29 марта 2024, пятница, 01:39
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Апокалипсис в искусстве. Путешествие к Армагеддону

Полит.ру продолжает знакомить читателей с книгами, вошедшими в длинный список премии «Просветитель» 2020 года. Какие книги войдут в короткий список претендентов, станет известно 17 сентября.

Издательство «Бомбора» представляет книгу Софьи Багдасаровой «Апокалипсис в искусстве. Путешествие к Армагеддону».

Апокалипсис — тема, которая влекла людей постоянно. Окутанный мифами и легендами, он оставался загадкой для всех. Что означает Апокалипсис? Как расшифровать книгу Иоанна Богослова? Какие наказания ждут нас? Книга Апокалипсиса — единственная книга Библии, которая была полностью проиллюстрирована в разные периоды. Фрески, гравюры, мозаики, картины — все они собраны в этом издании. Софья Багдасарова поможет дешифровать Писание и разобраться в нем. Внутри книги вас ждут более 100 шедевров мирового искусства, рассказы о том, что изображено на картинке или рисунке, на что стоит обратить внимание, — теперь одна из самых таинственных и мистических книг стала ближе.

Предлагаем прочитать фрагмент книги, посвященный началу двенадцатой главы «Апокалипсиса».

 

121 И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд.

Иконография «Иоанн на Патмосе» была очень популярна, и во многих случаях пейзаж с фигурой дополнялся видением в небе — обычно видением из 12-й главы. Большинство художников, как здесь, ограничивались его первым эпизодом — появлением Жены, облеченной в солнце.

Картина написана в Испании XVII века — в этот период в стране художники, в том числе Веласкес и Рибера, опять начали создавать исключительные работы на тему «Откровения».

 

Педро де Орренте. «Святой Иоанн Евангелист на острове Патмос», ок. 1620 г. Прадо (Мадрид)

 

Франсиско де Сурбаран. «Непорочное Зачатие», 1628–1630 гг. Прадо (Мадрид)

Когда писалось «Откровение», почитание Марии в христианстве еще только складывалось, и Иоанн вряд ли подразумевал под Женой именно Богоматерь. Однако с веками это толкование стало для католиков одним из главных, и Жену стали изображать как Марию. А астрономические детали из ее описания повлияли на иконографию Девы. Так возник иконографический тип «Мария Иммакулата» (Непорочное Зачатие) со звездами, солнцем и месяцем.

 

«Видение Жены, облеченной в солнце». Миниатюра из «Апокалипсиса», нач. XVI в. (MS0439, Fol. 13v). Муниципальная библиотека (Лион)

2 Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения.

Иконография Иммакулаты, однако, к «Откровению» отношения не имела, иллюстрируя католический догмат о том, что зачатие Марии ее родителями Иоакимом и Анной было непорочным. Картины «Непорочное Зачатие» можно отличить от изображений Жены отсутствием апокалиптических деталей — в первую очередь Иоанна и Дракона. А в этой миниатюре женщина, вдобавок, еще и явно беременна, а в отверстых небесах виден Ковчег Завета.

 

Гурий Никитин. «Видение змия», 1676 г. Фрагмент фрески в Крестовоздвиженском соборе, Романов (Тутаев)

3 И другое знамение явилось на небе: вот большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим.

В следующих стихах прямо названо, кто этот Дракон: «древний змий, называемый диаволом и сатаною». Однако его облик сильно отличается от привычного нам дьявола. Некоторые комментаторы считают, что число его рогов и голов — адская пародия на Агнца с семью рогами.

Большинство художников сохраняли красный цвет, но иногда Дракон становился зеленым, серым и т. д.

 

«Жена, облеченная в солнце, преследуемая Драконом», ок. 1890 г. Фрагмент витража фирмы «Lavers, Barraud and Westlake». Церковь Девы Марии (Хенли-он-Темс)

4 Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца.

