В 2009 году на «Полит.ру» вышла статья Бориса Дубина и Наталии Зоркой о культуре чтения в России 2000-х годов. Мы сравнили данные тех лет с современными показателями. О том, как менялась читательская активность россиян — в нашем обзоре.
Печатные СМИ
Анализируя картину массового чтения россиян в период с 1990 по 2000 год, авторы статьи отмечают, что она сильно менялась. Основные социокультурные причины изменений — распад советской интеллигенции и ее просветительской идеологии, потеря ведущей культурной роли государственной массовой библиотеки — главного организатора чтения в советскую эпоху.
К тому же, в это время шли процессы разгосударствления и коммерциализации издательской деятельности. Разваливалась старая система централизованного книгораспространения. Соответственно усиливался разрыв между «центрами» и периферией общества. Представления о литературе, образ книги, фигуре автора становились продуктом массмедиа и рыночных технологий. Причем в их самых «агрессивных» вариантах — публичный скандал, телевизионная «раскрутка».
При этом в 2000-х 37% взрослых россиян признавались, что не читают газет. В частности, равнодушны к ним были 42% москвичей, а также 44% россиян с образованием ниже среднего.
Среди общероссийских общественно-политических газет наиболее популярна была «Комсомольская правда». Ее читали 32 % россиян.
Рейтинг популярности общероссийских общественно-политических газет
(в % от числа читающих газеты)
В целом в 2000-х россияне предпочитали местную прессу, как общественно-политическую, так и развлекательную, скандальную, рекламную.
Журналы же тогда не читало 54% взрослого населения России. Всего 11% женщин постоянно интересовались ими. А вот среди мужчин этот показатель составлял всего 6%. Наиболее популярными были «тонкие журналы для женщин» — 34% респондентов.
Рейтинг наиболее широко читаемых в России журналов
(в % от числа опрошенных)
По данным международной сети компаний Deloitte, в 2020 году россияне все меньше читают печатные СМИ. Хотя бы раз в две недели — 38% участников исследования. Для сравнения, в 2015 году этот показатель составлял 57%.
При этом популярность газет снижается быстрее, чем журналов. Хотя бы иногда газеты читают 53% респондентов (-5 п. п. к 2019 году), журналы — 54% (-2 п. п. к 2019 году).
Авторы исследования отмечают, что печатные СМИ наиболее популярны среди респондентов среднего возраста от 40 до 44 лет. Обратная тенденция наблюдается среди молодых участников исследования в возрасте до 29 лет. Они гораздо реже читают печатные СМИ — на 9 п. п. ниже среднего показателя.
Чтение книг
В 2000-x 46% взрослых россиян признались, что не читают книги. Постоянными читателями книг были женщины — 19%, россияне с высшим образованием — 25%, жители крупных и средних городов страны — 20% и респонденты с высоким потребительским статусом — 20%.
Интересно, что среди литературных жанров все популярнее становились «женские» детективы. Их читали 28% участников исследования, исторически-приключенческая классика — 23%, а также классические зарубежные детективы и книги о ВОВ — по 14% соответственно.
Не покупали книги 55% россиян. К тому же, покупательская активность резко сокращалась с достижением предпенсионного и пенсионного возраста (в группе 40-54 летних не покупали книги 49%, а в группе старше 55 лет — уже 74%).
Явно прослеживалась взаимосвязь между покупательской активностью и уровнем образования. Среди респондентов с высшим образованием не покупали книги 40%, со средним и средним специальным — 51%, с образованием ниже среднего — 68%.
Самыми выдающимися из отечественных писателей и поэтов XX–XXI вв россияне считали Сергея Есенина — 14% от числа опрошенных, Александра Солженицына — 10% и Льва Толстого — 7%.
По данным ВЦИОМ, в 2020 году число читающих россиян растет. Если пять лет назад этот показатель составлял 45%, то сейчас он достиг 53%. Чаще всего читают книги женщины — 59%, молодежь 18-24 лет — 83%, люди 25-34 лет — 61%, а также респонденты с высшим образованием — 68%.
30% предпочитают книги по истории, исторические романы и биографии. За ними следуют детские книги — 28%, а также учебники и научная литература — 28%. Замыкают список ужасы — 3%, книги по психологии — 3% и религиозная литература — 2%.
Чаще всего россияне рекомендуют читать книги русских классиков — Пушкина (9%), Толстого (6%), Достоевского (5%), Лермонтова (4%) и Булгакова (4%).
Эксперты Deloitte отмечают, что печатные книги наиболее распространены среди военных — 50% и сотрудников государственных учреждений — 41%.