19 марта 2024, вторник, 11:01
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Мозг и разум в эпоху виртуальной реальности

Издательство АСТ представляет книгу южнокорейского ученого Со Ёсона «Мозг и разум в эпоху виртуальной реальности» (перевод Я. И. Крячкина).

Легко ли поверить, что Аристотель и научно‑фантастический фильм «Матрица» проходят красной нитью через современную науку о мозге и философию Спинозы, объясняя взаимоотношения мозга и разума? Как же связаны между собой головной мозг, который называют колыбелью сознания, и разум, на который как раз и направлена деятельность сознания? Можно ли феномен разума, который считается решающим фактором человеческого развития, отличает людей от животных, объяснить только электрохимической активностью нейронов в головном мозге?

Эта книга посвящена рассмотрению подобных фундаментальных вопросов и объединяет несколько научных дисциплин, развивавшихся в ходе напряженных споров о соотношении материи и разума, которые берут своё начало с древних времен и продолжаются по сей день.

Предлагаем прочитать фрагмент книги.

 

Сопротивление: настоящий облик разума

Томас Андерсон, главный герой фильма «Матрица», работает программистом в компьютерной компании, но после работы он превращается в известного хакера по имени Нео. Однажды он получает странное сообщение, внезапно появляющееся на мониторе его компьютера, а потом встречает загадочную девушку на вечеринке. Позже неизвестный связывается с ним по сотовому телефону Nokia, который прямо на работу доставляет ему курьер. Неизвестный голос предупреждает Андерсона об угрозе его жизни, и по телефону дает ему инструкции, как добраться к выходу, чтобы избежать этой угрозы. В конце концов Нео схватили агенты в черных костюмах и увезли в неизвестном направлении. Но вскоре его спасают та самая загадочная девушка, которую зовут Тринити, и таинственный предводитель повстанцев Морфеус. В процессе побега Морфеус говорит Нео, что мир, в  котором он живет, является виртуальной реальностью. Он также говорит Нео, что тот является Избранным, чья миссия заключается в освобождении реального мира. Затем Андерсон снова находится в замешательстве, и если посмотреть только на указанную последовательность действий главных героев, можно предположить, что в фильме нас ждут батальные сцены, которые так часто фигурируют в блокбастерах. И это действительно так.

Тем не менее несколько блестящих боевиков-продолжений данной серии, которые были сняты позже, показывают нам различные философские проблемы, такие как проблема непостоянного пространства-времени или противоречия относительно понимания действительности, а также проблема свободы воли. Морфеус внезапно цитирует выбор Алисы, который она делает в  глубокой кроличьей норе, в романе английского писателя Льюиса Кэрролла (L. Carroll) «Алиса в Стране чудес». Морфеус тоже предлагает Нео выбор из двух таблеток, красной и голубой. Если Нео выберет голубую таблетку, он и далее останется в иллюзорном мире, но, если он всё же выберет красную таблетку, он сможет узнать, что из себя представляет реальный мир. Когда Андерсон выпивает красную таблетку, он обнаруживает не только то, что живет в 2199 году, а не в 1999 году, как он думал ранее, но также и то, что в реальном мире он является лишь источником биоэнергии, пребывающем в  иллюзорном мире, Матрице. Нео (так зовут Томаса Андерсона в «Матрице») сбит с толку тем фактом, насколько программа Матрицы является переплетением иллюзии и реальности.

Есть интересная реплика Морфеуса, где он говорит, что реальность не обязательно должна быть связана с восприятием реальности или объективной реальностью как таковой.

Что есть реальность? И как определить ее? Есть набор ощущений, зрительных, осязательных, обонятельных, — это сигналы рецепторов, электрические импульсы, воспринятые мозгом[1].

То, что он чувствует в  Матрице, отличается от реальных ощущений, и мир Нео до того момента, как его разбудили, замыкался только на том, что ему говорил его головной мозг. Матрица — это система, которая отбирает индивидуальные чувства и мысли, она представляет собой завесу, которая не позволяет людям видеть себя рабами. Морфеус говорит, что реальность представляет собой набор субъективных ощущений, что она — всего лишь электрический сигнал, который головной мозг обрабатывает и формирует таким образом некие представления. Парадокс в том, что сознание и границы познания не могут быть уменьшены только благодаря воздействию на головной мозг. Для Морфеуса мир за пределами Матрицы реален и правдив. Постепенно и Андерсон начинает понимать, что мир, в котором он жил, был ненастоящим миром, которым управлял искусственный интеллект.

Реальный мир, который Морфеус показал Нео, похож на антиутопию («Вспомнить всё» или серия фильмов «Терминатор»), изображенную в других научно-фантастических фильмах. Морфеус рассказывает Нео историю развития науки и техники после XX века. С изобретением искусственного интеллекта (artificial intelligence), имитировавшего человеческий интеллект, машины обрели собственное самосознание, их отношения с людьми в формате «хозяин — раб» изменились, и машины восстали против своих создателей. Поскольку машины становятся субъектами истории, человечество сражается с ними и в битве за независимость. Оно заслоняет солнце вечными тучами, чтобы прекратить работу солнечных батарей, питавших машины энергией, но это не приносит того результата, на который люди рассчитывали. С тех пор по сюжету фильма война между человечеством и машинами не прекращается.

