19 марта 2024, вторник, 08:44
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Гонения советской власти на Русскую церковь были таковы, что не то что сказать о своей вере, но даже молча следовать ей было подвигом. Прославленные в лике святых новомученики и исповедники не поступились ничем: верили, молились и безропотно шли на свои голгофы.

«Полит.ру» вспоминает тех, кто отдал свою жизнь за веру и чьими молитвами жива Русская церковь — даже если кроме имени до нас почти ничего не дошло.

Публикации подготовлены Кириллом Харатьяном (включен российскими властями в реестр иностранных агентов).

30 июля 2021, 07:00

Священномученик Иаков Шестаков

Икона Собор святых новомучеников и исповедников российских
Икона Собор святых новомучеников и исповедников российских

Яков Шестаков — сын священника из села Камасино Пермского уезда Пермской губернии (ныне г. Чусовой Пермской области). Отец его умер в 1865 г. когда Якову было 7 лет. Мальчик находился на воспитании деда — священника. В 1873 году Яков окончил духовное училище, в 1879 году — Пермскую духовную семинарию по 1-му разряду, 9-м студентом. Во время учебы пел в семинарском хоре, исполнял обязанности ризничего и алтарника семинарской церкви.

С 1879 года был учителем и законоучителем в Редикорском земском училище Чердынского уезда Пермской губернии.

В 1881 году переехал в село Юксеево Чердынского уезда на должность законоучителя и учителя пермяцкого (инородческого) земского училища. Здесь он продолжил изучать коми-пермяцкий язык настолько, чтобы владеть свободно разговорной речью. Здесь же у него появилась мысль открыть для просвещения «инородцев» — коми-пермяков женскую обитель, где «пермячки могли бы обучаться нравственности, добрым христианским навыкам, труду и домашнему обиходу».

В начале 1887 года Яков Шестаков оставил педагогическую работу. Для ознакомления с христианским просвещением «инородцев» он отправился в монастырь Симеона Верхотурского Чудотворца на Туре. В феврале 1887 года поступил в Верхотурский Никольский монастырь в качестве послушника, занимался делопроизводством (письмоводством) обители. Посещал святыни столиц, Киева и Казани.

Утвердившись в мысли служения делу просвещения коми-пермяков, в том же 1887 году женился на коми-пермячке. В том же 1887 году был рукоположен во иерея к церкви села Новотуринского (Токовая) Верхотурского уезда Пермской губернии, был законоучителем в местной школе. В 1888 году переведен в церковь села Хохловка, преподавал в Хохловском духовном училище. С 29 августа 1889 года служил в церкви Успения Пресвятой Богородицы города Чердынь, преподавал в приходском училище.

В Чердыни он продолжил свою просветительскую деятельность. С его приходом в Успенской церкви ввелись внебогослужебные собеседования. По его настоянию воскресный «торжок» (рынок) был переведен на субботу. В доме городской управы им была открыта библиотека-читальня (закрытая после его отъезда). Он приобрел для библиотеки вывеску, принес цветы и портьеры на окна. Заведующий библиотекой С.В.Федосеев при содействии о.Иакова обратился к писателю Мамину-Сибиряку о книгах, на что Дмитрий Наркисович благосклонно откликнулся — выслал все свои сочинения. Часовня «убиенных нагайскими татарами» была сделана теплой. Тогда же были впервые напечатаны списки погибших защитников русского поселения для раздачи народу. Также о. Иаков организовал церковный хор. Однако не все складывалось легко и гладко, некоторые купцы были недовольны: «Заставляет нас ходить в читальню, еще молод нас учить-то... За то, что перевел торговый день с воскресенья на субботу мы его больше не потерпим: он нас по карману прямо ударил... Протопопу Остроумову бумагу пошлем, а то и губернатору».

Но все постепенно улаживалось. О.Иаков состоял членом-секретарем уездного отделения училищного совета.

24 мая 1891 года переведен старшим священником в церковь во имя святителя Николая Чудотворца в селе Кудымкорском Соликамского уезда и назначен благочинным 3-го Соликамского округа. Одновременно с 4 октября 1891 года он был законоучителем Кудымкорского двухклассного мужского училища. В 1891-1894 годы состоял наблюдателем коми-пермяцких церковноприходских школ и миссионером по Соликамскому уезду. В 1894-1898 годы был членом Пермской комиссии Уральского общества любителей естествознания (ныне Пермский краевой музей). Был миссионером по Соликамскому уезду.

В Никольской церкви при нем был установлен новый иконостас, приобретено малое серебряное Евангелие, на заводе Ивана Любимова изготовлена чугунная печь, храм стал теплым, вместо деревянной устроена железная церковная ограда.

