19 марта 2024, вторник, 06:41
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Коронавирус: опыт Южной Кореи

Видеоконференция в штабе, координирующем борьбу с эпидемией
Видеоконференция в штабе, координирующем борьбу с эпидемией

Сейчас основной центр распространения коронавирусной пневмонии сместился из Восточной Азии в Европу. Количество случаев заражения в Италии, Испании, Франции и Германии растет, власти принимают карантинные меры, закрывают школы и границы. Ряд экспертов полагает, что в будущем по такому же сценарию будет развиваться ситуация в США. Между тем Южная Корея, где в конце февраля — начале марта число случаев болезни росло очень быстро (максимум — 2 марта, 600 выявленных больных в день), сейчас похоже, смогла обуздать темпы роста коронавирусной инфекции. Сейчас количество новых заболевших в день выражается уже двузначными числами (14–17 марта по 76, 74, 84 и 93 человека соответственно).

Действия корейских властей уже получили высокие оценки зарубежных аналитиков. The Washington Post написала, что именно Южная Корея должна стать образцом, на который следует ориентироваться при планировании эпидемиологических мер в США. В докладе директора Института исследований управления медициной в Токио Масахиро Ками говорится, что Южная Корея стала хорошей моделью борьбы со вспышкой коронавируса для любой страны.

Успеха Корея смогла добиться без применения авторитарных мер вроде полного блокирования городов, используемых в соседнем Китае. «Южная Корея — демократическая республика, и мы считаем, что блокировка — это не разумный выбор», — говорит Ким Ву-Джу, специалист по инфекционным заболеваниям из Университета Корё в Сеуле. В Южной Корее в короткий срок была создана самая обширная и хорошо организованная программа диагностики заболевания. В стране на 17 марта было протестировано 295 647 человек, то есть проведено более 5200 тестов на миллион жителей — это больше, чем в любой другой стране мира, кроме маленького Бахрейна. Для сравнения, в Соединенных Штатах, по данным Центров по контролю и профилактике заболеваний США, на 15 марта было проведено лишь 74 теста на миллион жителей. Активная диагностика в Корее сочеталась с мероприятиями по изоляции заболевших и выявлению их контактов. По словам профессора Университета Нового Южного Уэльса Райны Макинтайр (Raina MacIntyre), опыт Южной Кореи показывает, что масштабная диагностика в сочетании с отслеживанием контактов — ключ к борьбе с эпидемией.

До сих пор большинство случаев коронавирусной инфекции в стране были связаны с членами религиозного движения Синчхончжи, или Церкви Иисуса, Храма Скинии Свидетельства. Ее основатель Ли Ман Хи объявил себя в 1984 году вернувшимся на Землю Иисусом Христом. Приверженцы Синчхончжи считают, что только основатель их религии способен разъяснять истинный смысл Библии, они ожидают скорого конца света, во время которого Ли Мах Хи возьмет 144 тысячи своих верных учеников на небеса. Точная численность Синчхончжи неизвеста, но, по оценкам, она превышает 100 тысяч человек. Помимо Кореи Синчхончжи ведет проповедническую деятельность в Великобритании и Индии, есть у нее приверженцы и в городе Ухань, более десятка из которых заболели коронавирусной пневмонией. От них заразилась корейская прихожанка Синчхончжи, известная сейчас как «пациент 31», жительница крупного города Тэгу. 9 и 16 февраля она присутствовала на многолюдных службах в своем городе. К 20 февраля среди приверженцев этой религии и членов их семей было 53 новых случая болезни. В последующие дни передача вируса продолжилась, и сейчас с кластером Синчхончжи связаны примерно 60 % заражений в Южной Корее (более 5 тысяч заболевших).

 

Здание церкви Синчхончжи в городе Тэгу

Комплекс мер, предпринятых в Южной Корее для сдерживания коронавирусной инфекции, был основан на тяжелом опыте 2015 года, когда в стране произошла масштабная вспышка ближневосточного респираторного синдрома (MERS). Южнокорейский бизнесмен заболел после вояжа по Ближнему Востоку. Прежде чем врачи определили верный диагноз и изолировали больного, он побывал в трех медицинских учреждениях, где от него заразились другие пациенты, посетители и персонал. Всего тогда в Южной Корее заболели 183 человека, 33 заболевших умерли. Вспышку MERS удалось остановить за два месяца, для этого были изолированы более 17 тысяч человек, контактировавших с заболевшими.

История 2015 года убедила южнокорейских медиков в необходимости оперативной лабораторной диагностики для борьбы с возникающим инфекционным заболеванием. Был после этого налажен и контроль над внутрибольничным распространением инфекций (и сейчас ни один врач, работающий с больными коронавирусной пневмонией, в Южной Корее не заразился). Власти приняли закон об инфекционных заболеваниях и борьбе с ними. Он позволяет правительственным органам изымать мобильные телефоны, кредитные карты и другие данные людей, у которых выявлена инфекция, для выяснения маршрутов их передвижений. Сведения о перемещениях без указания личных данных пациентов распространяются через социальные сети, чтобы жители могли определить, не пересекались ли они с заболевшим человеком, и вовремя пройти тестирование.

