19 марта 2024, вторник, 12:04
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Собаки ледникового периода

Randi Hausken/Flickr

Большой коллектив ученых под руководством эволюционного биолога Грегера Ларсона из Оксфордского университета и палеогенетика Понтуса Скоглунда из Института Фрэнсиса Крика, проанализировав генетические образцы из древних останков собак, пришел к выводу, что уже в конце последнего ледникового периода существовало как минимум пять различных линий собак из разных географических регионов.

Ранняя история домашних собак уже давно служит предметом споров между учеными. И появление в последние десятилетия генетических данных не смогло примирить сторонников разных версий. Древние образцы костей собак находили как в Европе (пещера Гойе (Goyet) в Бельгии, около 31,7–36,5 тысяч лет), так и в Азии (пещера Разбойничья на Алтае, около 34 тысяч лет).

В 2009 году генетики под руководством профессора Петера Саволайнена (Peter Savolainen) из Королевского технологического института в Стокгольме совместно с китайскими коллегами провели анализ митохондриальной ДНК у собак и волков из разных мест Европы и Азии. По степени разнообразия митохондриального генома они пришли к выводу, что центром одомашнивания собак был Восточный Китай, южнее реки Янцзы. Двумя годами спустя Саволайнен и его коллеги подтвердили свои выводы и по данным Y-хромосомы собак и волков.

Однако в 2013 году прозвучали аргументы в пользу возвращения к теории европейского происхождения собак. Ученые во главе с Олафом Талманном из Университета Турку проанализировали митохондриальные геномы древних собак и волков и сравнили их со 148 геномами современных животных. По их данным, наиболее вероятной прародиной домашних собак была Европа, а произошло одомашнивание от 18,8 до 32,1 тыс. лет назад. Что же касается более ранних находок вроде черепа собаки из пещеры Разбойничья или из пещеры Гойе, то это, по мнению Талманна и его коллег, результаты более ранних независимых эпизодов доместикации волка, не получивших продолжения.

В 2015 году свое слово сказали сторонники азиатской версии, но ее неофициальному лидеру профессору Саволайнену это не понравилось, так как, по данным нового исследования, родиной собак назвали не юго-восток Китая, а Центральную Азию от Непала до Монголии. Выводы были сделаны на основе ДНК 549 современных собак, живущих рядом с людьми, но имеющих возможность спариваться с партнером по своему желанию, а не по выбору хозяина. Профессор Саволайнен отметил, что в исследовании не рассматривались геномы собак из Восточного и Южного Китая, что могло повлиять на результат. Сторонники европейской версии отметили, что без привлечения данных о ДНК древних собак вообще не о чем говорить.

Споры не закончились. В 2016 году стало известно, что удалось впервые секвенировать не митохондриальный, а ядерный геном из древней собачьей кости (кость из внутреннего уха собаки возрастом не менее пяти тысяч лет была найдена в кургане Ньюгрейндж в Ирландии). Сделавшая это команда во главе с Лораном Францем (Laurent Frantz) из Оксфордского университета сравнила полученные данные с ядерной ДНК 605 современных собак со всего мира. Исследователи пришли к выводу, что собаки были приручены в Азии более 14 тысяч лет назад. Затем мигрировали вместе с людьми на запад, где дали начало европейским породам. Однако такому сценарию противоречат кости собаки из Германии, возраст которых — более 16 тысяч лет. Чтобы примирить эти факты, авторы исследования предположили, что было два независимых центра одомашнивания, европейский и азиатский, но генетических следов собак, появившихся в европейском центре, сейчас не осталось (подробнее об этом можно прочитать в очерке «Собак одомашнили дважды»).

Нынешнее исследование, опубликованное в журнале Science, не поставило точку в этом споре, но, похоже, оно заставит пересмотреть представления о времени одомашнивания, так как его авторы показали, что уже 11 тысяч лет назад собаки отличались значительным разнообразием и среди них имелись пять групп разного происхождения.

Bergstrom et al., Science (2020)

В процессе работы исследователи проанализировали более 2000 останков древних собак из Европы, Ближнего Востока и Сибири. Им удалось получить 27 древних геномов возрастом от 800 до 11 000 лет вдобавок к пяти секвенированным ранее. Результаты показывают, что 11 тысяч лет назад существовали пять независимых линий собак, ведущих свое происхождение из неолитического Ближнего Востока, мезолитической Карелии, мезолитического байкальского региона, Новой Гвинеи и Америки. Такое разнообразие, по словам Скоглунда, указывает, что «одомашнивание должно было произойти задолго до этого». Причем генетическое наследие всех пяти древних групп имеется у современных собак. Например, такие породы, как немецкая овчарка и ирландский терьер, несут в себе смесь генов двух древних групп, ближневосточной и североевропейской. Сибирские лайки — потомки не только сибирских, но и североевропейских собак ледникового периода. Хотя американские собаки происходят преимущественно от европейских пород, распространившихся в колониальную эпоху, чихуахуа, например, сохраняет 4 % ДНК древних американских собак. Что же касается возникновения собак вообще, то авторы исследования все-таки склоняются к версии о происхождении всех линий собак от одного предка, хотя признают, что для полной уверенности в этом необходимы дополнительные данные.

Попутно был получен ряд других интересных результатов. Обычно для домашних животных характерен обмен генетическим материалом с их дикими предками, даже после доместикации, поскольку оба вида часто живут по соседству и сохраняют способность спариваться друг с другом. Например, свиньи, которых долгое время в Европе содержали «на вольном выпасе», спаривались с дикими кабанами. Но сопоставление ДНК собак с геномами древних и современных волков показало, что в этом случае заимствование генов шло только в одном направлении: от собак к волкам, но не наоборот. По мнению Грегера Ларсона, это объясняется характером взаимоотношений собак и людей. Если потомство свиньи или курицы, полученное скрещиванием с диким животным, унаследует некоторые черты дикого предка, это не помешает использованию этого потомства в хозяйстве. Потомок же волка станет плохим помощником в охоте и охране стада, так что от таких щенков люди избавлялись.

Помимо сопоставления геномов собак, авторы работы решили проследить, насколько совпадает или различается генетическая история разных популяций домашних собак и людей. Поэтому они проанализировали еще 17 древних геномов людей, живших в то же время и в тех же местах, что и собаки, ДНК которых использовалась в исследовании. В некоторых случаях гены прямо свидетельствуют о совместных миграциях людей и собак. Например, как земледельцы, жившие около 5000 лет назад на территории Швеции, так и их собаки ведут свое происхождение с Ближнего Востока. Судя по всему, расселяясь, древние земледельцы брали собак с собой. Однако есть и примечательные исключения. Например, земледельческое население Германии 7000 лет назад происходило с Ближнего Востока, а собаки имели европейские и сибирские корни. Возможно, переселенцы заводили местных собак, которые были лучше адаптированы к новой среде. Также собаки могли служить предметом обмена между различными популяциями людей.