28 февраля 2021, воскресенье, 19:06
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

23 февраля 2021, 14:00

Тираннозавр Рекс и другие хищники мезозоя

Издательство «Махаон» представляет книгу Юхана Эгеркранса «Тираннозавр Рекс и другие хищники мезозоя» (перевод Анны Огневой).

Наверняка каждый слышал о тираннозавре рексе — самом знаменитом динозавре позднего мелового периода. Однако не все знают, что плотоядный ящер со зловещей репутацией — лишь один из множества хищных и устрашающих своей мощью древних рептилий, обитавших на Земле в мезозойскую эру. Из этой книги вы узнаете о поразительных родственниках тираннозавра, сможете изучить их семейное древо и проследить за тем, как с течением времени из неприметных существ они превратились в огромных опасных хищников. Эта книга незаменима для всех любителей динозавров, а также для тех, кто с ними еще не знаком.

Предлагаем прочитать описания нескольких динозавров из этой книги.

СТОКСОЗАВР

ЗНАЧЕНИЕ: «Ящер Стокса»

ВИД: Stokesosaurus clevelandi (Стоксозавр кливленди)

КОГДА: поздний юрский период, 150–145 млн лет назад

ГДЕ: США

ДЛИНА: 2,5 м

МАССА: до 100 кг

Стоксозавр — ранний примитивный тираннозавроид, обитавший на территории современного штата Юта (США). 150 млн лет назад эта местность представляла собой похожую на саванну долину. Среди соседей стоксозавра были такие знаменитости, как гигантские зауроподы бронтозавр и диплодок, шипохвостый стегозавр с заострёнными пластинами на спине и грозный аллозавр.

В целом стоксозавр напоминал ти-рекса в подростковом возрасте: он был длинноногим, худощавым хищником, способным преследовать маленькую и юркую добычу, для которой аллозавр был слишком громоздким.

До недавнего времени считалось, что остатки другого ящеротазового, юратиранта, жившего на территории современной Англии, принадлежат стоксозавру. Они действительно очень похожи и жили примерно в одно время. А ведь в конце юрского периода Европа и Северная Америка были объединены. Так что на самом деле эти тираннозавроиды обитали гораздо ближе друг к другу, чем может показаться при взгляде на сегодняшнюю карту мира.

ЮТИРАННУС

ЗНАЧЕНИЕ: «оперённый тиран»

ВИД: Yutyrannus huali (Ютираннус хуали)

КОГДА: ранний меловой период, 125 млн лет назад

ГДЕ: Китай

ДЛИНА: 9 м

МАССА: 1,4 т

Ютираннус известен по трём ископаемым экземплярам, обнаруженным в провинции Ляонин на северо-востоке Китая. Видовое название Yutyrannus huali означает «прекрасный оперённый тиран». Ютираннус действительно имел примитивное оперение, напоминающее птичий пух, — учёные узнали об этом благодаря частично сохранившимся отпечаткам волокон. Нитевидные образования длиной до 20 см покрывали практически всё тело динозавра.

Следы перьев и раньше находили в ископаемых остатках тираннозавроидов, однако они принадлежали видам, отличавшимся небольшим размером. Ютираннус же достигал 9 м в длину и весил около полутора тонн! Это открытие говорит о том, что могли быть и другие крупные тираннозавроиды, покрытые перьями. Скорее всего, подобное оперение спасало динозавра от холода.

Ютираннус жил в одно время с полутораметровым дилуном — другим оперённым тираннозавроидом и, возможно, охотился на своего маленького собрата.

ДИЛУН

ЗНАЧЕНИЕ: «императорский дракон»

ВИД: Dilong paradoxus (Дилун парадоксус)

КОГДА: ранний меловой период, 126 млн лет назад

ГДЕ: Китай

ДЛИНА: 1,5 м

МАССА: 12 кг

Дилун — один из самых крошечных тираннозавроидов, обнаруженных палеонтологами. Размером он был не больше лебедя, что, конечно, немало для современной птицы, однако на фоне своих 12-метровых родичей, весивших около 8 т, дилун выглядит весьма скромно. Меньше его был только авиатираннис.

В окаменевших остатках дилуна сохранились чёткие следы перьев. Правда, выглядели они совсем не так, как покровные перья сегодняшних пернатых, а скорее, напоминали длинный пух. На основании проведённого исследования черепа дилуна учёные сделали вывод, что динозавр должен был иметь хорошую координацию, то есть, вероятно, был быстрым и ловким хищником, который охотился на ящериц, насекомых или крысоподобных примитивных млекопитающих.

ЭОТИРАННУС

ЗНАЧЕНИЕ: «рассветный тиран»

ВИД: Eotyrannus lengi (Эотираннус ленги)

КОГДА: ранний меловой период, 130 млн лет назад

ГДЕ: Великобритания

ДЛИНА: 4,5 м

МАССА: 350 кг

Эотираннус жил примерно в то же время, что дилун и ютираннус, но в совершенно другой части континента — на территории современной Англии. Его остатки были обнаружены на юго-западном побережье острова Уайт. Этот остров — не только место отдыха англичан, но и кладезь ископаемых остатков. Разрозненные фрагменты скелета, найденные учёными, указывали на то, что это был сравнительно небольшой тираннозавроид — около 4 м в длину.

