19 марта 2024, вторник, 08:28
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

22 июня 2021, 18:00

Синдром самозванца

Издательство «Бомбора» представляет книгу психолога, преподавателя Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Сэнди Манн «Синдром самозванца. Как перестать обесценивать свои успехи и постоянно доказывать себе и другим, что ты достоин» (перевод А. А. Чечиной).

Синдром самозванца — относительно новое, но весьма распространенное явление, которому подвержены как молодые, так и пожилые мужчины и женщины, всемирно известные личности, карьеристы и обычные люди, считающие себя плохими партнерами, родителями или друзьями. К сожалению, все мы в тот или иной период времени перестаем верить в собственные силы и компетентность, что, в свою очередь, мы сказывается на нашей учебе, работе или отношениях. Эта книга — первый шаг в борьбе с низкой самооценкой. Представленные в ней результаты научных исследований, тесты и примеры из психологической практики помогут осознать причины неуверенности в себе, а конкретные методики и эффективные советы позволят избавиться от нее навсегда.

Предлагаем прочитать один из разделов книги.

 

Как понять, есть ли у меня синдром самозванца?

В своем первом описании синдрома Клэнс и Аймс выделили следующие стадии так называемого «цикла самозванца»:

1. Вы не ожидаете, что добьетесь успеха.

2. Вы с удивлением отмечаете, что добились неплохих результатов.

Возникает внутренний конфликт: вы знаете, что успешны, но чувствуете, что не заслуживаете успеха. Это называется когнитивным диссонансом. Когнитивный диссонанс — это чувство психического дискомфорта или стресса, которое испытывает человек при одновременном наличии у него двух противоречивых убеждений.

3. Чтобы устранить этот диссонанс, вы приписываете успех внешним и временным факторам (например, удаче), а не внутренним и стабильным причинам (например, собственным способностям или таланту).

 

Рис. 2. Цикл самозванца

В результате могут наблюдаться признаки, симптомы и следование определенным моделям поведения, которые вы можете распознать в себе сами. Ниже мы рассмотрим их подробнее, после чего перейдем к тесту самодиагностики, а затем обсудим разные типы «самозванцев». Итак, наиболее распространенные поведенческие проявления синдрома самозванца включают в себя:

Усердие и напряженный труд

«Самозванец» искренне убежден, что должен работать «на износ», дабы не допустить «разоблачения». Довольно часто такая стратегия окупается и ваше самочувствие улучшается — вы рады, что ваши старания привели к успеху. К несчастью, позже вы приходите к мысли, что достигли успеха исключительно благодаря усердию, и снова ощущаете себя обманщиком. Возникает замкнутый круг.

 

Рис. 3. Связь между напряженным трудом и ощущением себя обманщиком

Сокрытие собственного мнения

Из-за патологической неуверенности в себе «самозванец» может скрывать свое истинное мнение по тем или иным вопросам (а вдруг оно выдаст его интеллектуальную неполноценность?). Он редко демонстрирует собственные взгляды, старается не принимать участия в дискуссиях, которые могут обнаружить недостаток знаний, а в некоторых случаях просто соглашается с точкой зрения других людей. Последнее может принимать форму «интеллектуальной лести», при которой «самозванец» перенимает взгляды людей, которые, по его мнению, превосходят его по способностям или интеллекту.

Стремление произвести впечатление на «героя»

Другой особенностью «самозванца» является постоянная потребность ориентироваться на некоего человека, который «превосходит» его в том или ином отношении. Способность произвести впечатление на «героя» подтверждает, что «самозванец» действительно не так уж плох — если такой удивительный человек любит и уважает его, значит, он вовсе не фальшивка и не обманщик. Это может привести к энергичным попыткам завоевать расположение и симпатию: «самозванец» всеми силами старается понравиться, проявляет интерес к вещам, интересующим «героя», ищет поводы для совместной работы, и т. д. В ряде случаев не исключены сексуальные отношения.

К сожалению, даже признание со стороны «авторитета» не исцеляет лежащее в основе патологическое состояние. Рано или поздно вы неизменно придете к выводу, что просто одурачили своего «героя» точно так же, как и всех остальных — своим обаянием, интересом к его хобби и т. д. Кроме того, вы можете осознать, что слишком сильно зависите от одобрения других людей, и эта зависимость только подкрепляет ощущение, что вы «фальшивка», — в конце концов, поистине талантливым людям не нужно признание окружающих: они и так знают о своих преимуществах.

Случай из практики

Не так давно Ана получила должность в местном муниципалитете. Она была в восторге от новой работы, но очень боялась, что занимает чужое место и совсем не годится на должность советника. Все остальные казались ей более талантливыми, умными и осведомленными. На заседаниях Ана редко высказывала свое мнение: а вдруг все узнают «правду» — что она самозванка, которая ничего не знает? Возможно, ей удалось обвести вокруг пальца избирателей, но одурачить коллег — дело другое. В результате Ана не только предпочитала помалкивать, но и безропотно соглашалась с мнением других советников — даже тогда, когда сама считала иначе. Это казалось самой безопасной тактикой: если она будет во всем соглашаться с коллегами, она не выдаст себя и избежит «разоблачения».