В контроле коронавирусной инфекции важным фактором стала также оперативность, с какой в Южной Корее был разработан свой тест на вирус и налажено производство наборов для диагностики. Первый тест был утвержден 7 февраля, когда в стране было всего несколько случаев заболевания, и разослан в региональные медицинские центры.

Пациенты с высоким риском и сопутствующими заболеваниями получают приоритет при госпитализации. Те, чья болезнь протекает легко, направляются в выделенные государством или предоставленные частными корпорациями помещения, где получают базовую медицинскую помощь и находятся под наблюдением. Выздоровевшие выписываются после того, как диагностический тест дважды даст негативные результат. Люди, которые близко контактировали с зараженными, остаются дома в течение двух недель. Это разрешается делать и заболевшим, чьи симптомы болезни минимальны, если в их семье нет людей с хроническими болезнями. При домашнем карантине людей дважды в день опрашивает по телефону о симптомах и температуре служба мониторинга. Нарушителям карантина грозит штраф в 3 миллиона вон (2500 долларов США). Если предложенный недавно законопроект будет принят, наказание возрастет до 10 миллионов вон и года тюремного заключения.

Несмотря на все усилия, случаи нехватки мест в больницах все-таки были. В регионе Тэгу-Кёнбук четыре пациента, находившиеся дома в ожидании освобождения больничных коек, были срочно госпитализированы в отделения скорой помощи, когда их состояние ухудшилось, и спасти их врачи уже не сумели.

Жителям страны советуют пользоваться защитными масками в общественных местах, мыть руки, избегать больших скоплений народа, а, если можно, то перейти на удаленную работу. Религиозные организации дают своим прихожанам возможность участвовать в богослужениях онлайн, а не ходить в церковь. Тем, у кого появляются симптомы простуды, настоятельно рекомендуют оставаться дома три-четыре дня и наблюдать за симптомами.

Правда, корейские врачи признают, что у них нет твердой уверенности в том, что они смогут удержать успех. Они отмечают, что в последние дни возникают новые кластеры заражений. Особенные опасения вызывают 129 заболевших, связанных с колл-центром в Сеуле. Ким Ву-Джу говорит, что это может стать началом распространения вируса через Сеул и окружающую его провинцию Кёнги. Специалист по инфекционным заболеваниям из Сеульского национального университета О Мён Дон говорит, что, отслеживая кластер Синчхончжи, корейские врачи, возможно, менее внимательно занимались другими частями страны.

Сейчас для 20 % подтвержденных случаев коронавирусной пневмонии неясно, где произошло заражение. Пока такая неопределенность сохраняется, нельзя быть уверенным, что южнокорейские врачи полностью контролируют ситуацию. Для выявления новых кластеров в стране проводится более 16 тысяч диагностических тестов в день. Было создано 43 диагностических станции, где тест можно пройти, не покидая автомобиля (сейчас эту модель намереваются воплотить Канада, США и Великобритания).

 

Диагностику коронавирусной инфекции можно пройти, не покидая автомобиля

Специалисты отмечают, что смертность от коронавирусной пневмонии в Южной Корее ниже среднемирового уровня. На данный момент погибло 84 пациента, что составляет 1 % заболевших по сравнению с 3,4 % в мировом масштабе. Возможно, это объясняется тем, что большинство заразившихся были молодыми прихожанами церкви Синчхончжи.

В Тэгу были закрыты публичные библиотеки, музеи, церкви, детские сады и суды, отменены занятия в школах. Несколько детских садов закрыли в Сеуле. Военное ведомство приостановило призыв на воинскую службу в Тэгу. Университеты Южной Кореи решили отложить начало весеннего семестра. 23 февраля было решение, что начало занятий во всех школах будет перенесено со 2 на 9 марта. Во всей стране отменялись массовые мероприятия, в основном это были концерты популярных исполнителей.

Правительство Южной Кореи выделило 136,7 млрд вон местным органам власти на борьбу с эпидемией. Также оно организовало закупку масок и другого гигиенического оборудования (в аптеках Южной Кореи есть те же проблемы с наличием масок, что и у нас).

 

Надпись на дверях аптеки сообщает, что все маски проданы

 

Жители ждут открытия аптеки, чтобы купить маски, соблюдая предписанное санитарными правилами расстояние между собой

Согласно опросу общественного мнения, проведенному Gallup Korea во вторую неделю марта, рейтинг одобрения президента Мун Чжэ Ина вырос на 5 % и достиг 49 % (в 2015 году во время вспышки MERS рейтинг Пак Кын Хе, занимавшей тогда президентский пост, резко упал). Но оценки, которые корейцы сейчас дают действиям своего президента по борьбе с эпидемии, расходятся: на официальном сайте президентской администрации сейчас размещены две петиции, в одной меры Мун Чжэ Ина одобряются, в другой критикуются. Первую подписали 1,3 миллиона, вторую — 1,43 миллиона жителей.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.