19 марта 2024, вторник, 09:02
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

07 марта 2021, 14:00

Чистое небо Дакара

Издательство «Бомбора» представляет книгу Анастасии Нифонтовой «Чистое небо Дакара. История успеха самой известной мотогонщицы России, прошедшей суровую гонку Rally Dakar без техподдержки».

Анастасия Нифонтова — первая в истории женщина, прошедшая ралли Дакар-2019 без помощи механиков в специальном классе Original by Motul. В той гонке из 32 участников спецкласса до конца добрались лишь 16 человек. За ее плечами более тысячи километров на мотоцикле и множество испытаний, которые не сломили, а наоборот, сделали сильнее.

В этой книге собраны рассказы о самых значимых для автора гонках за весь период участия. Вы узнаете, как готовиться к гонкам, как начать свой путь в мотоспорте и как находить выход из ситуации, из которой, казалось бы, выхода нет.

Предлагаем отрывок из главы, в которой Анастасия Нифонтова дает советы новичкам мотоспорта.

 

Как попасть на большие гонки? Я имею в виду чемпионат мира, «Африку рэйс», «Дакар», «Шелковый путь». Последнее время этот вопрос неоднократно звучал в мой адрес от тех, кто уже попробовал вкус внедорожных гонок и даже поучаствовал в какой-нибудь короткой бахе. Люди зачастую полагают, что если смогли пройти этот этап, то запросто смогут заявиться на топовые гонки и успешно в них финишировать. «Участник "Дакара" – звучит же!

Дать простой и короткий совет на эту тему невозможно. За простой фразой «участник и финишер "Дакара"» скрывается гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Многие просто не в курсе, что для участия в нем недостаточно одних только денег. Каждый новичок обязан иметь в своем гоночном архиве как минимум две гонки серии чемпионата мира или серии «Дакар» (некоторые большие частные гонки под эгидой ASO и бренда «Дакар»), по результатам которых и отбирают претендентов на участие.

Наверное, кому-то по карману не размениваться по мелочам и сразу начать тратить по 20 000 евро за этап чемпионата мира, набираясь опыта на самом высшем уровне. Но, по-моему, это неразумно не только с точки зрения финансов, но и банально для безопасности. В связи с этим я призываю начать постепенное движение вверх с первых ступенек и не сигать через лестничные пролеты.

К сожалению, у нас в России небольшой выбор раллийных соревнований. Мне на ум приходят только два варианта: MRC (Moto Rally Cup) и официальный чемпионат России по ралли-рейдам. Первый — интересная серия гонок для начинающих под руководством опытного автомобильного штурмана Алексея Кузьмича. Второй сейчас проживает очередной период реформации с новым руководством, но, надеюсь, в ближайшее время вернет себе былую славу под стать своему статусу.

Итак, если вы решили попробовать свои силы в ралли-рейдах, смотрите лучше в интернете календарь MRC. Покупайте подходящий для этого мотоцикл, руководствуясь главой 22 этой книги, прикручивайте к нему перемотку для дорожной книги и газуйте на свои первые гонки. Дружеская атмосфера, лояльное отношение организаторов, интересные маршруты, советы и помощь опытных гонщиков, плюс необходимый базовый навык по работе с роудбуком вам обеспечены.

После того как вы почувствуете себя уверенней и книжные каракули волшебным образом превратятся в осмысленное чтиво, смело переходите на следующий уровень. В этом случае у вас появится выбор: ехать на несколько этапов чемпионата России либо выбрать одну недорогую зарубежную частную гонку. В сезон их проводится великое множество.

Некоторые мои знакомые, замученные перманентным отечественным кризисом, жалуются: не мол, мы не такие богатые, чтобы ездить на международные соревнования. Поэтому наш предел мечтаний установлен на финише 300 километров спецучастков за три дня гонки в чемпионате России. Дешево и сердито!

Я же хочу объяснить, что съездить «туда» иногда выходит дешевле, учитывая аппетиты неприхотливого, но жадного отечественного сервиса. Совершенно не стоит бояться выездов за границу, ведь вокруг полным-полно стран, где цены вполне приемлемы. В этот раз в качестве примера возьмем семидневную гонку в Албании. Совершенно чудесная небольшая страна на Балканах, где нет евровалюты и связанных с ней проблем дороговизны.

«Ралли Албания» проводится уже 14 лет подряд и собирает ежегодно от 65 до 150 мотоциклистов. Балканский пофигизм, помноженный на простоту албанских нравов, дает приятный бонус: для участия не требуется наличие дорогой международной лицензии FIM. Бинго! Даже нашей национальной от МФР никто не спросит. Так что, кроме прав, документов на мотоцикл, паспорта и двух фотографий, вам из бумажек ничего не понадобится. Ну не рай ли для новичка?

Отдельно придется заплатить 25 евро за обязательную страховку от организаторов. Стартовый взнос 550 евро включает в себя множество услуг. Например, страховку мотоцикла на время гонки, транспортировку багажа от лагеря до лагеря, оказание медицинской помощи в случае необходимости и транспортировку в больницу, место под вашу палатку/машину на бивуаке, аренду навигационной системы и трекинг-контроля, эвакуацию сломанной техники до лагеря, дорожную книгу для участника и его ассистанса, плюс ежедневную карту маршрута. Практически турецкий «олл-инклюзив»!

Линейный маршрут гонки рассчитан на 2000 км за боевую неделю. Поэтому с учетом приезда-отъезда, административных и технических проверок нужно закладывать на всё мероприятие около 10 дней.

