19 марта 2024, вторник, 06:53
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

16 октября 2021, 06:00

Хорошее кино: «Человек Божий» — тихий фильм про веру

kinopoisk.ru

Маленький несетевой кинотеатр, смекнув, что на «Человека Божьего» народ пришел специфический, для начала решил показать три трейлера фильмов, вроде как связанных с православием. И каждый из них кричал. 

Первый — о том, что документалка, которую он рекламирует, «БЕСПРЕЦЕДЕНТНАЯ»! Что офигеют и «те, кто в контексте тонкостей жизни монастырей на греческих островах, и случайные зрители». Я не в теме. Значит — случайный? Пф-ф!

Второй — что Великая Отечественная война творила чудеса с советскими комсомолками-героинями и наполняла их бойцовский дух правильным содержанием. Насмотрелся я в церквях на комсомолок престарелых: всё им хочется, чтобы по закону было — юбки, платочки, с Лениным значки. Не научили их «в организации», что любовь превыше закона, чего уж бодаться-то попусту. Спасибо, как-нибудь без них обойдусь.

Третий — про непростой и героический путь православия на Балканах. Ух! И лица на экране счастливые-счастливые. Хоть значок вешай. Не с Лениным, конечно, а «Хочешь счастья? Я найду!». 

Прямо какая-то террористическая атака, главная задача которой — вызвать максимум отвращения к фальши, банальности, фарисейству, и заодно — к Церкви, маркетологи которой, видимо, не очень-то секут в теме создания кино. Слава Богу, после трейлеров началась совсем другая песня.

Несколько штрихов, которые, как мне кажется, помогут зацепиться русскому зрителю за этот фильм, заземлиться немного. Во-первых, в нем играет Александр Петров. Мы привыкли к тому, что он всегда самый главный, а здесь — нет, обычный. Вот что он сам говорит по этому поводу: «Эта история возникла случайно. Так карты сложились, что режиссер фильма Елена Попович обратила внимание на меня, именно в этой роли. А один из артистов фильма учился в Москве, на курсе Каменьковича в ГИТИСе. И когда его спросили: “Знаешь ли ты такого артиста Сашу Петрова?” — он ответил: “Конечно, и лично знаю”. Написали смс. Потом позвонили моему агенту и большому другу Кате Корниловой, выяснили, что она живет в Греции. Они совсем офигели: как вообще такое может быть? Было понятно, что всё не просто так. Судьбоносная штука». 

Во-вторых, на ММКФ-2021, что проходил в конце апреля этого года, фильм получил приз зрительских симпатий. Мировая премьера должна была состояться в Афинах 9 ноября 2020 года в День святого Нектария, в столетие со дня его кончины, но в стране начался локдаун, так что житие праведника на большом экране гости ММКФ увидели раньше всех других православных мира.

В-третьих, режиссер Елена Попович — сербская актриса и модель, снималась в «Изгое» с Томом Хэнксом, а позже решила попробовать себя в режиссуре. «Человек Божий» — второй полнометражный фильм Попович и первая ее самостоятельная режиссерская работа

Итак, Египет, 1890 год. Главный герой фильма — митрополит Нектарий. Он в молитве, в помощи нищим, в общении с благодарными прихожанами своей церкви. На вид ему лет сорок. 

Его духовный отец — Софроний, который за четыре года до этого рукоположил его в сан священника и назначил в Свято-Никольский храм Каира, — уже старенький. И поэтому позволяет собой манипулировать горстке интриганов в рясах: они ловят его на крючок страха потери власти, утверждая, что Нектарий собрался его сместить. Почему они так делают, ясно не до конца: ну, видимо, своего ставленника хотели во власть привести, а Софроний уж очень любил свое чадо и, скорее всего, выбрал бы в преемники его. Чадо, которое, впрочем, он изгоняет из Египта, не особо раздумывая, даже с ним не переговорив, даже в письме об изгнании не объясняя причин. 

Нектарий грустит, но подчиняется — несмотря на то, что и прихожане, и даже местная светская власть готовы его поддержать и выступить против очередной и очевидной несправедливости. Но он отправляется в Грецию, где ему предстоит служить на похоронах и свадьбах, работать директором богословской школы, строить монастырь и на протяжении всей истории, которая кончится его смертью в 1920 году, терпеть упреки, шепот за спиной и всякие прочие мерзости, распространяющиеся всё из того же Египта даже после смерти Софрония и последовавшего дележа власти. 

Фильм сделан тихо, смиренно, просто. Так же, как и получившийся на экране портрет Нектария. «Ну как же так, это же великая несправедливость! Вы должны быть патриархом! Вы рождены творить великие дела! — кричит его помощник, которого сыграл Александр Петров (кстати, сыграл хорошо: мальчик на побегушках в его исполнении и неожиданен, и правдив — может быть, потому, что для Петрова это была первая роль на английском языке и он волновался взаправду?). — Как Вы всё это терпите?!» На что Нектарий спокойно так отвечает: «Чтобы творить великие дела, не нужно быть патриархом». 

И ему веришь. В смысле, в него, в такого вот человека — какого-то слишком доброго для всей этой колкой жизни. И думаешь тысячу раз: «Ну, я бы не выдержал: этому бы вмазал, этого бы послал, этого бы проучил как-то еще — придумал бы». А он — нет. И туалет почистит, и камни потаскает, и бурьян прополет. Нормальный? Не очень. И всё ждешь — ну, сломается же рано или поздно. Сколько можно это терпеть? Но нет: подобно супергерою, проходит Нектарий по сюжету со своей суперсилой — миром в душе. Верой. 

Только когда условный Супермен раскидывает врагов направо и налево — поверить в это проще, чем в тихое смиренное чудо Нектария. Почему так? Может, потому, что представлять себя, разбрасывающим гадов приятнее, чем себя же, но исцеляющего больного? Солиднее как-то, не знаю, представительнее, «киношнее». А может, потому, что просто представить себя на месте Нектария не получается? 

Здесь, кстати, скрыта одна серьезная проблема этого фильма. Человеку воцерковленному или хотя бы сомневающемуся наверняка будет интересно, потому что он понимает, что такое работа со страстями, молитва, пост, отчаяние, упование и робкая надежда. Человек, называющий себя атеистом, столкнется со сложностями: заранее навесив ярлыки, заранее не поверив, заранее заскучав, он просто не почувствует конфликта, который всю дорогу разворачивается в душе Нектария: как верить, если тебя наказывают ни за что? Как не бросить, не плюнуть, не разочароваться? Как помогать другим, когда сам ты, конечно, ждешь от Бога помощи, но как-то он с ней, мягко скажем, не торопится? Где брать на это силы? 

Зрителю силы как раз может дать просмотр «Человека Божьего». А где их брал сам Нектарий? Человек-то Божий...

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.