При обозрении благочиния о.Иаков наметил 6 деревень и 1 село, где необходимо было строительство новых церквей. В неурожайный 1891 г. Шестаков получил от И.А.Урбановича, уполномоченного по продовольствию, 6400 руб. на строительство церквей и школ. Для получения средств из Елабужского комитета, 400 руб., и бесплатного леса Строгановых он ездил в Елабугу, в Петербург. Таким образом, получив денежные средства и основной строительный материал — лес, о. Иаков решил строить сразу пять церквей. Несмотря на финансовые затруднения, строительство шло благополучно. Сами коми-пермяцкие крестьяне оказывали всяческое содействие и радовались, как дети, первым звукам колокола. Благодаря бесплатному лесу получилась экономия, на которую было заказано два иконостаса. При строительстве церкви в д. Пешнигорт было предложено открыть женскую обитель для коми-пермячек. О.Иаков решил открыть новую обитель в глухой деревне Коча, в 200 верстах от Чердыни. Коми-пермяки не только одобрили замысел отца благочинного, но и помогли в этом деле. В с. Пешнигорт устроили благолепный храм и женскую школу грамоты с миссионерским приютом, в которую поступило несколько девочек-инородок.

Был заведующим Кудымкорской воскресной школой грамоты и народной читальней. Находясь в должности заведующего Пешнигортской, Кекурской и Шадринской школ грамоты, в течение 4 лет платил из своего жалованья учителю и за квартиру. В 1892 году под его руководством при Мелюхинской церкви была построена школа на средства правительства. Благочинный в течение семи лет отправлял способных мальчиков и девочек «инородцев» в разные учебные заведения. Многие из них получили образование и специальности священников, учителей, сестер милосердия.

В 1898 году священник уволен от обязанностей благочинного, а 27 сентября 1899 года отец Иаков вышел за штат и уехал в Пермь, формально оставаясь заштатным священником Николаевской церкви Кудымкора.

После его отъезда храмы в Ыку и Антипиной так и не были построены. Таким образом, за три года было построено 5 церквей.

С 1899 года жил в Перми, преподавал в Пермской духовной семинарии, состоял членом Пермской ученой архивной комиссии, собирал средства на создание церквей и монастырей, странноприимных домов, приютов. С его именем связано строительство церквей при Кутимском заводе Чердынского уезда, в деревне Милюхиной Соликамского уезда и др., основание странноприимного дома в деревне Токовой, создание двух женских монастырей в Пермской епархии.

Отец Иаков организовал комиссию по переводу книг на коми-пермяцкий язык, ходатайствовал об открытии в селах Юксеевском и Кудымкорском складов для книг, переводил богослужебную, учебную и художественную литературу.

В начале 1900-х годов он организовал издательство «Кама» сначала в Сарапуле, затем в Москве. Издавал книги по истории и краеведению Пермской, Екатеринбургской, Вятской епархий, публиковал материалы по истории местных церквей и монастырей в виде путеводителей, справочников и адрес-календарей. Издал на коми-пермяцком языке азбуку, Литургию Иоанна Златоуста, Закон Божий, а также занимался изданием брошюр, листовок, плакатов на религиозные, краеведческие, санитарно-гигиенические темы. Священник также писал статьи для журналов «Пермские епархиальные ведомости», «Исторический вестник», «Записки общества изучения Севера», «Труды Пермской губернской ученой архивной комиссии», «Уральская жизнь»; собирал фольклор Прикамья, под псевдонимом Яков Камасинский опубликовал этнографические очерки «Около Камы» (1905). Во время одной из поездок по епархии нашел в верховьях реки Камы племя, «не просвещенное христианской верой».

В начале XX века отец Иаков впервые обратил внимание общественности на проблему сохранения культурного наследия Прикамья и памятников церковной старины. Для этой цели он предложил создать Пермский епархиальный церковно-археологический комитет и в 1909 году издал проект устава. Пермское церковно-археологическое общество было организовано 17 октября 1912 года, но в это время отец Иаков уже постоянно жил в Санкт-Петербурге (с 1909 года), формально оставаясь заштатным священником церкви села Кудымкорского. В 1909-1913 годах он работал в цензурном комитете Святейшего Синода.

Отец Иаков Шестаков много путешествовал по русским городам, встречался с известными людьми, собирал факты и описывал события, очевидцем которых был. Эти записи и впечатления стали материалом для его воспоминаний «Летопись отца Иакова Компинского». Неоднократно отец Иаков посещал Соликамск, сотрудничал с краеведческим отделом Педагогического музея (ныне его фонды находятся в Соликамском краеведческом музее), по заказу отдела написал «Исторический путеводитель по Соликамску» (1917).

О. Иаков был прототипом героя романов Михаила Осоргина «Свидетель истории», «Книга о концах» и очерка «Отец Яков». У о. Иакова, видимо, было еще несколько тетрадей, в которых он записывал воспоминания и которые он оставлял на хранение у своих друзей. При создании литературного портрета о.Иакова Михаил Осоргин, скорее всего, использовал эти тексты.

В декабре 1918 года о. Иаков был арестован красноармейцами в Соликамске. 23 декабря его вывезли за 10 верст от села Хохловка Оханского уезда, расстреляли и добили штыками. Согласно метрической книге Иоанно-Предтеченской церкви села Хохловка за 1919 год, он был убит 13/26 декабря, отпевание состоялось 11/24 января 1919 года. Сохранились свидетельства, что священник был похоронен на Хохловском кладбище.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.