19 марта 2024, вторник, 06:30
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Искусственный интеллект на практике

Обложка книги «Искусственный интеллект на практике. Пятьдесят кейсов успешных компаний»
Обложка книги «Искусственный интеллект на практике. Пятьдесят кейсов успешных компаний»

Издательство «Манн, Иванов и Фербер» представляет книгу Бернарда Марра и Мэтта Уорда «Искусственный интеллект на практике. Пятьдесят кейсов успешных компаний» (перевод Екатерины Петровой).

Книга на конкретных примерах знакомит читателя с использованием искусственного интеллекта в различных сферах экономики. Авторы разбирают деятельность в этой области разных компаний — от небольших стартапов до гигантов вроде Google, Facebook, Microsoft и Amazon.

Предлагаем прочитать главу из книги, где описывается применение технологий искусственного интеллекта компанией IBM.

 

Когнитивные вычисления помогают машинам спорить с человеком

Дедушке компьютерной индустрии IBM больше сотни лет. Благодаря постоянным инновациям компания была флагманом производства вычислительной техники в 1960-х и 1970-х, а в 1980-х первой выпустила персональный компьютер.

Как и другие американские технологические гиганты, IBM быстро разглядела преимущества машинного обучения. Самый известный ИИ-проект компании — Watson. Это платформа когнитивных вычислений, которая в телеигре Jeopardy! победила двух многократных чемпионов. С тех пор Watson активно используется в сфере бизнеса и демонстрирует потенциал и гибкость IBM в технологии машинного обучения.

Как IBM использует ИИ

Способности Watson помогают многим компаниям работать эффективнее и расширять свои возможности. Изначально Watson задумывался как вопросно-ответная вычислительная система, но по мере развития навыков находил новые применения.

На базе Watson работает чат-бот Cora клиентской службы Королевского банка Шотландии. Его обучили давать 1000 вариантов ответов на 200 вопросов, и он совершенствуется: ищет связь между вопросами на естественном языке и ответами из базы данных. Если он не справляется, то переводит звонок на оператора.

Эффективность Cora измеряется «показателем удержания» — процентом клиентов, с вопросами которых он справился самостоятельно, без переключения на оператора. Сейчас показатель достигает 40 %, а по вопросам от юридических лиц — до 80 %. Чем больше бот общается с людьми, тем «умнее» он становится.

Крупный производитель канцтоваров Staples встроил Watson в систему «умных заказов» Smart Button. По сути, это аналогичный Alexa голосовой ассистент. Он обучен прогнозировать заказы клиентов компании и запоминает, какие наименования и в каком количестве заказывают клиенты.

Watson востребован и в спорте. Во время участия Всеанглийского клуба лаун-тенниса в Уимблдонском турнире IBM обеспечила показ автоматических повторов лучших моментов матчей и информационную поддержку фанатов. Watson обработал данные за 22 года с 53 млн единиц данных и научился давать комментарии и выводить статистику и аналитику болельщикам напрямую в режиме реального времени. Приложение Ask Fred (названное в честь английского теннисиста Фреда Перри) на базе Watson ответит на любые вопросы по истории тенниса и поможет в навигации среди кортов Уимблдона — например, найти туалетную комнату.

В здравоохранении Watson тоже востребован. Американское онкологическое общество выпустило первого ИИ-ассистента в помощь онкобольным, а платформа Watson for Oncology дает врачам рекомендации по схемам лечения. Для этого она анализирует тысячи страниц медицинской документации и историй болезни и вычисляет варианты с максимальной вероятностью благоприятного исхода.

Если вам кажется, что до создания духов ИИ не дорос, с вами не согласится парфюмерный гигант Symrise, производящий ароматы для Estee Lauder, Avon, Donna Karan и других знаменитых брендов. В результате сотрудничества компании с IBM появилась нейросеть Phylira. Она проанализировала опыт профессионалов и уже составила ароматические композиции, которые скоро появятся на прилавках 4000 бразильских магазинов. Phylira разбивает аромат на составляющие: масла, химикаты и натуральные экстракты с определенными нотами, всего их 1,7 млн. Затем нейросеть изучает данные продаж и клиентских служб и выводит сочетания, привлекательные для разных демографических групп. Испытания проводились в Бразилии. Два аромата, созданных алгоритмом, получили высшее одобрение фокус-групп и обошли другие образцы в целевой демографической группе миллениалов.

Победой в Jeopardy! Watson начал историю успеха IBM. Помимо перечисленных компаний, эту платформу используют семь из десяти крупнейших производителей автомобилей и восемь из десяти топовых нефтегазовых компаний.

Project Debater

Больше всего впечатляет, как IBM реализовала ИИ-технологию обработки языка в Project Debater. В компании уверяют, что это первая система ИИ, способная обсуждать с человеком сложные темы. В ней используется обработка языка и база данных с сотнями миллионов статей на 100 тем. Эти инструменты и данные позволяют Project Debater выслушать точку зрения оппонента, понять ее и выдвинуть логические и этические контраргументы.

В первых живых публичных дебатах Project Debater спорил с двумя опытными полемистами о том, должно ли государство субсидировать космические исследования и следует ли популяризировать телемедицину (дистанционные консультации с врачом). Аудитория сочла аргументы ИИ на тему телемедицины более убедительными, чем у оппонентов. Итогом стала ничья, но для обработки языка ИИ это серьезный прогресс. Технология начиналась с распознавания отдельных слов в спам-фильтрах и способности Siri и Alexa отвечать на простейшие вопросы, а теперь она открыто и свободно дискутирует с людьми.

Для этого ИИ не проводит семантический анализ. Чтобы понять суть вопроса, он вычленяет из речи точку зрения и формулирует контраргумент. ИИ ссылается на достоверные факты и доказывает, что позиция человека основана на ложной информации, или ищет изъяны в логике утверждения.

Эта технология обработки языка называется «подрыв аргумента». IBM разбила процесс на идентификацию и классификацию аргумента. При идентификации из аргумента вычленяется утверждение и основание для него. Далее аргумент классифицируется относительно полярности дискуссии.

Хотя Project Debater способен обсуждать разнообразные темы, это всё же специализированный ИИ, а не универсальный — такой в обозримом будущем не появится. В Project Debater заложили профессиональные знания по многим темам, но применять их он умеет только в дебатах. Для других целей, например образовательных, его надо обучать отдельно.

Пока Project Debater — это, в основном, наглядная демонстрация достижений ИИ. Однако IBM предполагает, что в будущем правила, на которых он основан — и которые придумает сам, — помогут людям принимать обоснованные отношения и при этом исходить из фактов, не делать логических ошибок, не поддаваться когнитивным искажениям и неопределенности.

Самое главное

— Тысячи компаний используют ИИ IBM Watson, чаще всего в сфере клиентского сервиса, в медицине и в роли чат-бота.

— Основное внимание IBM уделяет обработке языка, чтобы устранить коммуникативные барьеры между человеком и машиной и нарастить потенциал технологии по максимуму.

— В играх IBM демонстрирует способности когнитивных систем решать задачи как человек, а в будущем — и лучше него. Первый пример — победа Deep Blue над Каспаровым, а теперь появился Project Debater.

— Project Debater показывает, как ИИ прогрессировал от вопросно-ответных систем к равноправному диалогу с человеком. Последствия для будущего ИИ могут быть самыми непредсказуемыми.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.