5 декабря 2020, суббота, 09:41
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Собаки ледникового периода

Randi Hausken/Flickr

Большой коллектив ученых под руководством эволюционного биолога Грегера Ларсона из Оксфордского университета и палеогенетика Понтуса Скоглунда из Института Фрэнсиса Крика, проанализировав генетические образцы из древних останков собак, пришел к выводу, что уже в конце последнего ледникового периода существовало как минимум пять различных линий собак из разных географических регионов.

Ранняя история домашних собак уже давно служит предметом споров между учеными. И появление в последние десятилетия генетических данных не смогло примирить сторонников разных версий. Древние образцы костей собак находили как в Европе (пещера Гойе (Goyet) в Бельгии, около 31,7–36,5 тысяч лет), так и в Азии (пещера Разбойничья на Алтае, около 34 тысяч лет).

В 2009 году генетики под руководством профессора Петера Саволайнена (Peter Savolainen) из Королевского технологического института в Стокгольме совместно с китайскими коллегами провели анализ митохондриальной ДНК у собак и волков из разных мест Европы и Азии. По степени разнообразия митохондриального генома они пришли к выводу, что центром одомашнивания собак был Восточный Китай, южнее реки Янцзы. Двумя годами спустя Саволайнен и его коллеги подтвердили свои выводы и по данным Y-хромосомы собак и волков.

Однако в 2013 году прозвучали аргументы в пользу возвращения к теории европейского происхождения собак. Ученые во главе с Олафом Талманном из Университета Турку проанализировали митохондриальные геномы древних собак и волков и сравнили их со 148 геномами современных животных. По их данным, наиболее вероятной прародиной домашних собак была Европа, а произошло одомашнивание от 18,8 до 32,1 тыс. лет назад. Что же касается более ранних находок вроде черепа собаки из пещеры Разбойничья или из пещеры Гойе, то это, по мнению Талманна и его коллег, результаты более ранних независимых эпизодов доместикации волка, не получивших продолжения.

В 2015 году свое слово сказали сторонники азиатской версии, но ее неофициальному лидеру профессору Саволайнену это не понравилось, так как, по данным нового исследования, родиной собак назвали не юго-восток Китая, а Центральную Азию от Непала до Монголии. Выводы были сделаны на основе ДНК 549 современных собак, живущих рядом с людьми, но имеющих возможность спариваться с партнером по своему желанию, а не по выбору хозяина. Профессор Саволайнен отметил, что в исследовании не рассматривались геномы собак из Восточного и Южного Китая, что могло повлиять на результат. Сторонники европейской версии отметили, что без привлечения данных о ДНК древних собак вообще не о чем говорить.

Споры не закончились. В 2016 году стало известно, что удалось впервые секвенировать не митохондриальный, а ядерный геном из древней собачьей кости (кость из внутреннего уха собаки возрастом не менее пяти тысяч лет была найдена в кургане Ньюгрейндж в Ирландии). Сделавшая это команда во главе с Лораном Францем (Laurent Frantz) из Оксфордского университета сравнила полученные данные с ядерной ДНК 605 современных собак со всего мира. Исследователи пришли к выводу, что собаки были приручены в Азии более 14 тысяч лет назад. Затем мигрировали вместе с людьми на запад, где дали начало европейским породам. Однако такому сценарию противоречат кости собаки из Германии, возраст которых — более 16 тысяч лет. Чтобы примирить эти факты, авторы исследования предположили, что было два независимых центра одомашнивания, европейский и азиатский, но генетических следов собак, появившихся в европейском центре, сейчас не осталось (подробнее об этом можно прочитать в очерке «Собак одомашнили дважды»).

Нынешнее исследование, опубликованное в журнале Science, не поставило точку в этом споре, но, похоже, оно заставит пересмотреть представления о времени одомашнивания, так как его авторы показали, что уже 11 тысяч лет назад собаки отличались значительным разнообразием и среди них имелись пять групп разного происхождения.

Bergstrom et al., Science (2020)

В процессе работы исследователи проанализировали более 2000 останков древних собак из Европы, Ближнего Востока и Сибири. Им удалось получить 27 древних геномов возрастом от 800 до 11 000 лет вдобавок к пяти секвенированным ранее. Результаты показывают, что 11 тысяч лет назад существовали пять независимых линий собак, ведущих свое происхождение из неолитического Ближнего Востока, мезолитической Карелии, мезолитического байкальского региона, Новой Гвинеи и Америки. Такое разнообразие, по словам Скоглунда, указывает, что «одомашнивание должно было произойти задолго до этого». Причем генетическое наследие всех пяти древних групп имеется у современных собак. Например, такие породы, как немецкая овчарка и ирландский терьер, несут в себе смесь генов двух древних групп, ближневосточной и североевропейской. Сибирские лайки — потомки не только сибирских, но и североевропейских собак ледникового периода. Хотя американские собаки происходят преимущественно от европейских пород, распространившихся в колониальную эпоху, чихуахуа, например, сохраняет 4 % ДНК древних американских собак. Что же касается возникновения собак вообще, то авторы исследования все-таки склоняются к версии о происхождении всех линий собак от одного предка, хотя признают, что для полной уверенности в этом необходимы дополнительные данные.