А на этом викторианском витраже художник пренебрег изображением 10 рогов с 7 коронами, хотя и изящно подошел к изображению «третьей части звезд», изобразив небольшую небесную сферу со звездами и поделив ее на три сектора с помощью кончика хвоста Дракона.

Иногда все эти атрибуты могут отсутствовать, а Дракон изображается просто гигантским одноголовым змеем. Однако если рядом присутствует Жена, облеченная в солнце, и созерцающий Иоанн, то перепутать его с Левиафаном или другими мифическими чудовищами невозможно.

5 И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его.

Железный жезл — это образ из ветхозаветного пророчества о мессии, из чего для комментаторов логично следует, что Младенец является Христом, а Жена, соответственно, Марией (хотя и в этом случае она может олицетворять просто христианскую Церковь). Младенец в этих строках был забран на небо и больше в тексте не появляется. А Жена и Дракон продолжают свою конфронтацию, элементы которой проникли в эту картину, посвященную вознесению Младенца.

Хвост Дракона в обрамлении «трети звезд» различим справа за сиянием мандорлы Жены. А его голова, причем, кажется, единственная, находится слева внизу, и из ее пасти изливаются воды, о которых будет написано далее. Крылья у Жены также появятся позже. Вообще, совмещение в одном изображении элементов, разнесенных по времени действия, является совершенно нормальным для подобного искусства.

Рисунок Уэста, судя по всему — эскиз витража в «Зале Апокалипсиса», который хотел устроить в своем псевдоготическом замке Фонтхилл-Эббей миллионер и автор готических романов Уильям Бекфорд. Подобный замысел и интерес к «Откровению» — типичная черта романтизма.

 

Бенджамин Уэст. «Жена, облеченная в солнце, спасается от преследования Дракона», 1797 г. Художественный музей Принстонского университета

6 А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней.

Жена родила, Младенец был вознесен на небо, и действие продолжается — Жена сбегает от Дракона в пустыню. Этот сюжет встречается достаточно редко, в основном, в составе других изображений.

Но на этой миниатюре нарисован именно этот момент — пустыня, где пребывает Жена, обозначается холмом и деревьями. Дракон превосходно стилизован: художник решает проблему с обилием голов, сплетая шеи между собой. Одну голову он делает главной и изображает ее крупнее, остальные становятся второстепенными. В других вариантах изображения Дракона эти шесть голов могут стать полностью рудиментарными. 10 рогов на 7 головах обычно распределяют, придав трем головам по два рога, а остальным — по одному.

 

«Жена спасается в пустыне». Миниатюра из «Апокалипсиса Тринити Колледжа», Англия, ок. 1250–1260 гг. (R.16.2, Fol. 13r). Библиотека Тринити Колледжа (Кембридж)

7 И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], 8 но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.

Михаил — единственный ангел, названный в «Откровении» по имени. Сцена его битвы с дьяволом — еще один сюжет книги, который приобрел самостоятельность. Он популярен у католиков и православных, и любопытно, что на Западе Михаил пеший, у нас же Михаил часто всадник. Это породило отдельную икону «Небесных сил воевода», где архангел скачет с копьем на крылатом коне, а дьявол внизу едва различим.

 

«Битва архангела Михаила и ангелов с демонами». Миниатюра из «Апокалипсиса толкового Андрея Кесарийского», XVII в. (OR Ф.173.1 № 14, лист 88). Российская государственная библиотека

 

Лука Джордано. «Падение мятежных ангелов», 1660–1665 гг. Музей истории искусств (Вена)

9 И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.

На Западе сцена борьбы Михаила и небесного воинства с дьяволом и его ангелами подчас соединяется с похожей битвой из Ветхого Завета, когда был повержен мятежный Люцифер. Однако та первая небесная война на самом деле, в Библии не описана, на нее есть лишь один намек в книге Исайи. На картине Джордано хвост Дракона еле заметен в куче тел, всё внимание сосредоточено на падших ангелах.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.