Случай из практики

Джули ходила ко мне несколько месяцев из-за неуверенности в себе и низкой самооценки. Она явно страдала синдромом самозванца, однако прошло некоторое время, прежде чем я поняла, что моя пациентка специально заводила дружбу с людьми, на которых впоследствии хотела произвести впечатление. Эти «дружеские отношения» существенно отличались от того, как обычно она вела себя с друзьями. Как правило, Джули заводила дружбу с мужчинами, вызывавшими у нее искреннее восхищение, после чего часто фантазировала о том, что однажды и они будут восхищаться ею. Примечательно, что никакого сексуального подтекста в этих фантазиях не было. Тем не менее такая дружба неизменно превращалась в своего рода «одержимость»: Джули старалась проводить со своими «героями» как можно больше времени, активно интересовалась их увлечениями и всячески демонстрировала, как много у них общего. Кроме того, она регулярно общалась с ними, используя разные средства связи, и нередко организовывала личные встречи по рабочим вопросам.

Хотя Джули этого и не осознавала, она преследовала цель — заставить своего «героя» по достоинству оценить ее способности. Рано или поздно дружеские отношения сходили на нет — иногда потому, что другой человек начинал ими тяготиться, иногда потому, что проект, который объединял их, завершался. В такие моменты Джули чувствовала себя подавленной и никому не нужной, что только усиливало ощущение самозванства. Пока Джули состояла в дружеских отношениях, она чувствовала себя важной и значимой, но когда дружба заканчивалась, Джули неизбежно приходила к мысли, что всё это было фальшивкой и что она сама — тоже подделка. Спустя некоторое время она находила новую «мишень», и цикл повторялся.

Перфекционизм

Чтобы подтвердить свою значимость, «самозванец» должен всё сделать правильно — точнее, идеально. Отсюда выраженный страх неудачи; любой результат, который далек от совершенства, только усиливает ощущение фальши.

Представьте себе художника, пишущего картину. Работая над полотном, он постоянно задается вопросом: зачем он это делает? Ведь на самом деле рисует он плохо и никакого таланта у него нет. Да, он может выставлять свои картины в престижной галерее и хорошо зарабатывать, но это никак не влияет на его внутренние убеждения. Он глубоко уверен в собственной бездарности и живет в страхе, что однажды отсутствие таланта будет замечено и все успехи, достигнутые на сегодня, растают словно дым. Чтобы этого не произошло, картины должны быть идеальны; полотна, далекие от совершенства, лишь подкрепляют мнение о том, что всем его работам место на помойке. Скорее всего, такой художник уничтожит всякую картину, которая не соответствует его собственным высочайшим стандартам. Тем самым он фактически избавляется от любых «доказательств» отсутствия таланта или способностей.

В некоторых случаях возникает замкнутый круг: страх неудачи ведет к перфекционизму, который проявляется в излишнем усердии, неспособности признать, что поставленная задача выполнена, или в нежелании приступать к работе из-за страха, что результат не оправдает ожиданий.

 

Рис. 4. Связь между перфекционизмом и синдромом самозванца

Случай из практики

Способности к рисованию проявились у Джека еще в старших классах школы. Окружающие восхищались его работами и талантом, а сам он мечтал поступить в художественный институт. Тем не менее Джек явно страдал синдромом самозванца — он не верил, что хорош настолько, насколько думали другие люди. Отчасти это объяснялось тем, что не все жанры давались ему одинаково легко. Он великолепно рисовал портреты, а вот натюрморты получались хуже. Кроме того, на одном из экзаменов он показал не самый лучший результат. Всё это вызвало ощущение самозванства.

В попытке избавиться от этого чувства и доказать, что он настоящий художник, а вовсе не пустышка, каковой он себя считал, Джек решил, что отныне все его работы должны быть идеальны. Это привело к тому, что он отказывался показывать картины, если они, по его мнению, были далеко не блестящими. Он начал тратить слишком много времени на каждое полотно и безжалостно рвал те, которые не удовлетворяли его на 100 процентов.

Обесценивание собственных достижений

Развитие перфекционизма и синдрома самозванца нередко усугубляется одной весьма распространенной тенденцией — склонностью обесценивать собственные достижения. Страх неудачи, недостаточного усердия или «разоблачения» заставляет «самозванца» трудиться изо всех сил, однако вместо того чтобы порадоваться результату, он просто отмахивается от него: «О, это пустяки, ничего особенного» или «Это каждому под силу». В результате человек продолжает считать себя обманщиком. Поскольку вы осознаете, что достигли успеха, но вместе с тем твердо убеждены, что не обладаете талантом или способностями, возникает когнитивный диссонанс — неприятное чувство, от которого вы всеми силами стремитесь избавиться.

Вы можете уменьшить дискомфорт, вызванный наличием двух противоречивых убеждений, двумя способами — либо изменив убеждение о том, что недостаточно хороши («Наверное, кое-какой талант у меня все-таки есть»), либо изменив убеждение о том, что добились потрясающих результатов («Получить эту работу, вероятно, было не так уж и трудно, раз мне это удалось»). Зачастую легче изменить представление об успехе и оставить неизменной уверенность в собственной бездарности (которая могла развиваться годами). В результате формируется цикл:

 

Рис. 5. Когнитивный диссонанс, вызванный неуверенностью в себе вкупе с очевидными доказательствами успеха

Непринятие похвалы

С вышесказанным тесно связан феномен непринятия похвалы. Как это ни парадоксально, «самозванец» отчаянно ищет одобрения окружающих для подтверждения собственных умений и талантов, однако, получив его, сталкивается с противоречием.

Как и прежде, чтобы уменьшить этот неприятный диссонанс, «самозванец» должен изменить одно из двух убеждений: либо согласиться с тем, что он и в самом деле неплох (и заслуживает одобрительных слов), либо скептически отнестись к сказанному («На самом деле они так не думают», «Они всё равно ничего в этом не понимают»). Разумеется, легче обесценить похвалу, чем изменить представление о себе, которое, возможно, формировалось годами.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.