Попутно был получен ряд других интересных результатов. Обычно для домашних животных характерен обмен генетическим материалом с их дикими предками, даже после доместикации, поскольку оба вида часто живут по соседству и сохраняют способность спариваться друг с другом. Например, свиньи, которых долгое время в Европе содержали «на вольном выпасе», спаривались с дикими кабанами. Но сопоставление ДНК собак с геномами древних и современных волков показало, что в этом случае заимствование генов шло только в одном направлении: от собак к волкам, но не наоборот. По мнению Грегера Ларсона, это объясняется характером взаимоотношений собак и людей. Если потомство свиньи или курицы, полученное скрещиванием с диким животным, унаследует некоторые черты дикого предка, это не помешает использованию этого потомства в хозяйстве. Потомок же волка станет плохим помощником в охоте и охране стада, так что от таких щенков люди избавлялись.

Помимо сопоставления геномов собак, авторы работы решили проследить, насколько совпадает или различается генетическая история разных популяций домашних собак и людей. Поэтому они проанализировали еще 17 древних геномов людей, живших в то же время и в тех же местах, что и собаки, ДНК которых использовалась в исследовании. В некоторых случаях гены прямо свидетельствуют о совместных миграциях людей и собак. Например, как земледельцы, жившие около 5000 лет назад на территории Швеции, так и их собаки ведут свое происхождение с Ближнего Востока. Судя по всему, расселяясь, древние земледельцы брали собак с собой. Однако есть и примечательные исключения. Например, земледельческое население Германии 7000 лет назад происходило с Ближнего Востока, а собаки имели европейские и сибирские корни. Возможно, переселенцы заводили местных собак, которые были лучше адаптированы к новой среде. Также собаки могли служить предметом обмена между различными популяциями людей.

«Ангара» Африка Византия Вселенная Гренландия ДНК Иерусалим КГИ Луна МГУ МФТИ Марс Монголия НАСА РБК РВК РГГУ РадиоАстрон Роскосмос Роспатент Росприроднадзор Русал СМИ Сингапур Солнце Титан Юпитер акустика антибиотики античность антропогенез археология архитектура астероиды астрофизика бактерии бедность библиотеки биоинформатика биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера вакцинация викинги вирусы воспитание вулканология гаджеты генетика география геология геофизика геохимия гравитация грибы дельфины демография демократия дети динозавры животные здоровье землетрясение змеи зоопарк зрение изобретения иммунология импорт инновации интернет инфекции ислам исламизм исследования история карикатура картография католицизм кельты кибернетика киты клад климатология клонирование комары комета кометы компаративистика космос кошки культура культурология лазер лексика лженаука лингвистика льготы мамонты математика материаловедение медицина металлургия метеориты микробиология микроорганизмы мифология млекопитающие мозг моллюски музеи насекомые наука нацпроекты неандертальцы нейробиология неолит обезьяны общество онкология открытия палеоклиматология палеолит палеонтология память папирусы паразиты перевод питание планетология погода политика право приматы природа психиатрия психоанализ психология психофизиология птицы путешествие пчелы ракета растения религиоведение рептилии робототехника рыбы сердце смертность собаки сон социология спутники средневековье старение старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры топливо торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология физика физиология фольклор химия христианство цифровизация школа экзопланеты экология электрохимия эпидемии эпидемиология этология язык Александр Беглов Алексей Ананьев Дмитрий Козак Древний Египет Западная Африка Латинская Америка НПО «Энергомаш» Нобелевская премия РКК «Энергия» Российская империя Сергиев Посад Солнечная система альтернативная энергетика аутизм биология бозон Хиггса вымирающие виды глобальное потепление грипп защита растений инвазивные виды информационные технологии искусственный интеллект история искусства история цивилизаций исчезающие языки квантовая физика квантовые технологии климатические изменения компьютерная безопасность компьютерные технологии космический мусор криминалистика культурная антропология культурные растения междисциплинарные исследования местное самоуправление мобильные приложения научный юмор облачные технологии обучение одаренные дети педагогика персональные данные подготовка космонавтов преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека русский язык сланцевая революция физическая антропология финансовый рынок черные дыры эволюция эволюция звезд эмбриональное развитие этнические конфликты ядерная физика Вольное историческое общество Европейская южная обсерватория жизнь вне Земли естественные и точные науки НПО им.Лавочкина Центр им.Хруничева История человека. История институтов дело Baring Vostok Протон-М 3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM MERS PayPal PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi