19 марта 2024, вторник, 08:18
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

15 октября 2021, 09:30

Что почитать: рекомендует писатель Дмитрий Казаков

Дмитрий Казаков
Дмитрий Казаков

Каждую неделю в нашей рубрике «Что почитать» интересные люди делятся своими впечатлениями от книг, прочитанных в последнее время. На этой неделе — писатель, автор литературных курсов «Технология мифа», «Технология прозы» и «Стоп, написано» Дмитрий Казаков.

Первая книга — это классика отечественной фантастики. Андрей Лазарчук и Михаил Успенский «Посмотри в глаза Чудовищ», написана была еще в начале 1990-х, и до сих пор вполне актуальна. Недавно было свежее переиздание. Главный герой книги — Николай Степанович Гумилев, который не был расстрелян в 1921 году, поскольку его спасло секретное общество «Пятый Рим». Это тайное общество, которое существует уже сотни лет и вершит всякие хитрые дела за кулисами человечества. Книга — совершенно безумная гремучая смесь, в ней обыграны и смешаны различные конспирологические теории, которые были так модны в 90-х. Авторы затащили туда все — от нацистов в Антарктиде до рептилоидов, крыс в Московском метро, тайных баз пришельцев в разных уголках Земли… Кроме того, они добавили к этому прекрасных и харизматичных героев — частью исторических личностей, вроде того же Николая Гумилева, который в результате оказался прообразом для самого Джеймса Бонда, так и целиком вымышленных.

В книге есть множество мифов — скандинавских, индийских — какие только смогли найти. Один из героев, например, искупался в драконьей крови. Дракон был найден экспедицией ГРУ в экваториальной Африке. Искупался не по собственной воле, а из-за того, что дракона нужно было убить, чтоб выжить самому. В результате, естественно, обрел неуязвимость. И таких вот штучек в «Посмотри в глаза чудовищ» просто огромное количество.

Можно рассматривать эту книгу как пародию на то, чем тогда жило, или скорее болело, общество. Можно — как мощную визионерскую вещь. Ты читаешь, и видишь, как авторы используют огромное количество реально существовавших людей — Марлен Дитрих, Агату Кристи, Петра Успенского (известного мистика), Якова Сауловича Агранова и прочих товарищей чекистов, занимавшихся красной магией в начале 20-х годов, Рериха — кого там только нет! И ты начинаешь верить, что может быть оно на самом деле так и было, так и происходило. Настолько удачно у них получилось это все смешать, что читаешь вроде как и с недоверием, но с другой стороны хочется верить.

Книгу можно читать как большое количество историй самых разных людей. Американского гангстера, который в конце концов образумился и стал честным бизнесменом. Поэта, который был вынужден отказаться от своего поэтического дара, потому что он был столь силен, что при использовании в конце концов разрушил бы землю (речь опять же о Гумилеве). Истории людей, которые вынуждены были бежать неким магическим путем с территории СССР в Аргентину, чтобы спастись от нацистов. Истории большие и истории маленькие.

Ко всему этому стоит добавить прекрасное владение авторов языком. В результате получился совершенно бомбический роман, который прекрасно читается до сих пор, и очень хорошо ,что его недавно переиздали. На мой взгляд, это лучший фантастический роман, появившийся после развала СССР.

Вторая книга, о которой мне хочется рассказать, находится на грани фикшна и нон-фикшн. Называется «Просветленные не ходят на работу», автор Олег Гор. Гор — наш соотечественник, который много времени прожил в Таиланде и в какой-то момент оказался у разбитого корыта. Вся его жизнь пошла на смарку. Бизнес разрушился, семья разрушилась. И в этот тяжелый момент он наткнулся на неправильного буддийского монаха, брата Пона. Он пошел в ученики к этому монаху, который благополучно проживал в заброшенном монастыре на севере Таиланда. В этом самом монастыре автор был вынужден провести то ли месяц, то ли два. Все это время он не просто груши околачивал, а занимался различными духовными практиками, предназначенными для очищения кармы и возвращения в жизнь с новыми силами, и все изменить к лучшему.

