Восьмого сентября Американская академия кинематографических искусств и наук анонсировала новые стандарты для картин-номинантов на «Оскар» в категории «Лучший фильм». Фактически, с 2024 года Академия обязывает режиссеров и продюсеров нанимать в команду кого-то, кроме белых гетеросексуальных мужчин без особенностей здоровья.
Станут ли новые правила творческой проблемой для режиссеров? Будет ли трудно соблюдать гендерный или расовый баланс в команде? Кажется, нет: новые правила не только не станут помехой, но и не помогут улучшить положение дискриминируемых групп.
Сначала о самих требованиях. Всего новых стандарта четыре, и для того, чтобы номинироваться на «Лучший фильм», картине необходимо соответствовать двум из них.
Требования к происходящему на экране:
— один из главных персонажей или значимых второстепенных не белый или относится к этническому меньшинству;
— или не меньше 30% второстепенных персонажей и массовки составляют женщины, ЛГБТК-люди*, люди, относящиеся к этническим меньшинствам, люди с особенностями здоровья;
— или сюжет или тема фильма касаются вышеперечисленных групп.
Требования к команде фильма:
— как минимум две ключевые творческие позиции (из четырнадцати) занимают женщины, не белые люди, ЛГБТК-люди или люди с особенностями здоровья;
— или как минимум шесть других технических позиций занимают люди из вышеперечисленных групп.
Оставшиеся два стандарта касаются дистрибуции и продакшна — компании-дистрибьюторы предоставляют оплачиваемые стажировки, работу и обучение людям из перечисленных групп, а еще эти группы представлены на ключевых должностях в продакшене.
Почему Академия решила ввести эти стандарты?
В заявлении Академии говорится, что эти стандарты должны поддержать разнообразие на экране и отразить разнообразие аудитории. Кроме того, это может быть связано с обвинениями в расизме и сексизме: как-то так исторически сложилось, что члены Академии (те, кто выбирает победителей), в большинстве своем, белые мужчины, и награды они отдают чаще всего тоже белым мужчинам.
А это не повредит художественному замыслу?
Для того, чтобы пройти отбор, происходящему на экране не обязательно соответствовать критериям — это всего лишь один стандарт из четырех. Никто не помешает фильму, к примеру, о двух белых мужчинах, застрявших на необитаемом острове, номинироваться на «Лучший фильм», если в его команде представлены разные группы людей.
Проблема недостаточной репрезентации действительно существует?
Да, к сожалению. Например, согласно исследованию Центра изучения репрезентации женщин, в 2019 году, женщины в качестве главных героинь появились только в 37% фильмов, а среди персонажей со словами женских было 34%. Также данные о разнообразии в Голливуде ежегодно публикует Калифорнийский университет: согласно последнему отчету, в 2019 году мужчины составляли 85% режиссеров и 82,6% сценаристов. Разбиение по расовому признаку схожее: 85% режиссеров и 86% сценаристов — белые. Это при том, что согласно Бюро переписи населения США (если мы говорим о правилах, созданных Американской киноакадемией), белые мужчины составляют всего 30% населения страны.
Квоты вообще работают?
Да, работают. Из десяти стран, где женщины лучше всего представлены в парламенте (по данным Межпарламентского союза), в шести действуют обязательные гендерные квоты. Лидирует Руанда — там женщины занимают 61% мест в парламенте, при том, что по Конституции хватило бы и 30%. Другая модель действует, например, в Аргентине. Там в партийных списках при выборе в парламент женщины должны составлять не меньше трети кандидатов, и сейчас в Палате депутатов Аргентины они занимают больше трети мест (41%).
Сами квоты при этом являются предметом споров. Сторонники считают, что эта мера позволяет дискриминируемым группам преодолеть карьерные препятствия (тот же «стеклянный потолок») и что все люди имеют право на представительство. Противники же, как правило, уверены, что люди из недопредставленных групп (в нашем случае — все, кроме белых мужчин) просто недостаточно стараются, а квоты дают им несправедливое преимущество.
Что изменится после введения этих стандартов?
Если вдруг найдется фильм, абсолютно вся команда которого будет состоять из белых гетеросексуальных мужчин без особенностей здоровья, он не сможет выграть в номинации «Лучший фильм». Для остальных номинаций стандарты остаются неизменными, — свою статуэтку за звук или операторскую работу картина может спокойно получить.
Как их будут применять?
Пока непонятно. Правила вступят в силу только в 2024 году — за это время Академия сможет прописать технические моменты.
* ЛГБТК+ (LGBTQ+, лесбиянки, геи, бисексуалы, трансгендерные люди, квир-люди) — аббревиатура, которая сейчас чаще всего используется в западных медиа; квир-люди (от англ. queer) — зонтичный термин для всех людей, чья сексуальность или гендерная идентичность не соответствует общепринятому представлению, они могут как относиться к ЛГБТ, так и не относиться.