17 октября 2021, воскресенье, 23:04
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Рубенс и искусственный интеллект

London National Gallery

Серия тестов с использованием искусственного интеллекта показала, что шедевр Питера Пауля Рубенса «Самсон и Далила» (около 1609/10) из Национальной галереи в Лондоне, скорее всего, является подделкой. Сравнив работу со 148 подтвержденными картинами Рубенса, алгоритм пришел к выводу, что шансы на то, что картина неаутентична, составляют 91 %.

Картина написана маслом на деревянной панели размером 185 на 205 сантиметров. На ней изображен эпизод из ветхозаветной истории о Самсоне и Далиле, описанной в Книге Судей. Рубенс изображает момент, когда Самсон заснул на коленях своей жены Далилы, а юноша в это время остриг ему волосы, что лишило Самсона его чудесной силы. Известно, что картина на этот сюжет была написана Рубенсом по заказу мэра Антверпена Николаса Рококса, который был близким другом художника и приобрел немало его работ. Картина висела в доме Рококса, а после его смерти в 1640 году была продана неизвестному лицу.

В 1700 году панно « Самсон и Далила», приписываемое Рубенсу, было куплено князем Хансом Адамом I фон Лихтенштейн и хранилось в художественной коллекции рода Лихтенштейн в Вене. Однако уже в XVIII веке ее автором сочли Яна ван ден Хёке, который был главным помощником Рубенса в 1630-х годах. Затем картина была продана в 1880 году в Париже, где вновь появилась на публике в 1929 году. Тогда ее автором считали нидерландского художника Геррита ван Хонтхорста. Но специалист по Рубенсу Людвиг Бурхард подтвердил, что «Самсон и Далила» были написаны Рубенсом. Правда, после смерти Бурхарда в 1960 году стало известно, что он приписывал Рубенсу картины ради собственной коммерческой выгоды и, возможно, без достаточных оснований. «Более 60 картин Рубенса, подтвержденных Бурхардом… впоследствии были не признаны подлинными в Corpus Rubenianum», — сообщает издание ArtWatch UK, которое в течение многих лет следило за спорами вокруг «Самсона и Далилы».

В конце концов, картина была выставлена на аукцион Christie's в 1980 году и куплена Национальной галереей за 2,5 миллиона фунтов стерлингов (5,4 миллиона долларов). Несмотря на разногласия, Национальная галерея продолжает считать работу подлинной и включает ее в число 30 основных шедевров своего собрания. Известны два предварительных наброска «Самсона и Далилы»: рисунок тушью на бумаге (частная коллекция в Амстердаме) и эскиз маслом на деревянной панели (Художественный музей в Цинциннати). Дендрохронологическое исследование картины подтверждает, что она относится к периоду работы Рубенса.

Ряд ученых сомневался в подлинности картины с тех пор, как Национальная галерея приобрела ее. В частности, искусствоведы обратили внимание, что на картине не полностью поместились пальцы правой ноги Самсона, тогда как на двух копиях XVI века нога Самсона изображена полностью. Речь идет о гравюре Якоба Матема из Харлема (около 1613) и картине Франса Франкена Младшего «Ужин в доме бургомистра Рококса» (ок. 1630–1635, Дом Рококса, Антверпен). На последней из работ картина Рубенса изображена висящей на стене. Недоброжелатели утверждают, что усеченная композиция на картине из Национальной галереи доказывает, что работа является копией утерянного оригинала.

Скептики также ставят под сомнение качество картины, ее стиль и цветовую палитру, но музей в ответ утверждает, что эта работа представляет собой период экспериментов в творчестве Рубенса. Однако его самая известная картина того же периода, «Воздвижение креста», обладает характерными признаками его стиля. «Когда я впервые увидела "Самсона и Далилу" в Национальной галерее в 1987 году, я сразу подумала, что это не может быть работа Рубенса, и предположила, что это копия XX века», — сказала художница и независимый ученый Евфросиния Доксиадис, известная своими исследованиями файюмских портретов. Евфросиния Доксиадис полагает, что техника исполнения картины значительно отличается от подлинных работ Рубенса. Она представила в музей отчет со своими выводами в 1992 году и до сих пор поддерживает целый сайт, посвященный разоблачению картины.

