19 марта 2024, вторник, 06:13
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

28 мая 2020, 18:30

Саудовская Аравия попытается вернуть себе преимущество за счет договора ОПЕК+

Саудовская Аравия. Рабочие на скважине по добыче нефти
Саудовская Аравия. Рабочие на скважине по добыче нефти

К переговорам стран-экспортеров нефти вскоре вновь будет приковано внимание журналистов со всей планеты: вскоре истечет срок первого этапа сделки ОПЕК+. С июля сокращение добычи в рамках сделки снизится на 2 млн б/с (с 9,7 до 7,7 млн б/с), но еще не все решено: на 8 июня запланировано заседание министерского мониторингового комитета ОПЕК+, а 9-10 июня страны-участницы официально оценят первый этап сделки и примут решение о дальнейших действиях.

Саудовская Аравия уже огласила свои предложения: сохранить текущий уровень сокращения добычи в 9,7 млн б/с. Пространства для маневра у Эр-Рияда нет — сокращение поступлений в бюджет может довольно быстро поставить когда-то одно из богатейших государств планеты на грань банкротства. Сейчас бюджет королевства сверстан исходя из цен в 80 долларов за баррель.

Между тем по прогнозу Федерального резервного банка Далласа даже относительно высокая по современным меркам цена в 40 долларов за баррель уже через год приведет к тому, что в относительно «дешевом» сланцевом бассейне Permian обанкротятся 85% производителей. Общий долг отрасли в США превысил $300 млрд, чтобы его покрыть необходимо добыть 9 млрд баррелей — то есть примерно столько же, сколько добыто сланцевой нефти за всю историю.

«Главные интересанты сохранения прежних условий понятны. Инвестиции в сланцевую отрасль, по прогнозу МЭА упадут в этом году в 2 раза, а финансировать добычу за счет фондовых операций уже не получается. На сегодня (с 2007 года) индекс сланцевых компаний потерял 31% при росте S&P 500 на 80%. Эр-Рияд даже вынужден был после разговора с Трампом пойти на дополнительное (сверх обязательств) сокращение добычи в 1 млн б/с», — отмечает доцент Финансового университета при Правительстве России ​​​​​​Леонид Крутаков.

У России, как ни странно, рисков намного меньше. Сохранение ограничения добычи приведет к консервации скважин, а не к банкротству отрасли или, тем более, правительства. При этом Россия вдобавок ко всему проявила себя как самый ответственный экспортер. «Москва взвалила на свои плечи основной груз по сокращению добычи в момент самого глубокого падения спроса, вызванного пандемией. Сокращения России в рамках действующей сделки ОПЕК+ по отношению к ее экспорту составляют 48%, а сокращения Саудовской Аравии едва достигают 27%», — отмечает Крутаков.

«Это — попытка продолжить банкет. Саудиты, на самом деле, устроились очень хорошо и провернули совершенно блистательную операцию под прикрытием всех этих истерик. Потому, что когда говорят, что мы с ними сократили добычу поровну, следует понимать две фундаментальные вещи», — отмечает экономист Михаил Делягин.

«Во-первых, они хорошо подготовились к своему ультиматуму, и они нарастили дикое количество резервов. И когда распалась первая сделка, они увеличивали экспорт не за счет добычи, как они всем говорили, а из накопленных резервов, что свидетельствовало о том, что Эр-Рияд сознательно шёл на срыв сделки. Почему Трамп заставил Саудитов сократить добычу еще на 1 млн баррелей сверх всех квот? Потому что они в реальности добычу сократили крайне незначительно. Они сократили её фиктивно. Они нарисовали на бумаге добычу для того, чтобы замаскировать свои накопленные резервы. Когда они говорили о сокращении объемов добычи, то в реальности сокращение добычи было незначительным.

