19 марта 2024, вторник, 13:47
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

26 февраля 2021, 08:00

Что посмотреть: рекомендует филолог и философ Александр Марков

Александр Марков
Александр Марков

В этой рубрике мы просим известных людей рассказать о том, какие сериалы они смотрят и почему. На этой неделе — доктор филологических наук, профессор кафедры кино и современного искусства РГГУ, приглашенный профессор ряда мировых университетов Александр Марков.

Я не страстный любитель сериалов. Смотрю я их чаще всего в транспорте во время поездок или поздним вечером, остальное время занимает работа. Сейчас, когда поездок стало намного меньше из-за пандемии, сериалы я стал смотреть намного реже, в основном, за полночь, когда уже невмоготу писать. 

Я бы рекомендовал посмотреть такие сериалы, как «Чернобыль», «Удивительная миссис Мейзел», «Моцарт в джунглях», «Бриджертоны» и «Миссис Америка». 

В сериалах в целом как в жанре и в этих в частности меня привлекает повествование. Особенно — появление героев-резонеров, которые высказывают авторскую точку зрения и по сути определяют то, как сериал работает. 

Например, в «Чернобыле» это Ульяна Хамюк (в сериале она борется за правду и пытается доказать, что власти и недобросовестные чиновники скрывают истинный масштаб катастрофы, — Прим. ред.). Хамюк — собирательный образ, вымышленный персонаж, хотя у нее есть черты Светланы Алексиевич, даже внешние, и в ее речи содержатся отсылки к «Чернобыльской молитве» (книга писательницы, лауреата Нобелевской премии по литературе, посвященная аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, — Прим. ред). 

А в сериале «Бриджертоны» таким героем-резонером выступает герцог Гастингс, образцовый денди, явно списанный с Байрона. Этот персонаж в сериале ведет себя как про́клятый поэт, почему он заставляет нас критически отнестись ко всем как бытовым, так и политическим традициям, которые Европа унаследовала от аристократии. Британская аристократия в вымышленном мире этого сериала, конечно, напоминает итальянскую на венецианских виллах: не случайно здесь появляется газета, подрывающая любые репутации, что было немыслимо в Британии эпохи регентства, но напоминает интриги итальянских новелл и комедий. И даже в сериале «Миссис Америка» среди исторических сторонниц Филлис есть явно вымышленная Памела, которая как бы ничем не примечательна, но поэтому доводит до гротеска позиции консервативного женского движения. 

Еще один момент, который меня привлекает в вышеперечисленных сериалах, — это то, над чем они заставляют зрителя задуматься: что многие вещи в культуре работают совсем не так, как нас учат энциклопедии и учебники. Этим мне оказался интересен сериал «Миссис Америка». Сюжет рассказывает историю движения за принятие поправки о равных правах для женщин, а также о борьбе, которую против нее развернула активистка консервативного движения Филлис Шлэфли. Она противостоит феминисткам второй волны Глории Стайнем, Бетти Фридан, Ширли Чисхолм и другим. 

Интересно, что деятельность двух этих женщин до сих пор определяет современную повестку в Америке. Так, формула Филлис Шлэфли «моральное большинство» и в наши используется как лозунг приверженцев консервативных семейных ценностей.

Деятельность же Глории Стайнем, которой тоже уже посвящен сериал (к сожалению, я пока только начал его смотреть, поэтому говорить о нем не буду), способствовала диалогу феминизма с философией и различными религиозными движениями. Достаточно вспомнить идею Стайнем о необходимости запретить не только женское, но и мужское обрезание как технику контроля над телом, как некоторое оскорбление свободного политического тела. В этом Стайнем поддержала представительница либерального иудаизма, философ Марта Нуссбаум — при том, что сама Нуссбаум критикует радикальный феминизм, в частности, она назвала Джудит Батлер «профессором пародии» за ее утверждение, что гендер — дискурсивный социальный конструкт. Ни Стайнем, ни Нуссбаум с таким утверждением не согласны. Ведь для них вопрос о гендерной принадлежности — это вопрос не столько об идентичности, сколько о существующих институтах. А логику институтов нельзя свести к логике идентичности.

Подход Батлер, считает Нуссбаум, льет воду на мельницу консерваторов. Ведь если всё в обществе конструируется и всё есть политика, тогда «моральное большинство» и может заявить о себе как о реальной политической силе, а не просто как совокупности консервативных людей с разными политическими взглядами. Филлис Шлэфли успела благословить экс-президента США Трампа как политика, отвечающего ее идеалам: пользующегося новейшими технологиями в бизнесе и медиа, но мобилизующего консервативное сообщество как политическую силу. 

Получается, что логика чистого конструктивизма была использована для осуществления в США консервативного поворота. В этом смысле сериал «Миссис Америка» показывает, какие механизмы стоят на самом деле за консервативной мобилизацией. Она случилась, во-первых, потому, что всем надоел простой антикоммунизм, а во-вторых, потому, что произошла политизация тех слоев населения, которые ранее интересовались только местными делами. 

Если же говорить о сериале «Удивительная миссис Мейзел», то в нем очень интересно показано становление истеблишмента Нью-Йорка. Например, показателен эпизод из второго сезона, в котором в Колумбийском университете разворачивается борьба между сторонниками женской эмансипации и теми, кто хочет ориентировать женское образование на решение практических целей. 

Столкновение этих двух точек зрения показывает разные взгляды на то, что делает истеблишмент: является ли он публикой, голосом образованных и прогрессивных людей, или же выполняет частную функцию внутри существующего распределения обязанностей на рынке труда. Мы знаем, как остро эти вопросы стояли, когда у нас спорили о миссии креативного класса — это не очень удачный термин, как и термин «новая этика», только запутывающий наших людей. А в сериале показано, как на самом деле работает истеблишмент в политической системе. 

А также в сериале есть вопрос, чем является Stand-up. Является ли он жанром, который имеет собственные коммерческие параметры, или же это в некотором смысле протестный жанр, который взламывает в том числе и систему коммерческого оборота всей культурной продукции? Это конформизм или нонконформизм? 

В заключение отмечу сериал «Моцарт в джунглях». Он замечателен своим главным героем-харизматиком. Он открывает новые способы игры, которые не подразумеваются рутинной организацией филармонической жизни. Сериал задает вопросы: как сыграть концерт в экстремальных условиях? Что является современной музыкальной манерой? Всё это связано с развитием современных медиа. Ведь те же соцсети требуют от нас постоянной импровизации. И в этом смысле «Моцарт в джунглях» рассказывает нам о принципах работы социальных сетей и современных  медиа — вероятно, именно поэтому съемки прекратились на четвертом сезоне: мы все сейчас в тик-токе или клабхаусе уже сами являемся такими Моцартами в джунглях. 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.