НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Отпечаток пальца Микеланджело

Отпечаток крупным планом
Отпечаток крупным планом
BBC

Отпечаток большого пальца был обнаружен на ягодицах восковой модели скульптуры Микеланджело из коллекции Музея Виктории и Альберта в Лондоне. Темно-красная восковая фигура была сделана примерно в 1516–1519 годах.

 
Модель, на которой был обнаружен отпечаток. Фото: V&A Museum

Перед работой над мраморной скульптурой Микеланджело делал предварительные модели (bozzetti) из дерева, воска или глины с использованием пакли и шерсти. Некоторые глиняные модели потом обжигались. Папа Климент VII настаивал, чтобы скульптор создавал эти модели в натуральную величину в тщетной надежде, что это ускорит работу, так как можно будет поручить второстепенные детали ученикам, которые станут воспроизводить модель. Иногда Микеланджело делал модели не целой скульптуры, а только какой-то ее части. Сейчас в музеях хранится более трех десятков моделей, приписываемых Микеланджело, но не подвергается сомнению подлинность только чуть более десяти из них, например, восковая и глиняная модели знаменитого «Давида», которые сейчас хранятся во флорентийском музее «Каза-Буонаротти». Из полноразмерных моделей сохранился только «Речной бог».

Значительное количество моделей было утрачено, так как по окончании работы над скульптурой они становились ненужными. Но поскольку Микеланджело уже был знаменит при жизни, его современникам удалось сохранить некоторые из этих эскизов до того, как скульптор их уничтожил. Многие модели позволяют нам видеть, какими были не сохранившиеся до наших дней или даже вовсе не созданные статуи Микеланджело.

Большинство известных сейчас моделей происходит из собрания коллекционера Пауля фон Прауна (1548–1616). Значительную часть жизни фон Праун провел в Болонье и был лично знаком с бывшим учеником Микеланджело, скульптором Джованни да Болонья. После смерти фон Прауна его коллекция произведений искусства была перевезена наследниками в Нюрнберг, где известна как Praunsche Kabinett. Собрание включало в себя не только скульптуры, но и значительное количество картин, рисунков и гравюр разных художников. Однако в 1803 году, к большому разочарованию горожан, оно перешло в руки торговца произведениями искусства Й. Ф. Фрюнхольца (1758–1822), который перепродал почти всю коллекцию князю Николаю Эстерхази (1756–1833), за исключением некоторых рисунков и моделей, созданных Микеланджело. Вскоре модели Микеланджело, остававшиеся у Фрюнхольца, перешли в руки нюрнбергского коллекционера фон Геммингена. В 1842 году все или большая часть моделей были проданы профессору Хенелю, который в 1875 году выставил их в Доме изящных искусств на Брюльшен-Террасе в Дрездене. Профессор Хенель получал множество предложений от коллекционеров, желающих купить модели, но не соглашался на продажу. Он отказал даже королеве Виктории. После смерти Хенеля в 1891 году его коллекция была унаследована женой и дочерью, а затем в конечном итоге перешла в собственность доктора А. Хейера, который распродал ее на публичном аукционе Christie's в Лондоне в 1938 году. На аукцион были выставлены 33 модели, сейчас известно местонахождение 22 из них, остальные считаются утраченными. Известно, что терракотовая модель Мадонны Медичи хранилась в Музее Кайзера Фридриха и погибла во время Второй мировой войны.

Сейчас модели Микеланджело можно увидеть в Музее «Каза-Буонаротти», Музее Виктории и Альберта и некоторых других собраниях. В некоторых музеях есть также бронзовые отливки по несохранившимся восковым моделям. Вокруг многих моделей ведется ожесточенная полемика относительно их подлинности.

Значительное число моделей скульптур Микеланджело — восемнадцать — долгое время находились в Музее Ванкувера в Канаде. Они были приобретены монреальским горнопромышленником Персивалем Вольфом на том самом аукционе 1938 года. Вольф передал их сыновьям-близнецам Питеру и Полу Лебруа, которые продали их Музею Ванкувера. В январе 2013 года ванкуверский музей попытался продать их на аукционе Sotheby's за 17 миллионов долларов. Но продажа не состоялась, так как, по мнению экспертов Sotheby's, модели были созданы не Микеланджело, а жившим в Болонье голландским скульптором Йоханом Грегором ван дер Схардтом (1530/31 — после 1581). В итоге в 2013 году Музей Ванкувера продал девять моделей Рейксмюзеуму в Амстердаме, где хранится большинство работ ван дер Схардта. Цена моделей составила всего 200 тысяч долларов. В 2016 году Рейксмюзеум купил остальные модели из ванкуверского собрания.

