28 июля 2021, среда, 04:51
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Священная граница Рима и буква императора Клавдия

Камень на месте обнаружения
Museo dell'Ara Pacis

Во время реставрации Мавзолея Августа в Риме была сделана редкая находка: археологи обнаружили камень, отмечавший померий — священную границу города. Подобные камни известны как циппи (cippi, единственное число — cippus). До этого в Риме было найдено всего десять помериальных циппи, и с момента обнаружения последнего прошло 100 лет.

Римские авторы полагали, что слово «померий» (pōmērium) происходит от post moerium («за стеной») или от prōmoerium («у стены»). Но сейчас обычно считается, что это слово этрусского происхождения, так как сам обычай выделения померия пришел от этрусков. Тит Ливий сообщал: «Померий, согласно толкованию тех, кто смотрит лишь на буквальное значение слова, — это полоса земли за стеной, скорее, однако, по обе стороны стены. Некогда этруски, основывая города, освящали птицегаданьем пространство по обе стороны намеченной ими границы, чтобы изнутри к стене не примыкали здания (теперь, напротив, это повсюду вошло в обычай), а снаружи полоса земли не обрабатывалась человеком. Этот промежуток, заселять или запахивать который считалось кощунством, и называется у римлян померием — как потому, что он за стеной, так и потому, что стена за ним» («История Рима от основания города» I, 44, перевод В. М. Смирина).

Считалось, что римский померий проходит вдоль той самой борозды, которую 21 апреля 753 г. до н. э., в день легендарного основания Рима, пропахал Ромул, обозначая пределы будущего города. Граница считалась важным сакральным местом, посвященным богам-покровителям города и имеющим значение для защиты от сверхъестественных угроз. Как мы помним, Ромул убил Рема только за то, что тот перепрыгнул через борозду, настолько кощунственным считалось оскорбление городской границы.

Фактическая граница города перестала совпадать с померием, когда шестой царь Рима Сервий Туллий построил новую городскую стену. На месте померия стены не было, он отмечался только межевыми камнями-циппи. Он не охватывал всю территорию города и даже все семь холмов: Капитолий и Авентин находились за пределами померия. Позже померий несколько раз расширяли. Первым это сделал диктатор Сулла в 80 году до н. э., после померий отодвигали некоторые императоры. «Помимо этого, Цезарь [Клавдий] расширил пределы города Рима, поступив в соответствии со старинным обычаем, согласно которому тем, кто увеличил размеры империи, предоставлялось право отодвинуть и городскую черту. Но, кроме Суллы и божественного Августа, никто из римских военачальников, и среди них покорители великих народов, не использовал своего права», — пишет Тацит в «Анналах» (XII, 23, перевод А. С. Бобовича).

На территории внутри померия действовал ряд ограничений. Внутри померия нельзя было хоронить или сжигать умерших. Лишь Юлий Цезарь еще при жизни получил право на гробницу внутри померия, но в действительности его прах был помещен в семейную гробницу за городскими пределами. Только прах имератора Траяна был захоронен в 117 г. н. э. у подножия его колонны, которая находилась внутри померия.

Магистраты не имели права, находясь в пределах померия, выносить смертный приговор. Поэтому стражники-ликторы, следуя за магистратами в померий, вынимали топорики из своих фасций. Полководцы, наделенные полной властью — империем, не могли входить на территорию померия, не сложив этих полномочий. Победоносный полководец, получивший право на триумф, должен был со своим войском ждать разрешения войти в город за пределами померия. Триумфальная процессия входила в померий без оружия. Вход вооруженных лиц в померий вообще был запрещен, поэтому в преторианской гвардии было особое подразделение cohors togata («когорта, одетая в тоги»), которая служила внутри померия.

Померий (выделен красным) на карте Рима времен императора Августа

Расширение померия при Клавдии, о котором упоминает Тацит, состоялось в 49 году н. э. в честь присоединения Британии к территории Римской империи. Найденный камень обозначал именно эту новую границу. На установленных при Клавдии циппи делалась стандартная надпись:

TI CLAVDIVS

DRVSI FILIVS CAISAR

AVG GERMANICVS

PONT MAX TRIB POT

VIIII IMP XVI COS IIII

CENSOR P P

AUCTIS POPVLI ROMANI

FINIBVS POMERIVM

AMPLIAℲIT TERMINAℲITQUE

«Тиберий Клавдий, сын Друза, Цезарь Август Германик, великий понтифик, наделенный властью трибуна 9 раз, императора 16 раз, консула 4 раза, цензор, Отец Отечества, в связи с расширением территории римского народа увеличил и обозначил померий».

