5 апреля 2020, воскресенье, 18:30
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

19 марта 2020, 17:00

Русская власть. Опыт деконструкции

Обложка книги Дмитрия Тараторина «Русская власть. Опыт деконструкции»
Обложка книги Дмитрия Тараторина «Русская власть. Опыт деконструкции»

Издательство «Директмедиа» выпустило книгу историка Дмитрия Тараторина «Русская власть. Опыт деконструкции».

Это книга о происхождении самодержавного проекта в истории русской государственности. Откуда пошло самодержавие? Как оно повлияло на формирование России? Этими вопросами задавались как отечественные, так и зарубежные историки. В дискуссии вокруг самодержавия нельзя обойтись без рассмотрения монгольского влияния, анализ которого разделил историков на два лагеря: тех, кто считает его ключевым фактором в становлении самодержавия, и тех, кто отстаивает самостоятельный русский характер этой формы власти. Дмитрий Тараторин предлагает новый взгляд на самодержавие как проект власти, корни которого уходят в домонгольское время.

Книга будет интересна любителям русской истории, а особенно читателям, которым не дает покоя вопрос монгольского влияния на Россию. Дискуссия вокруг него чрезвычайно политизирована, так как идея монгольского генезиса российского государства влияет на восприятие страны в целом. Является ли Россия европейской страной в политическом и культурном измерении? Насколько открыты для реформ политические институты России? Или, может быть, у России особый, свой путь, и неверно оценивать её с позиций европейской истории? Всё это входит в более широкую дискуссию о политической истории российского государства, и в её корне стоит вопрос самодержавия.

Предлагаем прочитать фрагмент книги.

 

«Второй Константин»

Алексей Михайлович — единственный русский государь, который реально ориентировался на византийский образец и мечтал о создании единой православной империи под рукой московского царя. До него «новоизраилитское» мироощущение самодержцев ориентировало их на изоляционизм и утверждение единственности и избранности их государства.

Именно поэтому, как мы помним, никакие попытки послов Священной Римской империи соблазнить их византийским наследством, дабы подвигнуть к вступлению в коалицию для борьбы с османами, успеха не имели.

Самый яркий пример — в 1576 году император Максимилиан II, опять же, в целях направить энергию Грозного в русло священной войны, предлагал ему в качестве будущего приза престол и титул «всходного [восточного] цесаря». Иоанн отнёсся совершенно индифферентно к «цесарству греческому», однако предъявил требование признать его царём «всея Руси». Император признал.

Этим осознанием русской избранности были проникнуты не только государи, но и народ во времена Калитичей. Общепринятой была точка зрения о «поврежденности» греческого православия под влиянием сначала Флоренийской унии, а затем турецкого владычества. На этом и была основана убежденность, что «Русь благочестием всех превзыде». Соответственно, зачем нам «берег турецкий», если мы сами «избранный народ»?

С приходом Романовых оценки меняются, а горизонты раздвигаются. Они становятся, уже в полном смысле, имперскими.

Историк церкви Николай Каптерев отмечает: «Царь Алексей Михайлович воспитывался в грекофильских традициях своей семьи. Его дед был ставленником иерусалимского патриарха Феофана, которому поэтому Филарет Никитич всегда оказывал особую любовь, расположение и готовность исполнять все его просьбы о помощи святому Гробу, или о помощи тем лицам, которых Феофан рекомендовал вниманию Московского патриарха… Филарет Никитич много содействовал развитию и укреплению у нас идеи о необходимости тесного постоянного единения между русскою церковью и тогдашнею греческою. Вполне естественно было, что по тому же пути, по которому шел в своих сношениях с православным востоком Филарет Никитич, пошел и его внук — царь Алексей Михайлович, только он еще шире, чем его дед, понял самую идею о необходимости полного единения русской церкви с тогдашнею греческою, и энергичное всестороннее проведение ее в жизнь стал считать одною из главных и насущнейших задач своего царствования».

Из этой идеи и родился замысел правки священных книг и приведения текстов в соответствие с греческими образцами. Его реализация привела к Расколу именно потому, что русские люди в массе своей никак не хотели отказаться от ощущения избранности. Но царь от нее вовсе не отказывался. Просто он понимал ее совершенно иначе.

Каптерев продолжает: «В церковных грекофильских стремлениях царя Алексея Михайловича не последнюю роль играли и политические мотивы, так как Алексей Михайлович считал себя преемником древних благочестивых греческих императоров не только в делах веры и благочестия, но и законным наследником их царства, верил, что ему, или его преемникам, действительно суждено в будущем владеть самым Константинополем и всеми православными народами, томящимися под турецким игом. Конечно, Алексей Михайлович с особым вниманием и удовольствием слушал, когда приехавший в Москву в 1649 году иерусалимский патриарх Паисий в своей приветственной речи, на первой аудиенции у государя, торжественно, вслух всех говорил между прочим и следующее: "Пресвятая Троица — Отец, Сын и Св. Дух, едино царство и господство, благословит державное ваше царствие, да умножит вас превыше всех царей, и покажет вас победителем и одолетелем на сопротивных видимых и невидимых врагов, якоже и древних и новых царей: царя Давида, царя Езекия и великого царя Константина; да утвердит вас и умножит лета во глубине старости, благополучно сподобит вас восприяти вам превысочайший престол великого царя Константина, прадеда вашего, да освободит народ благочестивых и православных христиан от нечестивых рук, от лютых зверей, что поедают немилостиво; да будеши новый Моисей, да освободиши нас от пленения, якоже он освободил сынов израилевых от фараонских рук жезлом — знамением честного животворящего креста". Точно так же с большим удовольствием, вероятно, Алексей Михайлович читал в челобитной бывшего константинопольского патриарха Афанасия Пателара, приезжавшего в Москву в 1653 году, что порабощенные турками греки имеют в русском царе "столп твердый и утвержение вере и помощника в бедах и прибежище нам и освобождение... А брату, государь, моему и сослужителю, великому господину, святейшему Никону патриарху московскому и всеа Руси, освящати соборную апостольскую церковь Софею премудрость Божию". С своей стороны и Никон, при своем поставлении в патриархи, на приветственную речь царя, говорил ему, что он — Никон — желает государю, чтобы Бог распространил его царство "от моря и до моря, и от рек до конца вселенные, и расточенная во благочестивое твое царство возвратит и соберет во едино и на первообразное и радостное возведет, во еже быти ти на вселенней царю и самодержцу христианскому, и воссияти яко солнцу посреди звезд". Понятно, что Никон так говорил, хорошо зная, что молодой царь смотрит на себя как на призванного объединить в своей, благочестивой державе все расточенные православные народы, страждущие под игом неверных».