Рецепт воска и технику изготовления моделей, используемую итальянскими скульпторами эпохи Возрождения, описал Вазари: «Чтобы сделать его [воск] мягче, к нему прибавляют немного сала, скипидара и черной смолы, причем сало делает его более податливым, скипидар — более вязким, а смола придает ему черный цвет и известную плотность, ибо после обработки он затвердевает. Если же кто пожелает придать ему также и другой цвет, тот сможет легко это сделать, ибо, прибавив красной земли или же киновари, или сурика, он сделает его желтовато-красного цвета грудной ягоды или близкого к нему цвета, а если прибавить зеленой окиси меди, он станет зеленым, и то же можно сказать и о других красках. Однако следует хорошенько заметить, что названные краски следует превратить в порошок и истолочь и затем уже смешивать их с растопленным воском. Изготовляется также и белый воск для мелких вещей, медалей, портретов, небольших историй и других низких рельефов. Такой воск получают, смешивая его с белилами в порошке, как сказано выше. <…> Когда смесь готова и сплавлена и когда она охладится, из нее заготовляются колбаски, которые, разминаемые теплыми руками, превращаются в подобие пасты; из них и лепят фигуру сидящую, стоящую или какую пожелают с каркасом внутри, чтобы она держалась сама собой, либо из дерева, либо из железной проволоки, по усмотрению художника; впрочем, можно, если нужно, обходиться и без каркаса» (здесь и далее перевод А. И. Венедиктова).

Описал Вазари и технику изготовления мраморной скульптуры по восковой модели: «Четыре же незаконченных Пленника могут указать верный способ высекать из мрамора фигуры, не повреждая камень. А способ этот таков: если взять фигуру из воска или какого-либо другого твердого материала и положить ее в сосуд с водой, и так как вода по своей природе обладает поверхностью гладкой и ровной, то, если приподнимать над ней равномерно и мало-помалу названную фигуру, обнаруживаться будут сначала более выпуклые части фигуры, а глубины ее, то есть более низкие ее части, будут еще оставаться закрытыми, пока она таким образом не откроется целиком. Подобным же образом мраморные фигуры должны обрабатываться резцом; постепенно и более плоские».

Восковая модель из Музея Виктории и Альберта, ставшая объектом нынешнего исследования, была сделана Микеланджело при работе над мраморной скульптурой «Молодой раб», которая сейчас хранится в Академии изящных искусств во Флоренции. Скульптура предназначалась для оставшегося неосуществленным проекта гробницы папы Юлия II. Несколько статуй рабов, или пленников (prigioni), должны были стоять на нижнем ярусе гробницы. Микеланджело успел закончить «Восставшего раба» и «Умирающего раба» и начать работу еще над четырьмя статуями из этой серии. Джорджо Вазари писал об этих скульптурах: «Пленники эти означали области, покоренные этим папой и подчиненные апостольской церкви; другие же разнообразные статуи, также связанные, — олицетворяли все добродетели и хитроумные искусства, изображенные там потому, что и они были подчинены смерти и не в меньшей степени, чем сам первосвященник, который столь успешно им покровительствовал».

На протяжении десятилетий Микеланджело создал множество рисунков и моделей для папской гробницы. «Молодой раб» из Музея Виктории и Альберта — одна из очень немногих сохранившихся моделей Микеланджело, выполненных из воска. Размер фигуры — всего 17,5 сантиметров, тогда как мраморная скульптура, основой для которой послужила эта модель, имеет высоту 2,13 метра. Воск закреплен на металлической арматуре, позволявшей автору изменять положение конечностей. Арматура закреплена на цилиндрическом деревянном основании. Модель отличается от незаконченной мраморной скульптуры положением нижней части левой ноги. Плечи и спина раба, которые не вырезаны были из мрамора, частично намечены на модели.

«Молодой раб» был приобретен в 1854 году сэром Джоном Чарльзом Робинсоном, хранителем Музея декоративного искусства в Мальборо-Хаусе (позже ставшего Южным Кенсингтонским музеем, а затем и Музеем Виктории и Альберта). Он происходит из так называемой коллекции Герардини, включавшей в себя большое количество восковых и терракотовых моделей разных скульпторов. Модель была серьезно повреждена в 1924 году одним из посетителей музея, но успешно отреставрирована.

Старший куратор Музея Виктории и Альберта Пета Моттюр (Peta Motture) комментирует находку: «Это захватывающая перспектива, что один из отпечатков пальцев Микеланджело мог уцелеть в воске. Такие отметки дают ощущение физического присутствия творческого процесса художника, где ум и рука каким-то образом соединяются... Отпечаток пальца станет прямой связью с художником».

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.