Однако в 2016 году исследователям попался крупный зуб, который, судя по всему, принадлежал эотираннусу. Этот зуб намного внушительнее, чем остальные, поэтому учёные полагают, что динозавр мог достигать примерно 6 м в длину.

МЕГАРАПТОР

ЗНАЧЕНИЕ: «большой разбойник»

ВИД: Megaraptor namunhuaiquii (Мегараптор намунуаики)

КОГДА: поздний меловой период, 91–88 млн лет назад

ГДЕ: Аргентина

ДЛИНА: 8 м

МАССА: 1 т

В 1998 году в Аргентине был обнаружен устрашающий 30-сантиметровый коготь. Он напоминал когти задних конечностей дромеозаврид — оперённых тероподовых динозавров. Поэтому сначала решили, что коготь принадлежит неизвестному гигантскому хищнику, которого назвали мегараптором. Когда учёные нашли новые фрагменты скелета, выяснилось, что коготь рос на передней конечности динозавра. Это был длиннорукий хищник, наподобие тираннозавра, вооружённый огромными когтями. Только вот главным оружием ти-рекса были его гигантские челюсти, а мощными передними конечностями он похвастать не мог. Мегараптор, наоборот, обладал довольно изящной головой, но успешно компенсировал это опасными, загнутыми, словно серп, когтями. Палеонтологи долгое время не могли определить, какое же место мегараптор занимает на генеалогическом древе динозавров. Он мог быть и аллозавроидом, и спинозавридом, и примитивным целурозавром или кем-то ещё.

Новейшие исследования указывают на то, что мегалозавр относится к тираннозавроидам, хотя некоторые палеонтологи всё же считают, что хищник принадлежит к примитивным целурозаврам. Так что вопрос о таксономическом положении динозавра пока что остаётся открытым. Единственное, что можно утверждать с уверенностью, — это то, что при жизни вид у мегараптора был весьма грозный.

«Ангара» Африка Византия Вселенная Гренландия ДНК Иерусалим КГИ Луна МГУ МФТИ Марс Монголия НАСА РБК РВК РГГУ РадиоАстрон Роскосмос Роспатент Росприроднадзор Русал СМИ Сингапур Солнце Титан Юпитер акустика антибиотики античность антропогенез археология архитектура астероиды астрофизика бактерии бедность библиотеки биоинформатика биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера вакцинация викинги виноделие вирусы воспитание вулканология гаджеты генетика география геология геофизика геохимия гравитация грибы дельфины демография демократия дети динозавры животные здоровье землетрясение змеи зоопарк зрение изобретения иммунология импорт инновации интернет инфекции ислам исламизм исследования история карикатура картография католицизм кельты кибернетика киты клад климатология клонирование комары комета кометы компаративистика космос кошки культура культурология лазер лексика лженаука лингвистика льготы мамонты математика материаловедение медицина металлургия метеориты микробиология микроорганизмы мифология млекопитающие мозг моллюски музеи насекомые наука нацпроекты неандертальцы нейробиология неолит обезьяны общество онкология открытия палеоклиматология палеолит палеонтология память папирусы паразиты перевод питание планетология погода политика право приматы природа психиатрия психоанализ психология психофизиология птицы путешествие пчелы ракета растения религиоведение рептилии робототехника рыбы сердце смертность собаки сон социология спутники средневековье старение старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры топливо торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология физика физиология фольклор химия христианство цифровизация школа экзопланеты экология электрохимия эпидемии эпидемиология этология язык Александр Беглов Алексей Ананьев Дмитрий Козак Древний Египет Западная Африка Латинская Америка НПО «Энергомаш» Нобелевская премия РКК «Энергия» Российская империя Сергиев Посад Солнечная система альтернативная энергетика аутизм биология бозон Хиггса вымирающие виды глобальное потепление грипп защита растений инвазивные виды информационные технологии искусственный интеллект история искусства история цивилизаций исчезающие языки квантовая физика квантовые технологии климатические изменения компьютерная безопасность компьютерные технологии космический мусор криминалистика культурная антропология культурные растения междисциплинарные исследования местное самоуправление мобильные приложения научный юмор облачные технологии обучение одаренные дети педагогика персональные данные подготовка космонавтов преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека русский язык сланцевая революция темная материя физическая антропология финансовый рынок черные дыры эволюция эволюция звезд эмбриональное развитие этнические конфликты ядерная физика Вольное историческое общество Европейская южная обсерватория жизнь вне Земли естественные и точные науки НПО им.Лавочкина Центр им.Хруничева История человека. История институтов дело Baring Vostok Протон-М 3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM MERS PayPal PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi