НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Ваучеры на отмененные в пандемию рейсы — как вернуть деньги?

Взлет и посадка самолётов
Взлет и посадка самолётов

Постановление Правительства России № 991, разрешившее авиакомпаниям возмещать билеты на отмененные рейсы ваучерами, неправомерно, полагают пассажиры. Документ нарушает их права, принуждая кредитовать авиакомпании. Деньги, конечно, вернут, но только через три года. Инфляция, рост цен на билеты, возможное банкротство авиакомпании — всё это в документе не учтено. Стоит ли искать правды в судах?

Ваучеры вместо денег

С февраля 2020 года Россия ограничила международное авиасообщение. С 27 марта воздушные границы страны закрыли для туристов. Пассажиры начали обращаться в авиакомпании с требованием вернуть деньги за отмененные из-за пандемии рейсы. 

В июле 2020 года правительство России утвердило постановление, согласно которому авиакомпания может возместить ваучерами билеты на отмененные рейсы, купленные до 1 мая 2020 года. Под них попадали полеты, которые должны были состояться в период с 1 февраля 2020 года, если речь идет о Китае, и с 18 марта 2020 года, если речь об остальных странах. Чартеры в этой системе не учитывались.

Купить на ваучер новый билет можно в течение трех лет. Если пассажир этого не сделал, авиакомпания вернет ему деньги через три года плюс проценты за пользование чужими средствами по ключевой ставке Центробанка. Сейчас она составляет 4,25 %.

Вернуть деньги раньше, чем через три года, могут люди с инвалидностью, ветераны, сопровождающие инвалидов первой группы или детей-инвалидов, а также многодетные семьи с удостоверениями.

На возврат также могут рассчитывать пассажиры старше 65 лет и те, кто находится в трудной жизненной ситуации, отмечает Верховный Суд России. То есть если вы состоите на бирже труда или более чем два месяца нетрудоспособны. Деньги обязаны вернуть в течение 90 дней с момента обращения, но не позже 31 декабря 2021 года.

Кабмин издал Постановление для поддержки авиакомпаний, но не все пассажиры оказались готовы кредитовать их. Самые настойчивые дошли до Верховного Суда.  

О чем говорит судебная практика

6 февраля 2020 года адвокат Михаил Чуприков купил билеты по маршруту Волгоград — Москва — Рим и обратно. Поездка должна была состояться в конце мая 2020 года. Из-за пандемии рейс был отменен. Деньги авиакомпания не вернула — предложила ваучер.

Михаил Чуприков обратился в Верховный Суд, оспаривая отдельные положения постановления правительства России. Адвокат в своем блоге писал: в документе не гарантированы права пассажира: если авиакомпания обанкротится в течение трех лет — кто вернет деньги? 

Представитель правительства России ответил на это в суде, что в таком случае требования пассажиров «будут удовлетворены в соответствии с Законом "О банкротстве"». Иными словами, никаких гарантий, подчеркивает адвокат.

В положении также не обоснован трехлетний срок действия ваучера и возврата денег, пишет Михаил Чуприков.

Это противоречит Закону «О защите прав потребителей», соглашается адвокат Николай Фрейтак на своем канале в YouTube. Согласно статье 31 «Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя» деньги должны быть возвращены в течение 10 дней.  

«Срок установлен исходя из анализа и прогноза восстановления экономики особо пострадавших отраслей. Учитывались в том числе рекомендации Международной ассоциации воздушного транспорта, которые опубликованы на официальном сайте. Авиакомпании наиболее пострадали. Здесь правительство из двух зол выбрало меньшее», — так обосновал этот пункт в Верховном Суде представитель правительства России в ходе судебного заседания по делу Майи Замятиной, которая купила в феврале 2020 года билет на отмененный рейс по маршруту Москва — Ницца.

Верховный Суд отказал в удовлетворении искового заявления как Майи Замятиной, так и Михаила Чуприкова. Суд постановил, что права Михаила как потребителя никак не были нарушены, потому что деньги ему вернут — через три года. 

В Европе депозитные ваучеры тоже признаны законной формой возврата денег за авиабилеты, однако пассажиру предлагается выбор — ваучер или деньги. Европейские компании предлагают бонусы пассажирам, которые согласны пойти навстречу авиакомпании. Так, Португальские авиалинии добавляют к стоимости первоначального билета 20 % для тех, кто взял ваучер.

«Никто не оспаривает, что авиаперевозки — пострадавшая от последствий распространения коронавируса отрасль экономики. Однако пандемия не повод для умаления прав потребителей и снижения их правовой защищенности. Экономические проблемы отрасли нужно решать явно не за счет потребителей, тем более тех, кто добросовестно и разумно принимал решение о покупке билетов вне угроз отмены рейсов», — отмечает Михаил Чуприков в своем блоге.

Пассажиры тоже пострадали от пандемии. Для многих из них сумма,  уплаченная за билеты, существенна. К сожалению, законодатель и судебная практика пошли по пути, который не обеспечивает подлинный баланс интересов, заключает адвокат.

По мнению руководителя юридического отдела компании «Хелп Консалтинг» Натальи Вознесенской, суды занимают жесткую позицию в отношении тех, кто купил билеты до 1 мая 2020 года и не попадает под льготную категорию. «Некоторые суды взыскивают сумму за билет со ссылкой на постановление Правительства России № 991, но указывают, что обязанность вернуть средства возникает у перевозчика по прошествии трех лет. Некоторые суды отказывают, утверждая, что пассажир не вправе до истечения трехлетнего срока обращаться за взысканием», — отмечает эксперт в комментарии Полит.ру.

Адвокат Эдуард Шалоносов полагает, что шанс вернуть деньги  есть, и он подкреплен судебной практикой. Для этого нужно доказать, что факта формирования билета не было. 

Приобрести билеты у агента или на сайте авиакомпании — это еще не значит, что агент передал деньги в авиакомпанию или что компания сформировала билет на рейс. Покупка билета — это предварительная резервация, объясняет адвокат. Соответственно, в суде можно попросить документы, подтверждающие, что рейс был сформирован. Если их нет — значит, деньги не были потрачены и их должны вернуть пассажиру. 

«Материального правового основания нет. В постановлении № 1073 написано "сформированный туристский продукт", а туристского продукта, то есть билета нет», — рассказал адвокат. 

«Случается, что авиакомпании, получив иск, возвращают деньги сразу и просят иск отозвать, — отмечает Эдуард Шалоносов. — У авиакомпании 1000 таких исков, а юристов — дай бог тридцать. Они так весь юридический отдел завалят. Либо авиакомпания уже знает, что этот судья, эта область или город сформировали свою позицию — "взыскать деньги". Зачастую им проще вернуть». 

Что касается билетов, приобретенных на несуществующие рейсы после 1 мая 2020 года, авиакомпании также предлагали их обмен на ваучеры, но доказать свое право на возврат денег в суде несложно. 

«Положение № 991 не действует на договоры с авиаперевозчиками, заключенные после 1 мая 2020 года, соответственно, применяются общие правила расторжения договора и возврата средств за билет. Поэтому, если перевозчик предлагает сертификат (ваучер) вместо возврата денег, потребитель в случае несогласия вправе получить судебную защиту и вернуть денежные средства, потраченные за авиабилет на отмененный рейс», — рассказала юрист Наталья Вознесенская.

Выходит, что судьба возврата зависит не только от того, когда пассажир купил билет, но и от везения — как бы парадоксально это ни звучало касательно судебных дел.

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.