19 марта 2024, вторник, 07:02
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

07 января 2021, 10:00

Как запечь кота, или традиции Кривых вечеров

Святочные гадания
Святочные гадания
Смукрович И. И., 1900-е гг.

Каждую неделю мы просим читателей Полит.ру рассказать свои истории. Когда мы предложили поговорить о зимнем отдыхе, одна из наших подписчиц рассказала об обряде запекания кота во время Кривых вечеров, и именно с ним мы хотим вас сегодня — в первый день Святок — познакомить.

Чувствую себя древней, как динозавры, но, живя в Посожье и Поднепровье, сложно так сразу вспомнить какие-то другие зимние забавы и развлечения, кроме Кривых Вечеров (на русском, если не ошибаюсь, это Святки). Мы еще так удачно жили — в областном центре, где вокруг были очень разные деревушки с очень разными традициями обрядов и игр на Кривые Вечера.

Где-то носили звезду и пели религиозные колядки, где-то колядовщики водили козу (парня в вывернутом тулупе), которая умирала от голода, ее надо было кормить и поить козьего поводыря и его ватагу. Коза топала на богатство дома и урожай: «Где коза рогом — там жито стогом, где коза хвостом — там жито кустом». Молодежь «скакала» под гармоник, еще были варианты с медведем, которого тоже кормили и поили, а потом смотрели его фокусы.

Такой святочный карнавал, парни в женском, девушки — в мужском, ничего не стыдно и не страшно, танцы, игры традиционные на выбор пары, песни. Но самое мое любимое детское зимнее развлечение было увязываться за старшими сестрами на вечеринку с Печеным Котом. Этот наш обряд «печь кота» и сам Печеный Кот сейчас входит в список мирового наследия ЮНЕСКО. Теперь его больше по музеям и агроусадьбам реконструируют, а я в 80-е эту игру видела еще живую и настоящую, устраиваемую для себя, а не для туристов.

Неженатые парни и девушки собирались в дом, где было решено печь кота. Еду приносили каждый по блюду, кто — гуся жареного, кто — колбасы, кто — пироги, кто — капусту, и это все шло на общий стол. Кота девушки под руководством старших женщин пекли заранее с особыми песнями и рассказами про женское, взрослое, семейное. Нас, детей и подростков, туда не пускали: сестрам было по 14, 15, я вообще мелкая была, а кота пекли только детные замужние женщины и невесты, кому в этом году пора выходить замуж.

Это был пирог с мясной начинкой в виде кота. Главное в нем — лапки и хвост из домашних колбасок. И гениталии из лука и морковки или яиц и колбаски. Все это собиралось в кота и вешалось под потолок. Кот был символом плодовитости и семейственности, поэтому хозяйство коту делали просто гигантское, чтобы всем хватило попробовать.

Смысл обряда был в том, чтобы всеми этими играми с котиным хозяйством и печеным котом — символом плодовитости, урожайности — защитить молодых людей брачного возраста, намекнуть им на радости брака, дать возможность пообщаться поближе (там куча игр была про тисканье, близкий физический контакт), преодолеть стеснительность, порезвиться и найти себе пару для брака.

Все веселились, танцевали вокруг висящего кота особые танцы, играли в фанты, в танце обязательно круговые движения сменялись проходкой наискось из угла в угол, под котом. Все прыгали, пытаясь откусить у кота что-нибудь, каждый парень хотел откусить коту хвост или член. Считалось, кому удастся это сделать — у того будет небывалая удача весь год, богатство и мужские супер-способности. Этот котиный член из колбасы был таким мечом короля Артура — считалось, что он давался в зубы только обладателю самого выдающегося достоинства. Поэтому люди буквально из штанов выпрыгивали, чтобы кусочек откусить. Там без рук надо было. Исключительно ртом.

Люди бешено сражались за котиные колбасные части, особенно самые символические. Каждый хотел себя супер-мачо показать. Да и просто счастье было по тем временам добыть себе и съесть кусок колбасы в одно лицо. Особенно впечатляющими были попытки съесть или укусить луковые яйца кота — тоже почетная часть, диплом суперлюбовника, но невкусные. Но их съедали.

Сейчас этот обряд реконструируют в музеях и в агроусадьбах. Тоже забавно выходит, но, к сожалению, немного не то. Или это до меня старость дошла, и я по-стариковски бурчу, что вот все не то и не так, как во времена моей молодости, когда и трава была зеленее, и деревья выше, а котовьи яйца больше, котиный член — аппетитнее и толще, и прыгали за ним резвее и выше, откусывали от него побольше, и съедали — веселее и задорнее…

Вот фото печеного кота со странички нашего музея. Тут классика: лапки из колбасок, яйца из луковиц и пенис-морковка. Приезжайте к нам на Кривые Вечера, угостим печеным котиным хозяйством, если допрыгните!

У нас в городе есть замечательный музей, где и школа народных танцев, и центр ремесел, и обряды реконструируют. А у меня в учебной программе есть здоровущий кусок про «ознакомление с традициями материальной и духовной культуры региона». Поэтому я всегда вожу своих иностранных студентов туда на реконструкцию традиционного Печеного Кота. Там восхитительные рекламные буклеты и афишки, одно удовольствие показывать их неофитам.

Студенты эти этно-вечеринки обожают. Особенно обожают старшекурсники троллить первокурсников тем, что им там обязательно придется ловить, жарить и есть кошку, а то клятву Гиппократу не признают и диплом не дадут. У индийцев особенно шикарно заходит: там кошка — гадкое опасное нечистое животное, которое есть особенно страшно и противно.