Эта новая парадигма имела, разумеется, не только и не столько даже внешнеполитическое значение. Это была форма легитимации, опять же «иконической», но уже не через образ «Грозного ангела», но праведного и милостивого царя. Уже не ветхозаветного, но продолжающего миссию первого христианского императора Константина.

Эта новая политика требовала и новых «иконических» жестов, прямо противоположных деяниям Грозного. Именно так и следует понимать перенесение мощей митрополита Филиппа, убитого по приказу Иоанна Васильевича, из Соловецкого монастыря в Успенский собор Кремля. Алексей Михайлович в письме боярину Одоевскому писал: «И порадовал нам Бог, великому государю, великаго солнца: якоже древле царю Феодосию пресветлаго солнца Иоанна Златоустаго возратити мощи, тако и нам даровал Бог целителя, новаго Петра, и втораго Павла проповедника, и втораго Златоуста, великаго пресветлаго солнца Филиппа, митрополита московскаго и всея Росии чудотворца, возратити мощи».

То есть это действо было «иконой» перенесения мощей святого Иоанна Златоуста, который в начале V века был предан суду, лишен сана и сослан за обличение жены византийского императора Аркадия Евдоксии.  А при императоре Феодосии мощи святителя были перенесены в столицу. Алексей Михайлович, уподобляясь византийскому царю, обратился с молением к мощам Филиппа «… разрешить согрешение прадеда нашего, царя и великаго князя Иоанна». Таким образом, он, как и его отец Михаил, принимал наследие Грозного, но не с гордостью, а с покаянием за грехи «предка». Поначалу…

Такое продуманное следование византийской модели не могло не привести к попытке реализовать принцип «симфонии» светской и духовной властей. Для Руси это было совершенно революционной идеей. Царь и даже великий князь, с момента обретения русской церковью «независимости» от Константинополя, еще при Василии Темном, держал главу ее в жесткой зависимости от своей непререкаемой воли. И этот «симфонический» эксперимент, спровоцированный самыми благими намерениями, в конечном счете привел к результату, обратному задуманному — полному подчинению церкви диктату царя уже в период правления сына «нового Константина».

Обсудите в соцсетях

«Ангара» Африка Византия Вселенная Гренландия ДНК Иерусалим КГИ Луна МГУ Марс Монголия НАСА РБК РВК РГГУ РадиоАстрон Роскосмос Роспатент Росприроднадзор Русал СМИ Сингапур Солнце Титан Юпитер акустика антибиотики античность археология архитектура астероиды астрофизика бактерии бедность библиотеки биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера вакцинация викинги вирусы воспитание вулканология гаджеты генетика география геология геофизика геохимия гравитация грибы дельфины демография демократия дети динозавры животные здоровье землетрясение змеи зоопарк зрение изобретения иммунология импорт инновации интернет инфекции ислам исламизм исследования история карикатура картография католицизм кельты кибернетика киты климатология клонирование комары комета кометы компаративистика космос культура культурология лазер лексика лженаука лингвистика льготы мамонты математика материаловедение медицина металлургия метеориты микробиология микроорганизмы мифология млекопитающие мозг моллюски музеи насекомые наука нацпроекты неандертальцы нейробиология неолит обезьяны общество онкология открытия палеолит палеонтология память папирусы паразиты перевод питание планетология погода политика право приматы природа психиатрия психоанализ психология психофизиология птицы путешествие пчелы ракета растения религиоведение рептилии робототехника рыбы сердце смертность собаки сон социология спутники старение старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры топливо торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология физика физиология фольклор химия христианство цифровизация школа экология электрохимия эпидемии эпидемиология этология язык Александр Беглов Дмитрий Козак Древний Египет Западная Африка Латинская Америка НПО «Энергомаш» Нобелевская премия РКК «Энергия» Российская империя Сергиев Посад альтернативная энергетика аутизм биология бозон Хиггса вымирающие виды глобальное потепление грипп защита растений инвазивные виды информационные технологии искусственный интеллект история искусства история цивилизаций исчезающие языки квантовая физика квантовые технологии климатические изменения компьютерная безопасность компьютерные технологии космический мусор криминалистика культурная антропология междисциплинарные исследования местное самоуправление мобильные приложения научный юмор облачные технологии обучение одаренные дети педагогика персональные данные подготовка космонавтов преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека русский язык сланцевая революция физическая антропология финансовый рынок черные дыры эволюция эволюция звезд эмбриональное развитие этнические конфликты ядерная физика Вольное историческое общество жизнь вне Земли естественные и точные науки НПО им.Лавочкина Центр им.Хруничева История человека. История институтов дело Baring Vostok Протон-М 3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM MERS PayPal PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2020.