19 марта 2024, вторник, 12:14
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Стоицизм на каждый день

Издательство «Манн, Иванов и Фербер» представляет книгу Райана Холидея и Стивена Хансельмана «Стоицизм на каждый день. 366 размышлений о мудрости, воле и искусстве жить» (перевод Евгения Поникарова).

Что такое стоицизм? Для обычного человека это понятие не ассоциируется с образом жизни, ориентированным на действие. А в большинстве случаев понимается как синоним «безэмоциональности». На самом деле, философия стоиков учит тому, что добродетель — это счастье, а причина большинства проблем — не в окружающих нас вещах, а в том, как мы их воспринимаем. Родившийся в бурном античном мире, стоицизм нацелен на непредсказуемую природу жизни и не теряет своей актуальности. Эта книга возвращает ему законное место — инструмента для достижения самообладания, упорства и мудрости.

Райан Холидей и Стивен Хансельман изучили работы великих философов-стоиков и выбрали по одной мысли на каждый день года. Авторы проанализировали каждую из них, дополнили историями и упражнениями — вы сможете лучше понять, о чем идет речь, и найти ответы на волнующие вас вопросы. Практическим дополнением к этой книге послужит другая книга Холидея и Хансельмана — «Дневник стоика».

Предлагаем прочитать фрагмент книги.

 

1 МАЯ

Пусть характер говорит за вас.

Ведь такие вещи подходят тем, кто выставляет себя философами. Но философствование заключается не в них, а в том, чтобы направлять ум на должное и размышлять об этом[1].
Гай Музоний Руф. Лекции. 16.88

Монах надевает рясу. Священник застегивает воротничок. Банкир носит дорогой костюм и портфель. У стоиков нет униформы, у них нет стандарта. Их нельзя определить по внешнему виду или по звуку.

Как их распознать? Исключительно по характеру.

 

2 МАЯ

Будьте тем, кем хотите быть.

Сначала скажи себе, кем ты хочешь быть, и вот тогда делай что делаешь. Мы ведь видим, что так происходит и на всех почти остальных поприщах. На поприще атлетов сначала решают, кем хотят быть, и вот тогда делают всё, что следует из этого[2].
Эпиктет. Беседы. 3.23.1–2a

Лучник вряд ли попадет в цель, в которую он не стремился попасть. То же самое касается и вас — вне зависимости от цели. И вы определенно никуда не попадете, если не потрудитесь выстрелить. Выби рая желаемое, мы руководствуемся восприятием и принципами, но в конечном счете именно действия определяют, получим мы то, что хотим, или нет.

Поэтому потратьте время — по-настоящему потратьте! — на размышления о том, что важно для вас, каковы ваши приоритеты.

Затем трудитесь над ними, отставив всё остальное. Недостаточно только желать и надеяться. Нужно действовать — и действовать правильно.

 

3 МАЯ

Покажите свои знания не словами, а делами.

Те, кто вобрал в себя голые правила, тотчас же хотят изрыгнуть их, как страдающие желудком — пищу. Прежде всего перевари их, затем не изрыгай вот так. А иначе дело чистое в действительности получается рвотным средством и несъедобным. Но ты покажи нам какое-то изменение своей верховной части души вследствие усвоения их, как атлеты показывают свои плечи, развитые вследствие упражнений и еды, как овладевшие искусствами показывают сделанное ими вследствие учения[3].
Эпиктет. Беседы. 3.21.1–3

Многие стоические афоризмы просты в запоминании и даже умно звучат при цитировании. Но настоящая философия не в них. Задача в том, чтобы превратить эти слова в дела. Как заметил философ Гай Музоний Руф, оправдание философии в том, что человек объединяет надлежащее обучение с надлежащим поведением.

Сегодня или в любой день, когда вы поймаете себя на том, что хотите свысока поделиться каким-то знанием, остановитесь и спросите себя: мне лучше сказать слова, или пусть об этом знании скажут мои действия и мой выбор?

