Почему туристы-европейцы не ездят отдыхать в Россию?

Ростуризм работает над национальным проектом по развитию индустрии туризма и гостеприимства, который, как сообщила глава ведомства Зарина Догузова, должен вывести отрасль на другой уровень уже через 5–10 лет. Чтобы это произошло не только на словах, придется, в том числе, закрывать «возражения» платежеспособных иностранных туристов. Почему европейцы не хотят ехать в Россию, анализировали эксперты Аналитического центра НАФИ.

Дорого и сердито

Пятая часть европейских туристов (20 %) не едут в Россию, потому что это дорого, говорят результаты исследования Аналитического центра НАФИ. В конце 2019 года в рамках исследования было опрошено 2106 респондентов из 27 стран Европы, занимающих лидирующие позиции в рейтинге европейских государств с самыми высокими показателями выездного туризма.  

По данным Всемирной туристической организации, доля транспортных расходов у иностранных путешественников в России составляет 40 % от бюджета поездки, в то время  как, например, в Германии туристы тратят на транспорт 29 %, а в США — 16 % от бюджета поездки.

«Большие расходы на транспорт связаны не только с длительностью перелета в Россию или с протяженными маршрутами внутри страны, но и с недостаточным уровнем развитости региональной сети авиаперевозок: большинство поездок по России происходит через московский транспортный узел», — отмечает директор направления исследований в сферах туризма и транспорта Аналитического центра НАФИ Ирина Иванкова.

Кроме того, европейцы слабо осведомлены о России как о туристическом направлении. 67 % из опрошенных за последние полгода не встречали в СМИ информацию о туристических достопримечательностях России.

Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов рассказал Полит.ру, что для продвижения страны за рубежом как туристской дестинации (места, — прим. ред.) необходима государственная поддержка и бюджет в размере $200–300 млн. 

«Это может быть таргетированная реклама на языке потенциального туриста, наружная, телевизионная реклама, наконец, вирусная история. Существует много примеров, когда вирусные ролики продвигают ту или иную страну на площадках YouTube или TikTok. Следует определить те целевые рынки, которым мы можем быть интересны и которые интересны нам, и проводить точечную политику», — добавил Вадим Прасов.

Также европейские туристы считают Россию небезопасной для путешественников, показывают результаты исследования НАФИ. Особенно часто вопрос безопасности беспокоит жителей Восточной и Северной Европы.

«Отношение к нам в Европе и США действительно не лучшее, — соглашается Вадим Прасов. — Если Россия и попадает на первые полосы зарубежной прессы, то, как правило, в негативном ключе. Это, безусловно, ограничивает въездной турпоток. Хотя, с другой стороны, всегда есть люди, которые заинтересованы в том, чтобы посмотреть своими глазами, как у нас тут. В 2018 году на Чемпионат мира по футболу в страну приехало около 3,5 млн иностранных гостей. Можно сделать им специальные предложения на путешествия по России в 2021 году. Это могут быть как новые, так и старые маршруты. Благо контакты остались, благодаря FAN ID. Комплексный подход мог бы дать результаты».

Незначительная часть европейских туристов (5 %) отказывается от поездок в Россию из-за незнания русского языка, опасаясь, что россияне не смогут помочь сориентироваться на местности, потому что не говорят на английском.  

«Приоритетная задача развития туристической отрасли в России в будущем — работа с населением. Знание английского языка, готовность и возможность оказать туристам помощь с ориентированием на местности, а также соблюдение правил вежливости и гостеприимства — важнейшие факторы для обеспечения иностранным гостям дружелюбной среды», — прокомментировала результаты исследования Ирина Иванкова.

Директор НИИ индустрии гостеприимства РЭУ им. Г. В. Плеханова Елена Джанджугазова в разговоре с Полит.ру отметила, что развитие туризма — одна из приоритетных задач, и то, что власти делали для увеличения въездного потока до пандемии, должно быть продолжено. В частности, речь идет о прямом субсидировании правительством туроператоров за привлечение иностранных туристов и об ослаблении визовых формальностей.

Так, с 1 января 2021 года иностранцы смогут оформить электронную визу для посещения России в несколько кликов. Ее введение, по словам главы Ростуризма Зарины Догузовой, сделает Россию государством с самым либеральным визовым режимом среди развитых стран и, по мнению экспертов, существенно увеличит привлекательность России как туристического направления.

Впрочем, если в России появятся более доступные авиаперелеты, поддержка туризма на уровне разных регионов, помощь в развитии гостеприимства — это понравится не только иностранным гостям, но и самим россиянам.

Пока все дома

Отечественный рынок туризма понес большие убытки в связи с текущим кризисом, и его ждет долгий период восстановления. В то же время, по словам Вадима Прасова, спрос на отдых внутри страны существенно вырос. Свой вклад в оживление рынка внесло, в том числе, субсидирование туристов.

Программа кэшбека за туры по России действовала с 21 по 28 августа. Туристы могли вернуть от 5000 до 15 000 рублей за туры продолжительностью от четырех ночей и стоимостью от 25 000 до 75 000 рублей и более, приобретенные у туроператора или у отеля и оплаченные картой «МИР».

«Кэшбек надо продолжать, и он будет продолжен, есть планы возвращать россиянам до 20 % от стоимости туристического продукта», — отмечает Елена Джанджугазова. 

«Хорошо, что есть такие креативные продукты, как кэшбек за туры по России, но по итогу программы осталось много вопросов, на ее подготовку было мало времени, туры продавались всего неделю, что, на мой взгляд, мало, и очевидно, что количество забронированных туров несоизмеримо с той суммой, которая выделялась Правительством. Программу надо и повторять и расширять», — полагает Вадим Прасов.

Действительно, за неделю действия программа «Кэшбек за туры по России» смогла привлечь 60 тысяч участников, это лишь 2–3 % от ожидаемых 3 млн человек. Они приобрели туров на сумму, достигающую в лучшем случае 9 % от правительственной субсидии. 

Вадим Прасов предложил стимулировать подобными программами не только индивидуальный туризм, но и корпоративный. По его словам, корпоративные мероприятия и деловые события — это огромный резерв для развития как внутреннего туризма, так и международного.

А Елена Джанджугазова отметила необходимость субсидирования перевозок. «У нас перемещение по нашей стране очень дорогое. Если вложиться в это, сделать туристический продукт — особенно в восточных направлениях, а это Камчатка, Дальний Восток, — внутренний туризм будет развиваться», — уверена эксперт.

В 2020 году на программу субсидирования внутренней перевозки в рамках комплексного реализованного турпродукта государство выделит 700 млн рублей, что в два раза больше, чем в прошлом году, о чем сообщил директор Ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко на пресс-конференции, посвященной новым программам поддержки внутрироссийского туризма. Программа должна стартовать во второй половине сентября.