Этический конфликт: «Первый канал» сделал шоу из пропажи девочки в Италии

На прошлой неделе Первый канал выпустил серию шоу «Пусть говорят», за которым на протяжении нескольких дней следила не только Россия, но и Италия: молодая девушка Олеся Ростова ищет родителей. Она утверждает, что может быть девочкой, пропавшей 17 лет назад на Сицилии, — сюжет, достойный мыльной оперы. Однако в Италии это шоу увидели по-другому. Для жителей европейской страны оно стало историей о нарушении этических норм и неуважении к чужим чувствам, которое шокировало не только обычных итальянцев, но и профессиональных журналистов. 

1 сентября 2004 года в сицилийском городке Мадзара-дель-Валло пропала трехлетняя девочка Дениз Пипитоне — дочь местной жительницы Пьеры Маджо. В причастности к пропаже ребенка заподозрили ее старшую сводную сестру, которая, якобы из ненависти к отцу, похитила малышку и отдала цыганам. Против девушки не было веских доказательств, и суд ее оправдал. Родители до сих пор не оставляют надежд на возвращение ребенка и ведут активные поиски. 

В конце марта 2021 года на программу Первого канала «Пусть говорят» пришла 20-летняя Олеся Ростова, которая искала родителей. Девушка рассказала, что в детстве ее украла цыганка и заставляла попрошайничать в подмосковном Реутове. Ребенка поместили сначала в приют, затем — в приемную семью. С продюсерами программы связалась жительница Милана Светлана Хохлова, которая якобы указала на поразительное сходство историй Олеси и Дениз Пипитоне, совпадение возраста и общие черты внешности у девушки и Пьеры Маджо.

Мать пропавшей девочки отнеслась к новостям из России осторожно: за годы поисков ее дочь «находили» и в Тунисе, и в Германии, и в других странах. Женщина не торопилась в очередное путешествие и доверила все переговоры и процедуры по установлению родства адвокату. Олеся меж тем успела встретиться с несколькими предполагаемыми матерями из России и Украины, которые также признали в ней дочь. 

«Всё тайное должно стать явным»

После этого Первый канал анонсировал выпуск программы «Пусть говорят», в эфире которого «всё тайное должно стать явным». Свой вклад внесло и итальянское телевидение: программа Chi l’ha visto («Кто это видел») на государственном канале RAI 3 объявила, что тоже будет следить за происходящим вокруг предполагаемой Дениз.

«Мы не хотим ничего говорить с уверенностью, в том числе потому, что Пьера многое пережила за последние годы. <...> Должны быть выполнены все проверки: нужно набраться терпения и быть скрупулезным», — объяснила ведущая программы Федерика Шиарелли.

Представители Первого канала настаивали на том, чтобы сама Пьера или ее адвокат приняли участие в шоу хотя бы по видеосвязи. «Мы не хотим подвергаться медиашантажу со стороны российского телевидения. Если перед трансляцией нам не пришлют документацию, касающуюся группы крови Олеси и возможного анализа ДНК, мы не будем участвовать ни в какой телевизионной съемке», — отстаивал интересы своей подзащитной адвокат Джакомо Фрадзитта. 

Результаты теста ДНК итальянцы так и не получили, несмотря на согласие юриста принять участие в программе по Skype. За это ему пообещали назвать группу крови девушки. C Фрадзитты взяли обещание не рассказывать о содержании шоу, которое вышло в записи.

«Российское телевидение, которое задерживает, эксплуатируя для аудитории, дело Олеси Ростовой, девушки, ищущей родителей, не сдается. Он не хочет обнародовать результаты анализа группы крови и ДНК, на которые возлагает надежды Пьера Маджио, мать Дениз Пипитоне, пропавшей в сентябре 2004 года в Мадзара-дель-Валло. Она просто хочет получить ответ на вопрос: эта девушка — ее дочь? Сегодня TV1 записал серию "Пусть говорят", которая выйдет в эфир завтра, и, чтобы создать напряжение, просит всех участников, включая других женщин из Восточной Европы, которые тоже ищут своих дочерей, сохранить в секрете то, что будет раскрыто в ходе трансляции», — сообщало агентство Ansa.

«Дайте нам группу крови! Если не хотите — всего доброго. Но не играйте с жизнью людей! Вы играете в игру, которая нам, итальянцам, абсолютно не нравится. Вы хотите сделать шоу? Замечательно! Назовите нам группу крови, и мы в эфире вашего шоу скажем, та ли это самая группа, что у Дениз Пипитоне», — адвокат Джакомо Фрадзитта терял терпение в эфире российского телевидения после длительного бесплодного торга с ведущим и главной героиней. 

Олеся Ростова не имела ничего общего с Дениз, выяснилось всё же в конце шоу. «Эта история длилась достаточно долго. ДНК нужно было сделать немедленно, чтобы развеять любые сомнения! Вместо этого этот телевизор продолжал работать много, слишком много дней. Для нас это было постоянное страдание. Пьера, как и все из нас, озлоблена и разочарована», — выразила общее мнение семьи, да и большинства итальянцев бабушка пропавшей девочки.

«Эта передача отвратительна»

Методы, использованные российским телевидением, вызвали в итальянской прессе много негатива: как можно использовать боль людей, которые потеряли своих детей, в качестве шоу? «Ко всему относились как к розыгрышу призов, — пишет издание Corriere Citta, — конверты с анализами крови каждой матери открывались и читались в прямом эфире со смехом и легкостью». 

«Ведущий Дмитрий Борисов, несмотря на свой юный возраст, как можно дольше выстраивал (возможно, случайные) связи между своей темой, одной из сотен, которые канал предлагает своей любимой и большой аудитории, и ребенком, пропавшим в 2004 году в Мадзара-дель-Валло», — комментирует произошедшее итальянское издание Il Fatto Quotidiano.

«Эта программа играет на боли Пьеры Маджо. Этот циничный выбор — не раскрывать правду, если она не согласится на прямой эфир, лишь для того, чтобы показать ее радость или разочарование, — отвратительная вещь», — заявила известная итальянская тележурналистка Джованна Боттери. 

Появилась версия, что Ростова — подставное лицо, актриса, которую наняли специально для этого спектакля. Редакция Il Fatto Quotidiano обратила внимание на Instagram Олеси Ростовой с ником @play.yourself, под именем Анастасия Никулина и «похожий на подобие жизни актрисы». В профиле указан возраст 18 лет, не совпадающий с изначальной легендой. В закрепленных сториз девушка хвастается сертификатом об окончании курса по наращиванию ресниц — там также указано «Анастасия Никулина». Одна из фотографий — с ведущим программы «Пусть говорят».

Команда программы Chi l’ha visto обнаружила сразу несколько профилей с фотографиями Олеси, созданных за последние две недели, в том числе @olesya_rostova3. «Я обычная девочка, которая хочет добиться своих целей», — говорится в описании. В комментариях в адрес девушки звучит много нелестных слов. Она пишет: «Не слушайте подлости и лжи, которые пишут обо мне».

Доказать эту версию сложно: кто угодно может завести профиль и использовать фотографии девушки. Другую версию событий рассказывает продюсер Роман изданию Il Messagero: девушка пришла на шоу, рассказала свою историю. Как продюсер он решил взять ее в работу. Но девушка хотела известности. Шоу прекратило с ней сотрудничество в ноябре 2020 года: «Она разбила стакан, сказала, что если мы не сделаем ее звездой, она испортит шоу».

По его словам, у него есть видео, где девушка говорит, что знает свою родную семью, рассказывает про родителей и «любимую старшую сестру». Он также извинился за Россию.