19 марта 2024, вторник, 05:26
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

На что тратит деньги средний класс?

Семья, by Jessica Rockowitz on Unsplash
Семья, by Jessica Rockowitz on Unsplash

Средний класс — это не только определенный уровень дохода и образования, но и специфика трат. Его представители охотнее платят за досуг, обучение — как свое, так и детей, внимательнее относятся к своему здоровью. От чего российский средний класс готов отказаться, а какие траты входят в число самых популярных, выяснили эксперты Высшей школы экономики — заведующая Центром анализа доходов и уровня жизни ВШЭ Алина Пишняк и аналитики Центра Александра Горяйнова, Елена Назарбаева и Наталья Халина.

Средний класс. Кто это?

Универсальной методики выделения среднего класса нет. Так, согласно Федеральному научно-исследовательскому социологическому центру РАН, чтобы попасть в средний класс, нужно иметь минимум среднее образование, заработную плату не ниже медианной для региона проживания, определенный профессиональный статус — речь идет, прежде всего, об умственном характере труда — и проходить по критерию «самоидентификация», под которой понимают субъективную оценку человеком его положения в обществе.

Маркетологи выделяют средний класс по покупательской способности. Согласно этому подходу, о принадлежности к среднему классу говорит, например, наличие городского и загородного жилья, двух машин. Причем вторая должна быть не старше года.

Заведующая Центром стратификационных исследований ВШЭ Светлана Мареева, описывая представителей среднего класса, уточняет, что они по большей части самостоятельны, инициативны, при возникновении проблем полагаются на свои силы, а не ждут помощи от государства, берут на себя ответственность за свою жизнь и прилагают больше усилий, чтобы улучшить свое материальное положение. По словам эксперта, это одна из самых ярких отличительных черт современного среднего класса. 

Директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева указывает, что для представителей среднего класса характерно иметь несколько работ. Они более конкурентоспособны на рынке труда и работоспособны. По данным исследования Малевой, в среднем классе дополнительные заработки имеют почти четверть занятых (24,2 %), в то время как в прочих группах — лишь 14,6 %. 

Респонденты опроса, на основании которого эксперты Центра анализа доходов и уровня жизни ВШЭ исследовали потребление средним классом платных услуг, должны были отвечать двум или трем из критериев:

— иметь высшее или незаконченное высшее образование при условии обучения на момент опроса;

— давать оценку собственного дохода не ниже 4 по шкале субъективной оценки материального положения домохозяйства (шкала от 1 до 6, где 1 — у нас не хватает денег даже на еду, а 6 — у нас нет никаких финансовых затруднений, можем купить новую квартиру или собственный дом в любой момент);

— быть руководителями всех уровней, предпринимателями, самозанятыми, специалистами с высшим образованием, высококвалифицированными рабочими и служащими с высшим образованием.

На что средний класс тратит деньги?

Образование для взрослых. Представители среднего класса имеют больше возможностей платить за свое обучение, чем другие группы, однако пользуются этим нечасто. В России взрослое дополнительное образование — далеко не самая популярная категория трат, отмечают эксперты ВШЭ в исследовании «Инвестиции среднего класса в человеческий капитал: потребление платных услуг в области образования и медицины».

Согласно результатам опроса ВШЭ, дополнительные занятия для взрослых оплачивали всего 22,7 % представителей среднего класса. Еще менее востребовано профессиональное обучение: за него платили 15,4 % респондентов.

Нельзя сказать, что у среднего класса нет финансовой возможности платить за дополнительное образование, скорее, большинство не видит в нем необходимости. По крайней мере, 75 % опрошенных ВШЭ ответили именно так. 

49,3 % респондентов за последние три года не предпринимали никаких действий, чтобы повысить свой уровень образования. 

Эти цифры коррелируют с данными Росстата. В 2019 году всего 25,2 % россиян были вовлечены в процесс непрерывного образования. Для сравнения, в Евросоюзе дополнительное образование получают 45,1 % граждан, а в странах ОЭСР этот показатель достигает 51 %. 

«Таким образом, представители среднего класса не всегда воспринимают наращивание собственного человеческого капитала (в виде образования) как перспективный путь к увеличению своих доходов», — отмечается в исследовании ВШЭ.

С детским образованием история другая. 

Образование для детей. Стоит сказать, что траты на детей тоже не входят в число самых популярных у среднего класса. Однако и по этому показателю средний класс опережает другие группы российских семей. Услуги по присмотру за детьми школьного возраста и их обучению оплачивали 22,3 % опрошенных. Еще менее востребованы образовательные и спортивные лагеря. За них платили всего 15,5 % респондентов. Тем не менее если бюджет ограничен и стоит выбор — оплатить свое обучение или инвестировать в развитие ребенка, — представитель среднего класса предпочтет сэкономить на себе. Такую гипотезу выдвигают эксперты ВШЭ на основании проведенного исследования. 

Охотнее всего в человеческий капитал детей инвестируют жители городов-миллионников, говорится в исследовании. Вероятно, дело в том, что в большей части городов-миллионников отношение зарплат к стандартному набору товаров и услуг выше, чем в среднем по стране, а значит, их жители имеют больше возможностей оплачивать услуги и продукты не первой необходимости — в том числе развитие детей.

Медицина. Несмотря на то, что здравоохранение в России бесплатное, по данным Росстата, объем платных медицинских услуг населению растет с каждым годом. Траты на медицинское обслуживание — самые популярные среди среднего класса. Опыт оплаты амбулаторного лечения имеют 46,0 % опрошенных, лечения в стационаре — 36,7 %. 

Исследователи ВШЭ делают вывод, что в менее населенных центрах — городах с численностью 500 000–1 000 000 и 250 000–499 000 человек — инвестиции в здоровье выходят для среднего класса на первый план. Периферия среднего класса, чьи доходы уступают его более зажиточным представителям, в первую очередь тратит деньги на медицинские услуги. Развитие детей и улучшение качества жизни отходит на второй план.

Досуг и отдых. Самой распространенной статьей расходов оказались развлечения и путешествия: 76,3 % опрошенных покупали билеты в театр, кино, на концерты и другие развлекательные и спортивные мероприятия, 51,9 % оплачивали путевки в санатории, дома отдыха. Понятно, что в период пандемии потребление среднего класса перестроилось. «Перемены объясняются, главным образом, введенными ограничениями на культурно-массовые мероприятия и поездки, в том числе в другие страны. Такие выводы можно сделать, опираясь  только на результаты опросов фокус-групп, поэтому оценить ситуацию в цифрах сейчас невозможно», — сообщается на сайте ВШЭ.

Эксперты ВШЭ делают вывод, что российский средний класс в благоприятных экономических условиях наращивает траты в качество жизни, медицинские и образовательные услуги. Так, по расчетам авторов, если в 2000 году платные занятия и кружки для детей оплачивали 28 % семей среднего класса и 18 % его периферии, то в 2017 году — 33 % и 21 % соответственно.

Число семей среднего класса, которые тратили деньги на дополнительное образование взрослых, с 2000 года увеличилось почти в 1,7 раза — с 5,6 до 9,3 %, а его периферии — с 2,6 до 4,7 %.

В условиях же кризиса средний класс не готов отказаться от потребительских привычек и пытается сохранить привычный образ жизни, и это позитивный сигнал, полагают ученые. «Инвестиции в человеческий капитал могут способствовать увеличению доходов представителей среднего класса и обладают серьезным потенциалом для повышения уровня жизни населения в целом», — сообщается в исследовании.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.