговора, для которого понадобится пока еще неактуализированная доимперская политическая лексика. Мы укажем лишь на его наиболее важные экономические характеристики.

Власти, чтящие микроценности, менее способны администрировать жизнь страны сверху, но зато могут больше полагаться на людей и, следовательно, добиваться большего порядка с меньшей затратой ресурсов. Они для населения — свои, налагаемые ими ограничения — очевиднытак что у добрых людей возникает субъективное ощущение свободы, простора и возможности творить. Это, наряду с реабилитацией добродетели служения семье, Родине, Богу, людям, заказчику и хозяину должно стать основой экономических достижений нашей страны.

Среди других радикальных изменений — исчезновение привычной государственной экономики, и не по причине либеральных пристрастий властей и народа, а потому, что она нуждается в администрировании и, значит, не вписывается в естественную жизнь Руси. Место теперь уже развалившегося социалистического государства как главного координирующего хозяйственного механизма должна занять торговля, так что препятствования ей будут считаться подрывной антигосударственной деятельностью. Соответственно, будут аннигилированы все систематические государственные перераспределения — за то, что они ослабляют координирующую роль торговли, да еще и разрушают естественную ткань русской жизни.

Древняя Русь жестко преследовала помехи жизненно важной торговле: вспомним русский щит на вратах Царьграда в ответ на протекционистскую политику Византии. Так же жестко должны будут расправляться с внутренними и внешними барьерами на пути свободного движения хозяйственных ресурсов и власти современной Руси.

НАЗЫВАНИЕ

Что за определение подходит для этой Руси? Перед Русью ставится прилагательное-определение, указывающее на уклад, принимающийся за образец: вспомним Киевскую, Владимирско-Суздальскую, Московскую Русь. Нынешняя Россия — это преимущественно край больших городов, именно там проживает большинство населения, именно их образ жизни делает государственную погоду, является образцом. Так что современная Русь — это Городская Русь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Система позитивных ценностных архетипов доимперской эпохи была позже названа Святой Русью.
Карты ложатся так, что мы можем жить в естественном эффективном государстве на Святой Руси.

В статье отражены также взгляды О.В.Гуровой, Г.Г.Хазагерова, С.В.Хазагеровой и В.Ф.Чесноковой. Статья написана в ходе работы над проектом Основы будущего президентского правления, поддержанным фондом «Экономическая свобода и порядок». Выражаем особую благодарность за содействие Центру либерально-консервативной политики.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.