19 марта 2024, вторник, 06:31
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

22 октября 2021, 14:56

Хорошее кино: «Дунай» — «Цыганы» наших дней

«Дунай» — режиссерский дебют Любови Мульменко, известной зрителю в качестве автора и соавтора сценариев, например, к фильмам «Комбинат “Надежда”» (2014, реж. Наталья Мещанинова), «Верность» (2019, реж. Нигина Сайфуллаева), «Разжимая кулаки» (2021, реж. Кира Коваленко). Но если восемнадцатилетней Свете — героине «Комбината “Надежда”» (именно этот фильм принес Любови Мульменко известность) — в финале картины страстно захотелось «В Москву! В Москву!», то Наде, которой лет тридцать, Москвы явно мало: с первых же кадров мы обнаруживаем ее в Белграде, в автобусе, где местные смеются, болтают по телефону, флиртуют с противоположным полом и в целом, естественно, улыбаются. Надя напряжена, мрачна, растерянна — будто не в отпуск приехала, а на утренней планерке выслушивает очередные задачи от малоприятного руководства. Сразу задается конфликт, интонация, настроение. Приехала. И чего?

А как у Пушкина почти 200 лет назад! Наде чертовски захочется плюнуть на «неволю душных городов»: 

Там люди, в кучах за оградой,
Не дышат утренней прохладой,

Ни вешним запахом лугов;
Любви стыдятся, мысли гонят,
Торгуют волею своей,
Главы пред идолами клонят
И просят денег да цепей.

Поэтому она не то чтобы сразу и не то чтобы с радостью ввязывается в авантюру знакомства с молодым человеком Нешей, подкупившим ее не только пивом, вольностью и беззаботностью, но и тем, что мало-мальски изъясняется по-русски — по-детски, с ошибками, очень трогательно. С остальными персонажами Надя будет пробовать говорить по-английски. И «в шатрах изодранных» она переночует. И удивится «бродящей бедности и воле», и даже ее полюбит. И на танцах оторвется, где «крик, шум, цыганские припевы». И будет бегать, смеяться, ругаться по телефону с циничной сухой подругой и туповатыми наглыми коллегами с работы, что никак без нее не могут решить земные свои вопросы. И будет поражаться, удивляться, радоваться, наслаждаться, грустить от того, что у Дуная 

Всё скудно, дико, всё нестройно,
Но всё так живо-неспокойно,

Так чуждо мертвых наших нег,
Так чуждо этой жизни праздной,
Как песнь рабов однообразной!

Продюсер «Дуная» — Валерий Тодоровский (Любовь Мульменко была сценаристом его «Гипноза»). В главных ролях — Надежда Лумповая (с ней Мульменко познакомилась на съемках фильма «Еще один год») и непрофессиональный актер Ненад Васич, сербский друг Любови, которая наездами живет в Белграде, хорошо знает город и сама говорит по-сербски. Оператор Михаил Хурсевич наверняка запомнился тем, кто смотрел «Китобоя», своей изящной, но ненавязчивой картинкой. 

По каждому кадру, звуку, цвету видно, что команда старалась и думала над тем, что будет происходить на экране. Я вот только одного понять не могу: как можно было в аннотации к фильму написать про героиню «интровертная»? Я понимаю, что это для того, чтобы задать конфликт с «экстравертными» сербами. Но теперь же эти некрасивые, искусственные слова летают из рецензии в рецензию как околоречные комары — будто нет ни «закрытой», ни «нелюдимой», ни «замкнутой». Ни «общительных», ни «рубах-парней», ни «лёгких в общении». Мы же не Неша, чтобы изъясняться малопроясняющими словами... 

Если же возвращаться к Наде, то ее ситуации не позавидуешь. С одной стороны у нее

Птичка божия не знает
Ни заботы, ни труда;

Хлопотливо не свивает
Долговечного гнезда.

А с другой,

Но счастья нет и между вами,
Природы бедные сыны!..
И под издранными шатрами
Живут мучительные сны,
И ваши сени кочевые
В пустынях не спаслись от бед,
И всюду страсти роковые,
И от судеб защиты нет.

Но сербы такие родные — со своими конспирологическими теориями выхода английского языка из славянского, и пожилыми парами у телевизионного сериальчика, и ипотеками, и надеждами на возможность накопить денег на путешествия, жонглируя апельсинами. И откуда их легкость и беззаботность? Исторически так сложилось? Или американцы бомбардировками подкосили у части молодых людей зарождающуюся любовь к капиталистическим благам? Неизвестно. Но интересно. Похожее, но другое. Другие. Другой мир, сказочный. А в сказочном мире бывать иногда надо. Для эмоционального здоровья — тьфу ты, Господи — для души, говорят, полезно!

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.