Niksen. Голландское искусство ничегонеделания

Издательства «КоЛибри» и «Азбука-Аттикус» представляют книгу Ольги Меккинг «Niksen. Голландское искусство ничегонеделания» (перевод Екатерины Кузнецовой)

Нидерланды — одна из самых счастливых стран в Европе и в мире. Важная составляющая счастья и душевного здоровья голландцев — никсен, или искусство ничегонеделания. Этот «секрет национального счастья» глубоко укоренен в нидерландской культуре, но освоить его может каждый, независимо от этнической принадлежности, языка и места проживания. Для этого не требуется никаких вложений: вам не придется ничего покупать, менять себя, перестраивать свой дом, обновлять гардероб, учиться медитировать или садиться на диету. Всё, что нужно, — ничего не делать! Чтобы разгадать загадку никсена, журналист, писатель и переводчик Ольга Меккинг провела всесторонние исследования, пообщалась с самыми разными экспертами — психологами, социологами, коучами, историками, культурологами, а также с самими голландцами и с теми, кто переехал в Нидерланды из других стран и осваивает национальные традиции на месте.

Предлагаем прочитать фрагмент книги.

 

Равенство

На рабочем месте иерархия горизонтальная, а дистанция между начальством и подчиненными очень небольшая. Решения принимаются в ходе общего обсуждения, и от каждого ожидается участие — даже от людей, на которых принятое решение не будет непосредственно влиять.

Такой поиск консенсуса называется polderen, и это главный компонент голландской демократии. Существует огромное разнообразие политических партий, и каждый раз, когда формируется правительство, необходима коалиция большинства между маленькими партиями. Политика в Нидерландах — во многом вопрос поиска компромисса.

В фокусе:

Голландская рабочая культура

Я встретилась с Наоко Ямамото после того, как прочитала интервью с ней в Business Insider. Я немедленно связалась с ней, потому что мне было интересно, как никсен воспринимается в других странах и как отличается японская рабочая культура от голландской.

Наоко говорит: «Во-первых, в японских компаниях есть четкая иерархия, а процесс принятия решений гораздо сложнее. Нам нужно обсудить все детали, чтобы прийти к решению, и процесс занимает долгое время. В Японии планируют очень осторожно и скрупулезно. В Нидерландах отношения между начальником и подчиненными определяются довольно плоской иерархией. Процесс принятия решений гораздо проще и быстрее. Но иногда решения принимаются слишком поспешно и легкомысленно и, как следствие, оказываются неудачными.

Я считаю, что из-за иерархичности и долгого процесса принятия решений японская рабочая культура более сложная и стрессовая. Мы работаем неоправданно много. После такого долгого процесса с идеальным планированием мы боимся провалиться или совершить ошибку. Если бы мы могли работать как голландцы, у нас бы, наверное, было больше времени для никсена.

Наша система образования тоже делает никсен едва ли возможным. Во-первых, нам дают ОЧЕНЬ МНОГО домашней работы на каникулы. Думаю, поэтому у японцев не получается никсен даже в отпуске! Во-вторых, нас учат делать всё аккуратно и безукоризненно. Мы нацелены на безупречность, а не на удовольствие. Это формирует наш характер и влияет на наше умение расслабляться. Японское образование должно измениться.

Я считаю, что для никсена необходима определенная самостоятельность. Нужно взять свою жизнь под контроль и сказать "нет" сверхурочным. Мы должны научиться решать для себя, когда мы хотим отдохнуть и жить своей жизнью. Мы должны научиться думать о себе!»

Детей в школах учат делиться своим мнением, особенно во время kringtijd — когда дети сидят в кругу и каждый рассказывает про свой день. В кругу обычно сидят и гости на днях рождения. Блогер Стюарт Биллингхерст назвал это «Голландская круговая вечеринка» в своем блоге Invading Holland. Другой блогер, Саймон Вулкот, известный как The Amsterdam Shallow Man, пошел еще дальше и в шутку окрестил это явление «Голландским кругом смерти».

Еще один интересный факт о днях рождения: все гости должны поздравлять друг друга, а не только именинника. Это еще раз показывает, насколько ценится здесь равенство: каждый гость одинаково важен.

С равенством, удовлетворенностью и подходом «просто будь нормальным» связаны определенные парадоксы. С одной стороны, вы можете любить кого хотите, независимо от пола, возраста или причуд, и никто и бровью не поведет, потому что здесь ценится индивидуализм. С другой — есть и ожидание соответствия. Как выразил это Бен Коутс, «да, вы должны вписаться. В Нидерландах нормально быть гомосексуальным, нормально быть мужчиной в браке с другим мужчиной. Но если вы выбросите мусор в неправильный контейнер или в неположенный день, будет скандал».

Как это работает? Рют Венховен объясняет: «В Нидерландах индивидуализм сопутствует эгалитаризму… Культура предпочитает кооперацию подчинению властным людям». На самом деле голландская тенденция быть нормальными — doe maar normaal — не про конформизм. Это не результат социального давления, а желание сотрудничать и приходить к согласию.

Почему голландские дети счастливы

В Нидерландах не только взрослые одни из самых счастливых в мире людей. Они воспитывают и самых счастливых в мире детей. Одна из причин — в том, что у голландцев есть надежная система поддержки: ясли, пособия на детей от государства, оплачиваемый декретный отпуск.

Другая причина — в том, как голландцы подходят к родительству. Самое строгое поведение родителя я увидела, когда мама сказала плачущему ребенку: «Я хочу, чтобы ты перестал плакать. Это не gezellig». Gezellig — непереводимое слово и означает что-то вроде «уютный». Вы найдете более подробное объяснение далее в этой главе.

Вместо того чтобы орать, голландские родители обычно объясняют причины своего поведения и задают детям вопросы. Дети не грубые, но они активные и настойчивые и привыкли к тому, что их слышат и включают в обсуждение.

Для новорожденных родители создают спокойную, тихую обстановку. Одно исследование сравнило, как американские и голландские родители взаимодействуют со своими детьми. Оказалось, что благодаря спокойной обстановке голландские дети сами более спокойны и расслабленны, чем американские, с которыми родители больше играют.

«Голландцы считают детство очень важным периодом. У них есть довольно романтические идеи о нем. Быть на природе, гулять, быть свободным, исследовать мир. И это делает детей в Нидерландах счастливыми», — говорит эксперт по родительству Катарина Хаверкамп.

Отцы в Нидерландах играют значимую роль в воспитании. Хотя у них не так много декретного отпуска, как у отцов в Швеции, которые получают 90 дней, голландские отцы очень вовлечены в заботу о детях начиная с раннего возраста. Представьте себе мое удивление, когда я оказалась единственной матерью на детской площадке в Делфте. Я была окружена отцами, и нет нужды говорить, как мне это понравилось.

Многие мужчины работают на один день в неделю меньше, чтобы быть со своими детьми. Это неофициально называется papadag — «папин день», а официально ouderschapsverlof — родительский отпуск. Не всем отцам доступен такой выходной, но многим он позволяет проводить больше времени с семьей, выполнять работу по дому, заниматься своими хобби.

Разговаривая с экспертами по родительству, я обнаружила еще одну типично голландскую черту: потребность и любовь к рутине. Это воплощается в трех R голландского родительства: rust, regelmaat и reinheid — спокойствие, регулярность и чистота. Для голландцев это очень важные ценности в вопросе воспитания детей.

«Голландцы любят ужинать в шесть. Я думаю, многие семьи не едят перед телевизором. Они едят за столом — это их ежедневное место встречи», — объясняет Катарина Хаверкамп.

Голландское родительство определенно более расслабленное, чем американское или британское. Я спросила у Мишель Хатчисон, британской писательницы, соавтора книги «Голландские дети самые счастливые» (The Happiest Kids in the World: Bringing Up Children the Dutch Way), что она думает о голландском родительстве. Она ответила: «Американцы настроены дать своим детям лучший старт, отправить их в лучший университет и обеспечить их включенность во внеклассные активности». Но в Нидерландах жизнь детей более спокойна. Детям Мишель, которые сейчас подростки, не задавали никаких домашних заданий до средней школы, от них не требовали, чтобы они во всем достигали успеха и приносили домой отличные оценки или призы.