Во-вторых, мы поддались на не совсем правильную логику стран ОПЕК о том, что нужно сокращать добычу, а не экспорт. Эта логика работает в странах ОПЕК потому, что страны ОПЕК не слишком развиты, у них мизерное внутреннее потребление нефти — а у нас 5 млн баррелей в день. У Саудитов 1,5 млн баррелей в день — максимум. В результате, скажем, в апреле, у нас экспорт был 5,2 миллионов баррелей. А у них был 9,4 млн. То есть, когда мы сокращаем на одну и ту же величину добычу, для Саудовской Аравии это 27% экспорта, для нас это 48% экспорта. То есть для нас это оказалось значительно более болезненным, чем для Саудовской Аравии. В результате сейчас начинают рынки восстанавливаться. Страны, так сказать, начинают приходить в себя после карантина и начинают пытаться восстановить свою экономику. И, соответственно, рынки начинают восстанавливаться. А Саудовская Аравия хочет сохранить свое преимущество. Они направляют в США великую нефтяную армаду — танкеры груженные 50 млн баррелей нефти. Тем самым, они, по сути дела, выжигают сланцевую промышленность в США. Очередные банкротства, потеря рабочих мест, а ведь нефтяники — потенциальные избиратели Трампа. Таким образом, саудиты наносят удар по Трампу, по своему благодетелю, и очень боятся ответного удара или давления с его стороны.

И сейчас задача саудитов заключается в том, чтобы, грубо говоря, с больной головы переложить на здоровую, чтобы предложение нефти не увеличивалось вслед за ростом спроса на мировом рынке, чтобы было некоторое отставание, чтобы они смогли разгрузить свои резервы, которые они накопили.

Де-факто, это означает, с точки зрения борьбы за рынок, они хотят продолжить захват рынка, продолжить нас выдавливать. Нас это, естественно, не устраивает. Так что их намерение — это стать основными выгодоприобретателями в восстановлении мировых рынков сбыта. Но и мы должны защищать свои интересы, защищать свою долю на рынках. Практика показала, что с саудитами в общем-то договариваться с первого раза не получается. По крайней мере, с ними нужно разговаривать, вести предварительные переговоры заранее. Правда, судя по имеющемуся у них опыту предъявления ультиматумов, они мало договороспособны», — заключил Михаил Делягин.

«Сейчас рассматривается вопрос о том, чтобы несколько изменить параметры соглашения ОПЕК+ 2.0, которые изначально предполагались. То есть не снижать в июле общий объем сокращений с 9,7 до 8 млн баррелей в сутки, а оставить изначальные параметры сделки еще, как минимум, на 2 месяца. Это можно расценить только негативно. Это одно из проявлений двойной игры со стороны Саудовской Аравии», — уверен старший аналитик агентства WMT Consult Валерий Андрианов.

«Здесь стоит выделить, на мой взгляд, два момента. Первый момент — это то увеличение добычи, о котором Саудовская Аравия говорила накануне заключения новой сделки. Оно имело бумажный характер. Саудиты заявили о росте добычи чуть ли не до 12 млн баррелей в сутки. Хотя на самом деле речь шла об имитации роста добычи, которая стала возможна благодаря манипулированию резервными объемами, накопленными в хранилищах, танкерах и так далее. Когда принимались решения о том, что Россия и Саудовская Аравия сократят одновременно добычу на 2,5 млн баррелей в сутки от уровня 11 млн баррелей, то получилось, что Россия действительно сокращает реальные объемы своей добычи, принимает очень непростые решения по каждому месторождению в то время, как Саудовская Аравия просто производит сокращение на бумаге. То есть она не останавливает свои скважины, не останавливает свои месторождения, а отделывается только бумажным сокращением.

Второй момент, который здесь, наверное, нужно отметить: в принципе сама ОПЕК — это организация экспортеров нефти, а не стран, добывающих нефть. Это большая разница. Получается, что Россия и Саудовская Аравия — несут совершенно разные затраты и издержки в результате сокращения, поскольку у них принципиально разные объемы экспорта. Россия крупная страна, она потребляет большие объемы нефти, чуть ли не половину своей добычи. И, следовательно, сокращение экспорта у неё существенно больше. Насколько я знаю, в России объем сокращения добычи достигает порядка там 48% экспорта, а в Саудовской Аравии он составляет лишь 27%.

То есть получается, что Россия сокращает свой экспорт в гораздо большей степени, чем Саудовская Аравия. Поэтому возникает очень несправедливая ситуация. Потери России будут гораздо больше, чем потери других участников, поскольку критерием являются объемы добычи, а не объем экспорта.