 

4 МАЯ

Что впечатляет на самом деле?

Ведь насколько похвальнее принести пользу многим, чем обитать в роскоши, насколько достойнее потратить деньги на людей, чем на деревяшки и камни[4].
Гай Музоний Руф. Лекции. 19.109

Что вам известно об образе жизни богатых и знаменитых? Такой-то купил дом за много миллионов. Такая-то путешествует с личным парикмахером. У такого-то в качестве домашнего животного живет тигр или слон.

Точно такие же сплетни и дурная слава были свойственны и Древнему Риму. Одни римляне были знамениты тысячами сестерциев, которые тратили на пруды с декоративными карпами. Другие славились оргиями и пышными застольями. Интересными подробностями о таких людях изобилуют стихи римских поэтов — например, Ювенала или Марциала.

Богатые зарабатывают и в итоге получают то, чего желали, — известность. Но насколько она пуста! Неужели настолько впечатляют траты, траты, траты? С такими средствами кто бы не смог этого делать?

Марк Аврелий мужественно продал часть императорской мебели, чтобы расплатиться с военными долгами. Совсем недавно Хосе Мухика, бывший президент Уругвая, отдавал 90 процентов президентской зарплаты на благотворительность и водил машину, которой стукнуло четверть века. Кто способен на такое? Не все.

Ну так кто больше впечатляет?

 

5 МАЯ

Вы — это проект.

Предмет добродетельного человека — собственная верховная часть души, тело же — предмет врача и учителя борьбы, земля — предмет земледельца[5].
Эпиктет. Беседы. 3.3.1

Профессионалам незачем оправдываться за время, потраченное на тренировки или практику. Это их работа — так они совершенствуют свои умения. Предметы различаются в зависимости от занятия, равно как место и продолжительность зависят от человека и профессии. Но одно постоянно: нужно работать с этими предметами и всегда повышать мастерство.

Согласно стоикам, ваш разум — это актив, с которым нужно работать больше всего и который нужно понимать лучше всего.

 

6 МАЯ

Добродетель прекрасна.

Так что же делает прекрасным человека? <…> Разве же не наличие совершенного свойства человека в нем? Так вот и ты, если хочешь быть прекрасным, юноша, этого усердно добивайся, человеческого совершенного свойства. — А в чем оно заключается? — Смотри, кого ты сам хвалишь, когда хвалишь кого-то без пристрастия: справедливых ли или несправедливых? — Справедливых. — Скромных ли или распущенных? — Скромных. — А воздержных или невоздержных? — Воздержных. — Значит, делая себя таким вот, знай, что ты будешь делать себя прекрасным. А до тех пор, пока ты будешь пренебрегать всем этим, ты неизбежно должен быть безобразным, несмотря на все свои ухищрения казаться прекрасным[6].
Эпиктет. Беседы. 3.1.6–9

Современные представления о красоте смехотворны. Наши стандарты привлекательности крайне противоречат стоическому подходу, ведь мы ценим и превозносим то, над чем люди практически не властны: высокие скулы, цвет лица, рост, пронзительный взгляд.

Действительно ли красота заключена в выигрыше в генетической лотерее? Или красота должна зависеть от нашего выбора, действий и тех признаков, что мы развиваем? Уравновешенность, чувство справедливости, приверженность долгу. Это прекрасные черты — и они отображают красоту гораздо лучше внешности. Сегодня вы можете отказаться от предрассудков, действовать справедливо, сохранять самообладание, контролировать себя — даже если это означает самоотдачу и жертвенность. И если это не красиво, то что красиво?

7 МАЯ

Как хорошо провести день?

Этот закон установил бог, и он говорит: «Если хочешь какого-то блага, возьми его у самого себя»[7].
Эпиктет. Беседы. 1.29.4

Как гарантированно обеспечить себе удачный день? Делать хорошие дела.

Любой другой источник радости либо вне вашей власти, либо невозобновляемый. Но этот — всегда ваш, целиком и полностью.