Процесс, с помощью которого Нео и Морфеус осознают несправедливость и стремятся к освобождению, кажется, демонстрирует процесс обретения свободы посредством рационального мышления, который Кант проанализировал в своей «Критике чистого разума». Кант считает, что причиной действия является природа или свобода. Природа — это другое название эмоционального мира, напоминающее действия, которые непосредственно стимулируют чувства или поведение животных. В это время связь между неким состоянием и следующим за ним состоянием действует как условие формирования причинности. С  другой стороны, свобода берет свое начало не в природе, а в самой себе и представляет собой вечную чистоту идеи, независимую от мира опыта.

Поскольку свобода подразумевает наличие добровольного желания у стремящегося к свободе человека, то для освобождения непременно должно быть искреннее желание освободиться от принуждения и сковывающих пут. Практика свободы имеет свои особенности, то есть то, что должно произойти, а не то, что происходит. Поэтому, если отказаться от практической свободы, это также будет означать то, что нельзя будет наслаждаться свободой и в высоком смысле этого понятия. Попытка свободно вырваться за пределы опыта является не физиологическим (естественным), но трансцендентальным (более высоким) стремлением[2]. Стремление к освобождению Нео и Морфеуса можно понять не как физиологическую потребность, вызванную каким-либо внешним стимулом, а как потребность, продиктованную их рациональным мышлением.

Конечно, люди подвержены влиянию природных факторов и воспринимают окружающую среду посредством опыта.

В целом эмпирически постигаемая реальность так или иначе описывается законами природы. Люди понимают природу через восприятие, но интеллект и разум также подвергаются влиянию результатов природной деятельности. Разум рассматривает объекты в соответствии с идеями, формирует интеллект соответственно этим идеям, находит причину посредством интеллекта и далее развивает необходимые области. Разум охватывает природу и связывает ее с прошлым опытом для планирования будущих действий.

Разум не уступает и не следует порядку вещей, как он в явлении, а совершенно спонтанно создает себе собственный порядок, исходя из идей, приспособляя эмпирические условия и сообразно им объявляя необходимыми даже такие поступки, которые всё же не совершались и, быть может, не будут совершены[3].

В этой области даже обнаруживается необходимость не наблюдать за природой. Всё это обусловлено тем, что причина не в природе, а в идее. Тем не менее содержание фильма «Матрица» объясняет взаимосвязь между телом и разумом, параллельно показывая нам реально существующий мир и виртуальный мир Матрицы, а не только описание процесса освобождения человека против машины. Компьютерная программа свободно подключается к головному мозгу через технологию биопорта, который устанавливается позади шеи Андерсона и прочих погруженных в Матрицу людей. Главный герой входит в киберпространство и начинает оттачивать свое мастерство в качестве Избранного. Нео благодаря специальным программам виртуальной реальности приобретает навыки в сотне видов боевых искусств. В виртуальном мире он перемещается в пространстве так же быстро, как реактивный самолет, и приобретает различные сверхспособности, как, например, способность отражать пули.

 

Изображение 16. Биопорт

Таким образом, в виртуальной реальности Нео нарушает все действующие в нашей реальности законы, в том числе законы пространства и времени. В виртуальной реальности он мыслит так же, как и в реальном мире, и осознает свою идентичность, но он выходит за пределы законов физики и переживает совсем иные ощущения в рамках этого нового мира.

Однако сначала он не может различить реальное и виртуальное. И даже когда он явно находится в другой реальности, отличной от реального мира, его идеи об окружающем мире и его процесс познания мира всё еще такие же, как они были в реальном мире. В рамках развития сюжета Тринити, в которую влюблен Нео, была ранена в мире Матрицы и, испытывая реальную боль от ранения, умирает в виртуальной реальности, в это время находясь на борту корабля и будучи подключенной к системе Матрицы. Законы этого мира действуют на всех, кто подключен к ней. Даже агент Смит не является полностью неуязвимым, и ему также можно нанести физический урон, и даже Пифия, прорицательница, а также сам архитектор Матрицы являются такими же несовершенными существами, пусть и программами. При этом нужно отметить и тот факт, что в реальном мире для любого члена команды корабля «Навуходоносор» отключение от Матрицы без соблюдения специальных условий смертельно опасно.

В данном случае в киноленте поднимается крайне сложная, но при этом актуальная проблема разделения понятий сознания и физического тела, которая напрямую связана с вопросами разграничения между виртуальной реальностью и реальным миром. Однако, согласно логике, показанной в «Матрице», если пользователь виртуальной реальности попал в аварию во время компьютерного моделирования этой аварии в Матрице, результат не ограничивается только иллюзорной смертью, а приведет к настоящей гибели. Поэтому нельзя одинаково рассматривать людей, получающих бесконечно широкий спектр чувств в реальном мире, и тех людей, кто погружен в Матрицу, созданную на основе компьютерного моделирования.



[1] Цитата из фильма «Матрица», оригинал:  What is real? How do you define real? If you’re talking about your senses, what you feel, taste, smell, or see, then all you’re talking about are electrical signals interpreted by your brain.

[2] И. Кант. Критика чистого разума. Пер. Пэк Чжонхён, Изд. Аканет, 2010. С. 726.

[3] И. Кант. Критика чистого разума. Пер. Пэк Чжонхён, Изд. Аканет, 2010. С. 736.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.