Здесь еще нужно отметить один момент, почему именно сейчас Саудовской Аравии важно цены стабилизировать. Потому что то заметное падение стоимости нефти, которое было в апреле, саудиты использовали для того, чтобы закупить впрок большие запасы нефти с надеждой на то, что цены восстановятся, и их можно будет выгодно перепродать.

В результате было заполнено огромное количество танкеров во всем мире, и сейчас эти танкеры остаются заполненными, стоимость фрахта танкеров растет. Естественно, держатели нефти несут огромные убытки. И они заинтересованы в том, чтобы продать свои запасы и не платить огромные деньги за фрахт. Саудовская Аравия заинтересована также в том, чтобы цены восстановились, для того, чтобы покрыть все свои текущие убытки.

Но и вместе с тем Саудовская Аравия совершает шаг и абсолютно в противоположном направлении. Как мы знаем, сейчас к берегам США подошла армада саудовского флота, в котором содержится порядка 50 млн баррелей саудовской нефти. И такая интервенция способна обвалить цены, или, по крайней мере, может запустить цепочку банкротств. сланцевых американских компаний. А это - потеря существенного количества рабочих мест буквально накануне выборов в США. Трамп, который уже не раз грозил лишить саудитов военного зонтика, может вновь занять резкую позицию. И Эр-Рияд, конечно, заинтересован в том, чтобы свалить с больной головы на здоровую и вновь добиться того, чтобы Россия взяла на себя основную часть сокращения добычи. Только если в кризисные два месяца, когда весь мир сидел на карантине, и спрос на нефть существенно упал, готовность России внести основной вклад в глобальную сделку по ограничению добычи была более оправдана, то в июле когда спрос начнет постепенно восстанавливаться сохранение того же жесткого режима будет на руку только Саудовской Аравии и лишь укрепит ее экспортные преимущества», — говорит Валерий Андрианов.

«Саудиты преследуют, в основном, собственные интересы, потому что их сокращение добычи носит полуфиктивный характер. Они манипулируют цифрами сокращения. А основную роль в сокращении добычи играет Россия», — заявил старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов.

«Саудиты хотят, в общем, переложить все основное бремя сокращения со своих плеч на плечи России. Надо сказать, что, если смотреть на цифры, то доля сокращения от российского экспорта составляет 48%, а Саудовской Аравии всего 27%, что связано с тем, что у России есть большой внутренний рынок в отличие от Саудовской Аравии. При этом Саудовская Аравия продолжает фактически ценовую войну, создают большие скидки потребителям и в Китае, и в Европе, и в Америке. Они направили нефтяную армаду в США. Это — огромные объёмы — 50 млн баррелей, которые могут привести к настоящему коллапсу. Запустится новая цепочка банкротств сланцевых компаний США. Вновь сократятся рабочие места. И это буквально накануне выборов в Америке. Трамп уже не раз угрожал лишить Саудовскую Аравию военной поддержки. И можно представить себе, как будут реагировать Соединенные Штаты если Эр-Рияд спровоцирует новый удар по балансу на нефтяном рынке. Ситуация может вновь дестабилизироваться и вернуться к апрельскому сценарию, когда цены упали до рекордно низких значений, если саудиты не решат, что делать со своими огромными объемами на танкерах.

Очевидно, что как и месяц назад они пытаются переложить бремя сокращения на Россию. Хотя продление жесткого режима мая-июня еще на два месяца не соответствует рыночным изменениям. Если не брать в расчет действия Саудовской Аравии, которые направлены на дестабилизацию рынка, то в целом спрос немного восстанавливается, поскольку во многих странах смягчаются карантинные меры.

Следовательно, если бы не действия Саудовской Аравии можно было бы, как и планировалось, уменьшить квоты. Отказ от этого сценария приведет к тому, что основное бремя обязательств будет нести Россия, а не Саудовская Аравия. Эр-Рияд, при этом, продолжит вести двойную игру: изображать перед американцами пионера сокращения, и реализовывать одновременно свои экспортные преимущества, проводя политику экспансии на ключевых потребительских рынках», — отметил Сергей Суверов.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.