И обязательно в каждой группе будет наивный любитель кулинарных приключений, радостно предвкушающий наслаждение новым, обещанным ему старшим курсом деликатесом — печеной кошатинкой: «Обезьяну ел, курицу ел, свинью ел, а кот — нежный и дорогой зверь, добрый вкусный помощник дома, только очень богатые могут позволить себе есть такое красивое и дорогое животное».

Когда кот оказывается пирогом и колбасками, народ обычно слегка разочарован: они ж ждут трэша и угара, настраиваются на зрелище крови, шерсти и кишок в духе русской мафии из болливудского ужастика. Мобилочки берут для заранее анонсированного онлайна из вегетарианского ада, где ужасные белые дикари буду есть демонического экзотического зверя.

А все тихо-мирно, люди танцуют, веселятся и соревнуются в умении половчее ртом схватить и побольше зубами откусить кошачий пенис с тестикулами. Студенты у меня медики, предубеждений против частей тела у них нет (кроме левой нечистой руки, которой моются после туалета в тех местах планеты, где брезгуют туалетной бумагой). Поэтому они охотно подключаются, водят хороводы вокруг кота, радуются, когда дамы принимаются водить хороводы вокруг них, участвуют во всех конкурсах, оставляют кота без причиндалов, пробуют местную еду и угощают своей.

Обычно на таком празднике всегда толпа народу, очень много молодых людей, поскольку «знакомство с ценностями материальной и духовной культуры региона» и план по воспитательной работе с обязательными четырьмя мероприятиями в месяц есть во всех вузах, техникумах и училищах города, а такой уютный и классный музей — только один. И вот жизнь кипит, молодняк знакомится, все со всеми начинают дружить и общаться. Кот всегда домашний, наивкуснейший, колбаски деревенские, пальцем пиханые — объеденье.

Впечатления от традиционного Печеного Кота обычно настолько положительные, что студенты хотят продолжения: они сами пытаются дома в общаге играть в эти традиционные игры и забавы обряда Запекания Кота. Своего рода тимбилдинг и корпоратив.

Я обычно им помогаю организовать мероприятие и пару раз на этом погорела: стоим в магазине у ящика с морковками с моими девушками из Бангладеша и выбираем морковку: эта слишком кривая, эта вообще согнутая, а та с наростами, а та слишком маленькая. Мимо нас идет бабка: «Девки, вы ж ту моркву так выбираете, как будто жениться на ней будете». Мои: «Нет, не будем, это для праздничного пениса от кошка, кошка будет иметь это как пенис, а мы будем иметь на празднике этого кошка, да. Мадам, вы тоже придете к нам на радость от кошка и его пениса?» — это мне.

И я оглядываюсь, чтобы убедиться, что у этого моего позора нет свидетелей, но за мной стоит проректор с выпученными глазами... И я в панике цапаю первую попавшуюся морковину и бегу к кассе, а мои девчонки орут: «Мадам, эта у вас маленькая и кривая морковь, она будет плохим пенисом, кривой сложно будет откусить! Вот у нас хороший экземпляр — ровный и большой достаточно. Будет удобно и красиво!»

Хуже этого было только оказаться приглашенной на само их мероприятие и увидеть, что хирургию они освоили отлично, потому что колбасные лапки кота хитро прооперированы и зашиты так, что у них есть пальчики. А что касается другой части кота — она обработана идеально, все нужные подробности на месте, вот в натуральную величину из ливерной печеночной колбасы. У музейного котика все много проще и схематичней.

Особенно радует старание студентов привнести свои традиции в наш обряд Печения Кота. Пакистанцы с индусами в том году сбивали кота с люстры битами для крикета. Индусы-индуисты натыкали в кота картинок богов на зубочистках и молились ему, вознесшемуся под потолок. А венесуэльцы зашили в кота мешок с конфетами, сделали из него пиньяту и разбивали ее индийской крикетной битой с надписью «Ом намах Шивая» с закрытыми глазами. В доковидные еще времена студент-китаец, отпросившийся на родину на свадьбу брата, специально привез домашнюю мамину копченую обезьяну для реконструкции обряда с котом с китайским акцентом. Обезьяна была нежнейшая, тающая во рту, очень вкусная.

В общем, обряд Запекания Кота прижился у нас всем на радость, а особенно — комиссии на госэкзамене по русскому языку, где обязательный пункт программы — речевые темы. Местных жителей не удивляют рассказы в духе: «Наша группа — дружная и соединенная, мы вместе учимся и вместе отдыхаем, вместе идем в музей насладится вкусным кошком, откусать ему хвост и половую жизнь».

Или: «У меня много друзей, но мой лучший друг Сурадж. Он красивый молодец, старательный студент, сладкий друг и удалой герой. Когда мы ходили в музей, он как смелый лидер быстро-быстро хватал их кота и откусил коту его мясное мужество, и рвал его тестикулы, и проглотил быстро-быстро, чтобы все люди знали, какие мы, индийские медики, отважные и ловкие, и что наше мужество у нас всегда впереди и большое, как у кошки»

Или: «Город, в котором я учусь, мне нравится. Тут есть четыре университета, осенний химзавод, красивый старый парк и родной нашей душе музей, где нам рады наши друзья, которые зовут нас на праздники и угощают нам вкусный хвост от кошки, и мы там прыгаем и танцуем, и нам дают кошкин хвост на обед».

Местные в теме, сами в детстве за кошачий хвост сражались. А инспекторов из столицы жалко, у них всегда такая гамма чувств на лицах отображается…

Все фото котиков — с сайта музея, наши цензура не пропустит, там прямо видно, что биологию хордовых и хирургию люди хорошо учили. Блин, даже венки вздутые сделали на кошачьем мужестве — шприцем гхи (топленое масло) вводили подкожно (подколбаснооболочно)...

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.