70 % территории Албании покрывают леса и горы, весьма живописные, возле которых плещется пронзительно-синее Адриатическое море. Поэтому основная часть гонки проходит именно по горам, причем около половины лиазонов тоже проложены по грунту и порой не сильно отличаются от того, что вы видите на спецучастках. Поясню для новичков, что лиазон — это дорожный отрезок перед спецучастком или после него.

По сравнению с классическими этапами чемпионата мира по кросс-кантри, где средняя скорость часто может превышать 100 км/ч, гонка в Албании ближе к классическому горному эндуро. Средняя скорость не бывает выше 40 км/ч. В связи с этим большая часть участников гоняет на легких эндуро-мотоциклах с объемом двигателя 250–500 см3. Для особых ценителей больших двухцилиндровых туристических монстров типа Honda Africa Twin, KTM Adventure или BMW GS1200 есть отдельный класс. Но я как человек, проехавший в 2016 году весь маршрут на KTM Adventure 990, скажу, что удовольствие это сомнительное, особенно для девочек. Лучше выбрать технику полегче.

Так как скорости в Албании небольшие, то и спецучастки относительно короткие. Это позволяет не нагромождать кучу дополнительных баков на мотоцикл и обойтись стандартным увеличенным, из каталога заводского тюнинга. Так что даже 12 л вполне достаточно. Из навигационного оборудования достаточно перемотки дорожной книги, прикрепленной к рулю на двух выносных удлинителях, и двух одометров — основного и запасного. Устанавливать дорогой крепеж под навигацию, которая требуется для чемпионатов России и мира, в чудесной Албании не нужно.

Проживание и питание в этой балканской стране до неприличия демократичны. Самый дорогой отель с бассейном и всеми прелестями в столичной Тиране обойдется около 50 евро за одного или около 60 евро за двоих. В прочих городах и отели попроще, и цены не превышают 30 евро за ночь, включая завтрак. Те, кто хочет сэкономить на жилье, могут жить в машине на территории бивуака, который обычно разбивается рядом с основным отелем гонки. В самом шикарном ресторане обед с вином, стейком и сыром будет стоить не больше 15 евро на человека, но если не шиковать, а быть ближе к албанскому народу, то вполне можно уложиться в 5–7 евро.

При всех вышеперечисленных плюсах есть в «Ралли Албания» и один большой минус. Нам из России до нее добираться не близко, около 3000 км в одну сторону. И тут возникает несколько вариантов. Можно почувствовать себя заводским пилотом, не заморачиваясь со своей техничкой и мотоциклом. Вы договариваетесь с иностранной командой и арендуете у них готовую машину с полным техническим обслуживанием. Стоить это удовольствие будет около 1800 евро за неделю, но вы снимаете с себя кучу головной боли, и, кроме ваших личных вещей, брать с собой ничего не потребуется.

Если же ехать самому на своей машине, то придется заплатить около 700 евро за топливо (из расчета 10 л на 100 км), 200 евро за проживание и питание в пути, 150 евро взнос за машину и механика и еще всякую мелочь. Итого получится порядка 1100 евро. Но если взять с собой единомышленников и разделить эти дорожные расходы пополам или даже на троих, то сумма существенно уменьшится. На мой взгляд, такой вариант самый бюджетный и, как это ни странно, веселый. Дорожные приключения и осмотр новых мест по пути никто не отменял!

Балканы сами по себе очень красивы и аутентичны, мало подверглись глобализации.

Гонка в Албании очень демократичная и по составу участников. По большей части это любители из европейских стран с совершенно разным уровнем катания, от быстрых гонзалесов до медленных черепах. Поэтому даже если вы не самый уверенный гонщик, то в этой компании не будете себя чувствовать неуютно. Всегда найдется тот, кто едет хуже.

Стандартное время проведения ралли — начало июня, когда средняя температура держится около 25–30 градусов. Так как местность горная и рядом море, то погода может меняться в течение дня от солнечной до дождливой и обратно по несколько раз, но это только добавляет разнообразия.

Лично мне Албания запомнилась красивыми пейзажами и фантастическими облаками. Они цепляются за горные вершины и нависают сливочными шапками, словно сумасшедший мороженщик соорудил подарок восторженному ребенку. Обязательно нужно быть готовыми к тому, что ежедневно на пути придется пересекать несколько бродов через горные речки. Поэтому сушки для мотобот будут не лишними. Если у вас имеются Аlpinestars tech 8 или Tech 10, то достаточно иметь просто запасные внутренники. Дождевик и запасной комплект формы с термобельем тоже обязательны.

Еще из необходимых вещей нужно иметь поясную сумку. Туда прячутся телефон, деньги, еда и другие необходимые в дороге предметы. Я на всякий случай брала с собой запасную линзу для очков. На моих Oakley airbrake она меняется в буквальном смысле слова за секунды, и иногда было проще сделать именно так, чем размазывать грязь тряпкой, царапая стекло.

Так как трасса максимально приближена к эндуро, то и ехать я рекомендую не в раллийной куртке, а в обычной джерси с полной защитой-черепахой под ней.

Как видите, албанское ралли идеально вписывается в формат «недорого и весело потусить, а заодно погоняться с любителями на фоне шикарной природы, совмещая с отдыхом на море». На юге страны находится демократичный курорт Саранда, откуда обладатели шенгенской визы за полчаса и 20 евро могут переправиться на чудесный греческий остров Корфу. Ну, а северное побережье граничит — внимание, мужчины! — с одним из крупнейших в Европе нудистских курортов Ада-Бояна (Черногория). Только никому не рассказывайте, что это совет от Нифонтовой…

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.