6 июня 2020, суббота, 01:47

Промикробы: Антикиллер

Pseudomonas aeruginosa
Фото: Екатерина Беленко

ВОЗ называет сегодня устойчивость к антибиотикам одной из главных опасностей для глобального здравоохранения. Например, все труднее становится лечить пневмонию, туберкулез, гонорею и сальмонеллез. Ожидается, что к 2050 году супербактерии убьют людей больше, чем рак, — 10 млн человек. Сейчас из-за устойчивости к антибиотикам ежегодно умирает 700 тысяч человек.

Устойчивость к противомикробным препаратам является неизбежным последствием назначения антибиотиков. Какие бы инфекции мы ни лечили, бактерии, являющиеся частью нашей обычной флоры, всегда подвергаются воздействию, а выжив под натиском антибиотиков, они просто разрабатывают более хитроумные способы для того, чтобы устоять под воздействием самых сложных и самых современных антимикробных препаратов. Что же делать? Конечно, разрабатывать новые антибиотики, пытаться опережать в гонке вооружений. Однако необходимы не только научные открытия, но и экономические стимулы.

Инвестиции в антибиотики приносят низкую прибыль, так как они принимаются в течение небольшого периода времени и предназначаются для лечения определенных болезней. В отличие от них, лекарства, предназначаемые для лечения хронических болезней — таких как, например, высокое кровяное давление, — принимаются ежедневно в течение всей оставшейся жизни пациента.

Одним из микроорганизмов, сильно угрожающих нам множественной устойчивостью к противомикробным препаратам, является синегнойная палочка. Pseudomonas aeruginosa благодаря сигнальным молекулам, формирующим чувство кворума, могут принимать общие решения для приспособления к особенностям среды и собственной защиты. Это делает их особо устойчивыми даже к большим дозам антибиотиков. Формируемая таким способом биоплёнка защищает целую колонию от попадания в неё вредных веществ, в том числе и антибиотиков, сильно затрудняя лечение.

Согласно некоторым исследованиям, определенные вещества, содержащиеся в чесноке, оказывают ингибиторное воздействие на социальное поведение Pseudomonas aeruginosa, тем самым делая лечение более эффективным, помогая антибиотикам проникнуть к клеткам бактерии через биопленку, которая либо хуже, либо совсем не формируется. Наши бабушки не ошибались!

Забавно, что предок всех современных антибиотиков был создан благодаря синегнойной палочке. Во время Крымской войны французские хирурги обнаружили, что гнойные раны некоторых солдат окрашивают перевязку в аквамариновый цвет. Но сам этот пигмент обнаружили только в 1869 году микробиолог Рудольф Эммерих и хирург Оскар Лёв. Они заметили, что зелёные бактерии ингибируют рост других микробов. Тогда они вырастили несколько партий синегнойной палочки и использовали супернатант — надосадочную жидкость — как лекарство, но, правда, с переменным успехом. Выходит, что полученный фермент пиоцианаза был первым антибиотиком, а сейчас Pseudomonas aeruginosa — гроза всех антибиотиков и врачей заодно. Такая вот микробная ирония.