Это высшая форма самодостаточности.

 

8 МАЯ

Добро и зло? Оцените свой выбор

«Где благо?» — «В разумном выборе». — «Где зло?» — «В разумном выборе». — «Где то, что ни благо, ни зло?» — «В том, что лежит вне разумного выбора»[8].
Эпиктет. Беседы. 2.16.1

Когда вы сегодня станете размышлять, что означает то или иное событие, поскольку будете раздумывать над различными решениями, помните: правильное решение всегда исходит от разумного выбора. Не от вознаграждения. Не от успеха. А от верного выбора. Изречение Эпиктета помогает нам ясно и уверенно прояснить это. Является это благом или злом? Хорошо это или плохо?

Игнорируйте всё остальное. Сосредоточьтесь исключительно на своем выборе.

 

9 МАЯ

Carpe diem[9].

Так оставим же всё, что нас отвлекает, и всей душой будем стараться об одном: чтобы быстротечность неудержимо бегущего времени не стала понятна нам, только когда оно уйдет. Каждый день будем считать лучшим и завладеем им! Что убегает, то нужно захватывать[10].
Сенека. Нравственные письма к Луцилию. 108.27b–28a

Сегодня у вас только одна попытка. У вас всего 24 часа. Потом день уйдет и навсегда потеряется. Проживете ли вы его полноценно? Скажете ли: «Я разберусь» — и сделаете всё возможное для наилучшего результата?

Что вам удастся сделать сегодня, прежде чем оно выскользнет из ваших пальцев и станет прошлым? Если вас спрашивают, что вы делали вчера, неужели вы в самом деле хотите ответить: «Ничего»?

 

10 МАЯ

Не вдохновляйся, а вдохновляй.

Так поступим и мы хоть в чем-нибудь мужественно! Попадем и мы в число примеров![11]
Сенека. Нравственные письма к Луцилию. 98.13

Во времена греков и римлян, как и сейчас, у политиков было принято потворствовать своей аудитории. Они щедро хвалили толпу, страну или прошлые военные победы. Сколько раз вы слышали, как кто-то из политиков произносил: «Это величайшая страна в истории»? Как заметил оратор Демосфен, мы охотно просидим несколько часов, слушая оратора, который стоит перед какой-то достопримечательностью или святилищем и восхваляет предков, описывая их подвиги и перечисляя их трофеи.

Но чего достигает такая лесть? Ничего. Хуже того, восхищение этими блестящими дифирамбами отвлекает нас от истинной цели. Это также предает тех самых предков, объясняет Демосфен, которые нас вдохновляют.

Он завершил свою речь перед афинянами словами, которым позже вторил Сенека и которые гремят столетия спустя: «Так имейте же в виду, что ваши предки воздвигли эти памятники не для того только, чтобы вы восхищались, созерцая их, но и для того, чтобы вы подражали доблестям воздвигших их людей»[12].

То же самое справедливо для цитат в этой книге и любых других вдохновляющих слов, которые вы могли слышать. Не просто восхищайтесь ими. Используйте их. Следуйте их примеру.



[1] Перевод А. А. Столярова. Прим. пер.

[2] Перевод Г. А. Тароняна. Прим. пер.

[3] Перевод Г. А. Тароняна. Прим. пер.

[4] Перевод А. А. Столярова. Прим. пер.

[5] Перевод Г. А. Тароняна. Прим. пер.

[6] Перевод Г. А. Тароняна. Прим. пер.

[7] Перевод Г. А. Тароняна. Прим. пер.

[8] Перевод Г. А. Тароняна. Прим. ред.

[9] Carpe diem (лат.) — буквально: «лови день». Крылатое латинское выражение, означающее «живи настоящим». Прим. пер.

[10] Перевод С. А. Ошерова. Прим. пер.

[11] Перевод С. А. Ошерова. Прим. пер.

[12] Речь «О свободе родосцев». Перевод С. И. Радцига. Прим. пер.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.