19 марта 2024, вторник, 14:41
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Фальсификации и доминирование: почему в России усиливается кризис представительства

Земский съезд 1905 года
Земский съезд 1905 года

22-23 мая в Великом Новгороде пройдет «Земский съезд». На нем соберутся муниципальные депутаты со всей страны. В преддверии мероприятия его участники опубликовали доклад под названием «Качество политического представительства в современной России». О том, почему в нашей стране усиливается кризис политического представительства, и главное — что делать в этой ситуации? — читайте в нашем обзоре

Кризис политического представительства в России: почему он стал возможен?

Авторы доклада отмечают, что именно кризис политического представительства в России — основа для множества опасных тенденций. Россияне хотят быть представленными, хотят, чтобы их голос был услышан и учитывался властью при принятии политических решений. Однако политическое представительство в нашей стране все сильнее искажается. 

«Чем сильнее разрыв между теми, кто представлен, и теми, кто в тени, тем жестче становится конфликт, не находящий выхода в институтах репрезентации. Сверхконцентрация власти, несменяемость элит, резкая поляризация общества, раскалывающая семьи, рост политического насилия — все это становится возможным потому, что органы власти не представляют общество. Репрессии — способ сдержать нарастающий разрыв представительства в условиях, когда элиты боятся дать голос непредставленным», — считают авторы доклада. 

Исследователи утверждают, что искажение как предпочтений, так и представительства определенных групп населения — сознательная стратегия и сущностная характеристика политического режима.

Но как достигается этот критический перекос на выборах? Первый способ — ограничение допуска кандидатов на выборы со стороны властей. Не допустить к гонке потенциального кандидата могут из-за наличия вида на жительство за рубежом, погашенной судимости или даже из-за счета в иностранном банке. 

Ограничительным барьером является и то, что в России можно по закону отменить избирательный залог. Это приводит к массовым отказам в регистрации кандидатов по подписям.

Второй способ, с помощью которого достигается искажение политического представительства, — это фальсификации на выборах. В результате у избирателей формируются неверные представления о политических предпочтения в обществе. К тому же само знание о том, что выборы часто фальсифицируются, снижает желание и готовность россиян участвовать в политической жизни страны. 

Как встроенные ограничения политической системы ведут к искусственному доминированию одной партии 

Авторы доклада отмечают, что политическая система в России содержит в себе ряд ограничений, из-за которых адекватное представительство становится невозможным. И как результат оно ведет к доминированию одной парти. Первое ограничение — отсутствие прямых выборов. 

Сегодня гражданами избираются 75 из 85 глав региональных администраций. В остальных 10 регионах они избираются парламентами. Однако возможность баллотироваться сильно ограничивает муниципальный фильтр. При этом Верхняя палата парламента (Совет Федерации) не избирается на прямых выборах и не подотчетна гражданам, сказано в отчете. 

Наряду с этим искусственное доминирование одной партии становится возможным из-за непропорционального представительства регионов — это второе ограничение. 

Например, самый большой избирательный округ в 23 раза больше, чем самый маленький. На Чукотке 1 депутат Госдумы приходится на 35 тыс. избирателей, а в Астраханской области — на 747 тыс. избирателей. В Москве и Московской области же наоборот наблюдается недобор депутатов — их на 11 человек меньше, чем должно быть в соответствии с численностью населения в этом регионе. 

Третье ограничение — манипуляции с партийной системой. В последние годы в России сокращается количество партий, которые имеют право участвовать в выборах: с 75 в 2016 году до 41 в 2020 году. 

Ситуация осложняется еще и тем, что создать новую партию в России — это крайне непростая задача. Но создать партию — это лишь часть дела. Сохранить статус уже зарегистрированной партии — вот следующий шаг. Однако требования для этого запредельно высоки, говорится в докладе. 

Новые медиа как площадка реальной политической борьбы 

Все вышеперечисленное ведет к тому, что россияне теряют интерес к участию в политической жизни. В итоге снижается и уровень политической осведомленности населения. К тому же ограничения на свободу собраний и свободу слова мешают развиваться масс-медиа, гражданскому активизму, а также пространству для ценностных дискуссий.

При этом телевидение теряет лидирующие позиции и перестает быть основным источником информации для россиян. С 2011 до 2021 года доля узнающих новости по ТВ снизилась с 92% до 63%. А вот количество людей, которые получают информацию с новостных сайтов в интернете наоборот выросла с 20% до 45%. Более того, все больше россиян получают информацию из форумов, блогов и соцсетей. Этот показатель увеличился с 7% до 23%.

Авторы доклада отмечают, что за последние шесть лет уровень доверия к теленовостям снизился примерно на 20% (с 63% в 2015 году до 42% в 2021 году). В то же время растет доверие населения к информации из соцсетей и интернет-изданий. В 2015 году им доверяли 4% и 15% граждан соответственно, а в 2021 году — уже 13% и 23%.

Усиливается и роль «неизбранных представителей» — блогеры, селебрити, лидеры общественного мнения. Сейчас за них борются правящие политики (Владимир

Путин, «Единая Россия») и оппозиция (Алексей Навальный). Если раньше лидеры мнений выстраивались в партийную систему, то сегодня они все чаще сами претендуют на роль политических лидеров, отмечают авторы доклада. 

«Существующая политическая система не представляет распространенные в России взгляды, интересы множества сообществ, широких групп, больших партий. Чем дальше, тем сильнее она отражает преимущественно интересы бюрократии — в то время как соотношение позиций в обществе меняется не в пользу бюрократии. Все лишенные адекватного представительства заинтересованы в том, чтобы его получить. Это может стать основой для конкретных законодательных инициатив, общественных проектов и согласованных действий самых разных сил», — сказано в докладе.

Что делать? 

Авторы доклада предлагают ряд мер, которые могут разрешить кризис политического представительства в России. Прежде всего, следует устранить лишние ограничения на выборах. Это позволит избежать уголовного преследования популярных политиков. 

К тому же власти должны ввести регистрацию кандидатов с помощью, избирательного залога, а также дать гражданам реальное право участвовать в политической деятельности лично, без вступления в партии. Еще властям следует снизить проходной барьер на выборах в Госдуму до 3%, на региональных выборах— до 4%.

Следующий шаг — вернуть гражданам возможность напрямую влиять на политические процессы в стране. Это позволит изменить конституционную модель: сократить полномочия президента и усилить роли парламента, а также гарантировать сменяемость верховной власти. Таким образом у граждан появятся стимулы к политическому участию, считают авторы доклада. 

Более того, следует дать местным сообществам больше власти на уровне местного самоуправления, а также ввести справедливое распределение мест между регионами. Это обеспечит адекватное представительство крупным городам и индустриальным центрам.

И напоследок: в России необходимо создать представительство на уровне Конституционного суда. Это позволят сделать следующие шаги:

  • Процедура отбора судей КС должна основываться на принципе репрезентации различных интерпретаций Конституции и существующих в обществе мировоззрений;
  • Процедура слушаний в парламенте нуждается в содержательном обсуждении политико-правовых позиций кандидатов КС;
  • Необходимо расширить способы связи между судьями КС и юридической корпорацией. Этому поможет возрождение института «друзей суда» и введение других форм регулярной коммуникации, заключают авторы доклада.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.