На первый взгляд это выглядит как достаточно забавный вымысел, можно считать его приключенческим текстом вроде «Шантарама», хотя никакой криминальщины тут нет. Автор описывает экзотический уголок Таиланда, куда туристы если и попадают, то крайне редко и случайно и необычных людей, которые существуют в этих обстоятельствах. Это вполне можно читать не как роман конечно, но как такую своеобразную страноведческую повесть. Я в Таиланде прожил несколько лет, знаю его и очень люблю и могу сказать что «Просветленные не ходят на работу» написана с большим знанием страны. Там нет каких-то расхожих мифов, баек, и прочей ерунды.

Есть в ней и другие слои. Автор подробно и четко расписывает все упражнения и духовные практики, через которые его прогонял наставник. Он излагает методически выстроенную систему, через которую предлагает пройти и своим читателям. Любой горожанин, селянин может прочитать книгу, взять изложенные там упражнения и заниматься какой-нибудь духовной практикой. Упражнения несложные. Все на первый взгляд выглядит достаточно элементарно, и пошагово, начиная от простого и двигаясь к сложному. Я сам не пробовал. Но насколько я знаю, у книги существует немалый круг поклонников, и если их поспрашивать, то найдутся люди, которым книга помогла: позволила избавиться от каких-то внутренних проблем, позволила стать лучше, измениться. Я думаю, это прекрасно.

Третья книга — чистый нон-фикшн, к которому я имею определенное отношение, поскольку я переводил ее на русский язык. Ее автор Адам Сэвидж. Известный американский телеведущий, один из со-ведущих передачи «Разрушители легенд». Называется она «Каждый инструмент — молоток». В рассказывают не только о том, как он вел передачу, но и в первую очередь погружают нас в необычный мир — мир создания спецэффектов, для телевидения, кино и рекламы. Всюду, где требуются необычные объекты, съемки, декорации. В театре он, кстати, тоже работал.

Автор знакомит нас с большим количеством людей, которые работают в индустрии, с философией собственного творчества и с философией творчества других. Рассказывает о самых разных инструментах, подходах, случаях, ситуациях. Поскольку опыт у него колоссальный, то описываются такие вещи, которых простой зритель никогда не увидит и никогда о них не узнает. Автор заводит нас в собственную мастерскую, а точнее — несколько мастерских. В книге есть фотографии, поэтому мы можем посмотреть, как эволюционировало пространство, в котором Адам Сэвидж работал.

Кроме того, Сэвидж вводит нас в свой собственный внутренний мир. В книге есть рисунки и наброски, он рассказывает, как придумывал разные вещи. Например, изготовил копию перчатки одного из кинематографических супергероев, так как является большим поклонником комиксов. Рассказывает, как делал чертежи, подбирал материалы, как изготавливал трубочки и другое ее внутреннее устройство. В общем, целая сага. Или вот например как делал копию пистолета Рика Декарда из «Бегущего по лезвию». Процесс начинается не с токарного станка, не с подбора деталей. Он начинается с исследования. Фанат смотрит кино, ищет изображения искомого предмета, потом ищет всевозможную информацию о нем, и уже потом пытается изготовить точную реплику, чтобы похвастаться перед такими же как он маньяками.

На самом деле, существует целое сообщество любителей изготовления вещей из кино, из комиксов, из книг. Целый специальный фэндом. И это не только те, кто, занимается спецэффектами, а просто такие же любители как мы с вами. В общем, книга невероятно интересная, с большим количеством информации. Там внутри несколько миров. Огромное количество необычных и интересных людей. И в то же время среди всего этого богатства рассыпаны практические секреты в области творчества любых направлений. Севидж излагает общие принципы, которые могут помочь организовать свою работу, сделать ее более эффективной, более продуктивной и достичь успеха.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.