28 марта 2024, четверг, 13:34
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

10 сентября 2021, 12:30

Что почитать: рекомендует писательница Яна Летт

Яна Летт, фото – из личного архива
Яна Летт, фото – из личного архива

Каждую неделю в нашей рубрике «Что почитать» интересные люди делятся своими впечатлениями от книг, прочитанных в последнее время. На этой неделе — Яна Летт, писательница, лауреат литературной премии «Новая фантастика» с рассказом «Учительница-Первая»

Я выбрала три книги. Во-первых, все они — о женщинах. Этот ход я не запланировала специально, просто так получилось. Во-вторых, две из них написаны русскоязычными писательницами, а одна — англоязычной. Все книги очень большие, но их объем не должен пугать, потому что читаются они на одном дыхании, оторваться невозможно.  

Первая книга —  Кэтрин Валенте «Сказки сироты в ночном саду». Она вышла в двух томах. Первый называется «Сказки сироты в ночном саду». Второй — «Сказки сироты: города, монеты, пряности». В каждом из томов содержится по две книги: «Степная книга», «Морская книга», «Штормовая книга» и «Обжигающая книга».

Расскажу про завязку цикла: сын условного восточного правителя познакомился с загадочной девочкой, которая живет в саду, в уединении, потому что люди прогнали ее, считая каким-то демоном или нечистью из-за таинственного узора на веках. Оказывается, что узор — это часть историй, которые девочка должна рассказать сыну правителя.

Практически сразу становится понятно, что «Сказки сироты» построены по принципу «Тысячи и одной ночи», это подчеркивается и общим восточным колоритом произведения. Истории девочка рассказывает по аналогии — принципу матрешки. 

Каждая новая сказка повествует о  персонажах, рассказывающих свои истории, в которых существуют новые лица, также рассказывающие истории, и так далее.

Валенте мастерски объединяет выдуманных ею героев и миры с мирами и героями, которые придумал кто-то другой. Нам остается только восхищаться колоссальной начитанностью автора. Здесь читатель встретится и с русской жар-птицей, и с мантикорой, и с героями японского и ирландского фольклора, драконами и кентаврами. Кого здесь только нет! Сюжеты не антропоцентричны: для автора одинаково важными оказываются самые разные персонажи, интересными они становятся и читателю.

Несмотря на то, что это не профеминистическая проза, Валенте очень часто играет с гендерными ролями. Среди детей, которые родились по ходу повествования, легко могут оказаться отважные дочери и прекрасные сыновья. Сделано это очень тонко, обаятельно и интересно. 

В итоге мы имеем не просто сборник сказок, а своеобразную постмодернистскую игру со смыслами и фольклорными элементами. Всю дорогу читатель с трепетом ждет, когда герои начнут встречаться, а сюжеты переплетаются. И в конечном счете всё действительно так и происходит.

Важно также отметить, что здесь нет присущей сказкам дидактичности. Автор оставляет читателю возможность почерпнуть из книги что-то свое. 

Еще одно произведение — «Дом, в котором...» Мариам Петросян. Пожалуй, про эту книгу не рассказал только ленивый. Многие успели ее не только прочитать, но и перечитать. Со мной случилось именно так: я прочла ее множество раз. Мне хотелось снова и снова возвращаться туда за атмосферой. 

«Дом, в котором...» читают и взрослые, и студенты, и школьники. Эту книгу читают и любители так называемой большой литературы, интеллектуальных текстов, любители фентези и фантастики. Магии этого текста не могут сопротивляться даже те, кто вообще особо не любят чтение. 

Сюжет изначально может отпугнуть: в центре него — некий условный пансионат, в котором живут дети. Многие них больны или просто со скверным характером. От некоторых родители избавились, сплавив их в это заведение. На первый взгляд, может показаться, что это будет какая-то чернуха, что-то грустное. На самом деле, в «Доме, в котором...» этого совсем нет.

Это текст про закрытое сообщество, про определенную культуру, взаимодействие, традиции. Автор сознательно избегает указаний на пространство и время, в которых происходит действие. Все герои имеют прозвища, имен почти нет. Книга рассказывает как о прошлом, так и о настоящем, при этом одни и те же герои тогда и сейчас могли носить разные прозвища, это отдельная загадка — понимать, кто есть кто. Всё, что происходит, — происходит в каком-то абстрактном мире. Это очень важно для восприятия текста. 

Чтобы отнести «Дом, в котором...» к жанру магического реализма, важно понимать, что действие развивается в двух пластах реальности. Существует определенное пространство, которое создает то ли сам дом, то ли его обитатели. С ним персонажи могут взаимодействовать по-разному — по своей воле, или непредсказуемо. 

Эта книга — своеобразная лакмусовая бумажка для читателя. В ней постоянно имеет место конфликт между рациональным и иррациональным. Между той частью нашего сознания, которая хочет поверить в чудо, и той, которая говорит: «Да вы что, не бывает такого!» И в конце книги ясности так и не прибавляется. 

Нельзя сказать, что «Дом, в котором...» хорош своим языком. Ожидать от книги каких-то невероятных сплетений слов не стоит, но это тот случай, когда это и не нужно. Она и без того хватает читателя и не отпускает до последней страницы. Если эта книга вам понравится, то понравится по-настоящему, и, возможно, даже изменит вашу жизнь. 

Третья книга, о которой я хочу рассказать, вышла совсем недавно в издательстве «Никея». Популярной она была и раньше: выходя в самиздате, обрела небольшую армию поклонников. Это книга Марии Герус «Крылья». В ней 750 страниц, это много, но я прочла ее за три дня и получила огромное удовольствие. 

«Крылья» — фэнтези, рассчитанное прежде всего на подростковую аудиторию. Но мне кажется, что она может понравиться всем любителям жанра, несмотря на то, что автор создала мир, который нельзя назвать каким-то особо сложным. Действие происходит в стране, раздираемой внутренними войнами и вооруженными конфликтами. Когда-то здесь жила всемогущая раса крайнов — древних крылатых людей. Они умели лечить, повелевать силами природы. Крайны были мудры и делали всё для того, чтобы помогать людям, делать их счастливыми, избегать конфликтов. Но, ожидаемо, жить с людьми они не смогли, и покинули страну. В остальном в истории нет ничего особенно фэнтезийного, за исключением, пожалуй, мантикор — псов войны. Страна достаточно реалистична, а главных героев здесь ждут непростые детство и юность.

Главные герои — те персонажи, ради которых стоит читать книгу. Пятеро подростков, которые волею судеб вместе со своим нелюбимым учителем попадают в разные ситуации и обстоятельства. Сначала их берут в заложники, а дальше всё начинает разворачиваться непредсказуемо, а учитель оказывается совсем не тем, за кого себя выдавал. Ученики — персонажи на любой вкус и цвет: ассорти типажей и характеров. Этой группе в будущем предстоит сплотиться в команду и стать фактически семьей. Интереснее всего наблюдать в книге за взаимодействиями героев. Они ссорятся, мирятся, влюбляются, раскрывают секреты, учат и учатся. 

Пожалуй, единственный недостаток книги — это то, что она закончилась. Перед финалом темп повествования ускорился, новые персонажи стали появляться чаще, события стали развиваться стремительнее, но мне кажется, что это отвечает замыслу автора. 

Я бы сказала, что эта книга — прежде всего про миссию учителя и про то, как именно рождаются волшебные спасители — вовсе не по велению волшебной палочки. Стать спасителем может каждый. Книга о трудностях взросления, о социальном расслоении, об условностях. Но для меня (и скорее всего, это что-то личное) главное здесь — это тема взаимоотношений учителя и ученика.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.