В фокусе:

Голландское родительство

Блогер и писательница Аманда ван Мюллиген переехала в Нидерланды уже очень давно. Она рассказывает: «Трое моих детей родились здесь. Хотя я вношу легкий британский оттенок в воспитание, они определенно голландцы. Страна, которую я называю своим домом, сильно повлияла на мое родительство. Если бы я осталась в Великобритании, оно было бы другим.

Начнем с того, что независимость важна для голландцев с раннего возраста. Многие дети сами добираются до начальной школы, обычно на велосипедах. Мои сыновья — не исключение.

Мой 12-летний сын едет на велосипеде 40 минут в одну сторону до средней школы. Британская часть меня ужасно волновалась, когда это началось. Однако другие голландские матери заверили меня, что они тоже беспокоятся. Но ты устанавливаешь правила, отправляешь детей в мир и надеешься на лучшее. Именно так дети вырастают в ответственных и счастливых взрослых.

Что я особенно люблю в Нидерландах — это акцент на игру. У моих сыновей в начальных классах нет никакой домашней работы. У них всегда полно времени, чтобы гулять по нашей деревне с друзьями. Они играют в полицейских или в футбол, катаются на велосипедах. Зависит от погоды. Домой они забредают к ужину — всегда вовремя.

Чаще всего по вечерам мы едим вместе, всей семьей.

Такое возможно благодаря голландскому балансу работы и жизни. Сама я росла по-другому — мой отец работал допоздна, и я знаю, что для родителей в Англии это незнакомая идея.

Что я не могу принять в голландском родительстве? Hagelslag (шоколадная крошка) на завтрак. Мои дети завтракают хлопьями».

 

Почему голландки счастливы

Нидерландская научная журналистка Эллен де Брёйн утверждает в книге «Голландки не впадают в депрессию» (Dutch Women Don’t Get Depressed), что ее соотечественницы — самые счастливые женщины в мире. Хотя изначально ее работа задумывалась как пародия на книжки типа «Француженки не толстеют», де Брёйн обнаружила в ходе интервью с историками, психологами и экспатами, что женщины в Нидерландах действительно счастливы. По ее мнению, причина этому — в большой личной свободе.

У голландцев, нации индивидуалистов, есть большой выбор, как жить свою жизнь, и женщины — не исключение. Они могут выйти замуж за кого хотят и когда хотят или не выходить замуж вовсе. Более того, голландки не чувствуют, что от них требуют подчиняться мужским авторитетам, и это положительно влияет на их самоощущение.

Однако самое важное, пожалуй, — тот факт, что в Нидерландах нет ожидания идеальной внешности. Женщины одеваются так, чтобы им было удобно, а не чтобы произвести впечатление. В своих джинсах и кедах они не боятся быть прямыми и искренними и знают свои права.

Кроме того, голландки редко испытывают на себе тяготы жизни женщин из других стран, от которых требуют заботиться не только о детях, но и о пожилых родственниках. Большинство голландцев согласится, что забота о детях — это ответственность родителей, но забота о стариках — это работа государства. Государственные дома престарелых доступны для всех. В нидерландском есть слово для обозначения нуклеарной семьи — gezin, противопоставленное familie, то есть расширенной семье. Два этих понятия рассматриваются как совершенно разные формы семьи с разными приоритетами.

Хотя отцы включены в воспитание, до сих пор в основном женщины работают 3–4 дня в неделю и заботятся о детях, что также влияет на их уровень счастья. Многие женщины здесь работают на полставки независимо от того, есть у них дети или нет. Несколько исследований связывают это с высоким уровнем счастья. Когда у женщин есть время для профессиональной деятельности, а также для семьи и хобби, они в целом более счастливые. Нидерланды — прекрасное место для такого баланса жизни и работы, потому что здесь это практически норма.