Теперь в спор о «Самсоне и Далиле» вступил искусственный интеллект. Нейронная сеть анализировала образцы мазков и другие аспекты картин Рубенса и сопоставляла их с характеристиками «Самсона и Далилы». «Я была так шокирована, — заявила изданию The Guardian Карина Поповичи (Carina Popovici), соучредитель швейцарской фирмы Art Recognition, проводившей исследование. — Мы повторили эксперименты, чтобы убедиться, что не ошиблись, и результат был одинаковым».

Национальная галерея отреагировала на результат исследования сдержанно. «Галерея всегда принимает к сведению новые исследования, — сообщили работники галереи изданию The Guardian. — Мы будем ждать полной публикации, чтобы можно было должным образом оценить любые доказательства. До этого момента дальнейшие комментарии будут невозможны».

Одновременно нейросеть оценила другую работу Рубенса, хранящуюся в галерее, — «Осенний пейзаж с видом на замок Стен ранним утром». В этом случае результат оказался куда более благоприятным для музея. По мнению искусственного интеллекта, вероятность того, что картина действительно принадлежат кисти Рубенса, составляет 98,8 %.

Обсудите в соцсетях

«Ангара» Африка Византия Вселенная Гренландия ДНК Иерусалим КГИ Луна МГУ МФТИ Марс Монголия НАСА РБК РВК РГГУ РадиоАстрон Роскосмос Роспатент Росприроднадзор Русал СМИ Сингапур Солнце Титан Юпитер акустика антибиотики античность антропогенез археология архитектура астероиды астронавты астрофизика бактерии бедность библиотеки биоинформатика биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера вакцинация викинги виноделие вирусы воспитание вулканология гаджеты генетика география геология геофизика геохимия гравитация грибы дельфины демография демократия дети динозавры животные здоровье землетрясение змеи зоопарк зрение изобретения иммунология импорт инновации интернет инфекции ислам исламизм исследования история карикатура картография католицизм кельты кибернетика киты клад климатология клонирование комары комета кометы компаративистика космос кошки культура культурология лазер лексика лженаука лингвистика льготы малярия мамонты математика материаловедение медицина металлургия метеориты микробиология микроорганизмы мифология млекопитающие мозг моллюски музеи насекомые наука нацпроекты неандертальцы нейробиология неолит обезьяны общество онкология открытия палеоклиматология палеолит палеонтология память папирусы паразиты пауки перевод питание планетология погода политика право приматы природа психиатрия психоанализ психология психофизиология птицы путешествие пчелы ракета растения реки религиоведение рептилии робототехника рыбы сердце смертность собаки сон социология спутники средневековье старение старообрядцы стартапы статистика табак такси технологии тигры топливо торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология физика физиология фольклор химия христианство цифровизация школа экзопланеты экология электрохимия эпидемии эпидемиология этология язык Александр Беглов Алексей Ананьев Дмитрий Козак Древний Египет Западная Африка Латинская Америка НПО «Энергомаш» Нобелевская премия РКК «Энергия» Российская империя Сергиев Посад Солнечная система альтернативная энергетика аутизм биология бозон Хиггса вымирающие виды глобальное потепление грипп защита растений инвазивные виды информационные технологии искусственный интеллект история искусства история цивилизаций исчезающие языки квантовая физика квантовые технологии климатические изменения когнитивные науки компьютерная безопасность компьютерные технологии космический мусор криминалистика культурная антропология культурные растения междисциплинарные исследования местное самоуправление мобильные приложения научный юмор облачные технологии обучение одаренные дети педагогика персональные данные подготовка космонавтов преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека русский язык сланцевая революция темная материя физическая антропология финансовый рынок черные дыры шнобелевская премия эволюция эволюция звезд эмбриональное развитие этнические конфликты ядерная физика Вольное историческое общество Европейская южная обсерватория жизнь вне Земли естественные и точные науки НПО им.Лавочкина Центр им.Хруничева История человека. История институтов дело Baring Vostok Протон-М 3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM MERS PayPal PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2021.