Помериальный циппус эпохи Клавдия, сохранивший полный текст надписи, в Ватиканских музеях. Введенная Клавдием буква выделена красным

Найденный сейчас камень утратил первые пять строчек целиком и две следующие частично, полностью сохранились лишь две последние, но их было достаточно, чтобы установить, что это помериальный циппус времен Клавдия.

В последней строчке надписи дважды встречается необычная буква Ⅎ («перевернутая дигамма»). Она была введена в латинский алфавит по личной инициативе Клавдия, чтобы обозначать звук «в». Дело в том, что в алфавите той эпохи буква V использовалась как для «в», так и для «у» (AVGVTS), а буквы U еще не существовало, она появилась лишь в XVI веке. Клавдий счел, что новая буква необходима для различения звуков. Поэтому в надписи мы видим AMPLIAℲIT TERMINAℲITQUE, то есть ampliavit terminavitque («увеличил и обозначил»). Но Клавдиева реформа алфавита не прижилась и была быстро забыта после его смерти. Зато современным ученым теперь легко выделить надписи, сделанные при правлении Клавдия.

Примечательно также написание CAISAR («цезарь») вместо более обычного CAESAR. Это тоже инициатива Клавдия. Дело в том, что изначально в этом слове действительно произносился дифтонг «ай», но постепенно римляне начали произносить вместо этого дифтонга одиночный долгий звук «э». На письме этот обозначали как AE (редко — AEI). Написание AE встречается со II века до н. э., в I веке н. э. такое произношение уже широко распространилось, но окончательно оно победило только к IV веку н. э., в том числе и потому, что ему сопротивлялись такие архаисты, как Клавдий, который, стремясь восстановить древнее произношение, велел писать слово CAISAR, а не CAESAR.

Находка выставлена в Музее Алтаря мира, через дорогу от Мавзолея Августа.

«Ангара» Африка Византия Вселенная Гренландия ДНК Иерусалим КГИ Луна МГУ МФТИ Марс Монголия НАСА РБК РВК РГГУ РадиоАстрон Роскосмос Роспатент Росприроднадзор Русал СМИ Сингапур Солнце Титан Юпитер акустика антибиотики античность антропогенез археология архитектура астероиды астронавты астрофизика бактерии бедность библиотеки биоинформатика биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера вакцинация викинги виноделие вирусы воспитание вулканология гаджеты генетика география геология геофизика геохимия гравитация грибы дельфины демография демократия дети динозавры животные здоровье землетрясение змеи зоопарк зрение изобретения иммунология импорт инновации интернет инфекции ислам исламизм исследования история карикатура картография католицизм кельты кибернетика киты клад климатология клонирование комары комета кометы компаративистика космос кошки культура культурология лазер лексика лженаука лингвистика льготы малярия мамонты математика материаловедение медицина металлургия метеориты микробиология микроорганизмы мифология млекопитающие мозг моллюски музеи насекомые наука нацпроекты неандертальцы нейробиология неолит обезьяны общество онкология открытия палеоклиматология палеолит палеонтология память папирусы паразиты пауки перевод питание планетология погода политика право приматы природа психиатрия психоанализ психология психофизиология птицы путешествие пчелы ракета растения реки религиоведение рептилии робототехника рыбы сердце смертность собаки сон социология спутники средневековье старение старообрядцы стартапы статистика табак такси технологии тигры топливо торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология физика физиология фольклор химия христианство цифровизация школа экзопланеты экология электрохимия эпидемии эпидемиология этология язык Александр Беглов Алексей Ананьев Дмитрий Козак Древний Египет Западная Африка Латинская Америка НПО «Энергомаш» Нобелевская премия РКК «Энергия» Российская империя Сергиев Посад Солнечная система альтернативная энергетика аутизм биология бозон Хиггса вымирающие виды глобальное потепление грипп защита растений инвазивные виды информационные технологии искусственный интеллект история искусства история цивилизаций исчезающие языки квантовая физика квантовые технологии климатические изменения компьютерная безопасность компьютерные технологии космический мусор криминалистика культурная антропология культурные растения междисциплинарные исследования местное самоуправление мобильные приложения научный юмор облачные технологии обучение одаренные дети педагогика персональные данные подготовка космонавтов преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека русский язык сланцевая революция темная материя физическая антропология финансовый рынок черные дыры эволюция эволюция звезд эмбриональное развитие этнические конфликты ядерная физика Вольное историческое общество Европейская южная обсерватория жизнь вне Земли естественные и точные науки НПО им.Лавочкина Центр им.Хруничева История человека. История институтов дело Baring Vostok Протон-М 3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM MERS PayPal PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi