Ученые из Великобритании и США провели исследование и выяснили, что дети-билингвы более внимательны и быстрее справляются с головоломками. А вот у детей, которые говорят только на одном языке, эти способности развиты хуже. По мнению исследователей, это связано с тем, что изучение второго языка с раннего детства учит мозг быстрее переключаться между разными задачами.
Изучение иностранного языка в детстве повышает «когнитивную гибкость»
Ученые из Стэнфордского и Кембриджского университетов, а также Университета Англия Раскин и Редингского университета провели исследование и выяснили, что у детей-билингвов лучше развита «когнитивная гибкость» (англ. cognitive flexibility — прим.ред).
Причина в том, что таким детям с самого раннего детства приходится собирать больше информации, полагают ученые. Именно это учит их быстрее переключаться между разными задачами.
Чтобы доказать свое предположение, исследователи провели два эксперимента. В них они сравнивали способности двух групп детей: первые — осваивали второй язык с раннего детства, вторые — учили второй язык во взрослом возрасте.
В первом эксперименте участники должны были следить за изображениями на экране, одно из которых постепенно менялось. В результате выяснилось, что те дети, которые изучали второй язык с раннего возраста, значительно быстрее заметили изменения.
Второй эксперимент показал, что они еще и лучше контролировали свое внимание. В частности, быстрее переключались с одной картинки на другую.
«Если дети растут в более сложной языковой среде, они учатся использовать разные источники информации ― не только речь, но и, например, жесты, малейшие изменения в мимике, артикуляцию. Дети из двуязычных семей адаптируются к своей более сложной языковой среде, выбирая больше образцов визуальной среды и уделяя больше внимания новой информации», — отмечает один из авторов исследования Раскин Дин Д’Соуза.
Это объясняется тем, что при изучении второго языка в возрасте от 0 до 3 лет, у детей повышается нейропластичность мозга. Их эксперименты также показали, что польза от раннего изучения второго языка сохраняется и во взрослом возрасте.
Дети-билингвы быстрее и эффективнее справляются с головоломками
Другое исследование канадских ученых подтверждает эти выводы. Специалисты Йоркского университета выяснили, что дети-билингвы быстрее и эффективнее решают головоломки. А вот дети, которые говорят только на одном языке справляются с этой задачей хуже.
Ученые объясняют это тем, что дети-билингвы с раннего возраста тренируют когнитивные навыки более высокого уровня. Например, к ним относятся: планирование, принятие решений и другие.
Как помочь ребенку стать билингвом?
Эксперты из Американской ассоциации речевого языка и слуха (ASHA) считают, что в освоении второго языка детям помогает пение, просмотр различных шоу и прослушивание музыки на другом языке.
Эффективны для изучения иностранного языка также специальные лагеря и двуязычные школьные программы. Они дают детям возможность использовать два языка вместе с другими детьми.