НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Интимное Средневековье

Издательство «Манн, Иванов и Фербер» представляет книгу Розали Гилберт «Интимное Средневековье. Истории о страсти и целомудрии, поясах верности и приворотных снадобьях» (перевод Оксаны Медведь).

Большинством представлений о Средневековье мы обязаны ученым Викторианской эпохи. Чтобы подчеркнуть, какое цивилизованное общество им удалось построить, они красноречиво описывали ужасы прошлого. Даже несмотря на то, что исторические факты говорили об обратном. Так сформировалось мнение о Средневековье как об отсталом, некультурном и нецивилизованном времени. Особенно пострадали женщины: считалось, что они не умели читать, не пользовались косметикой и не носили нижнего белья. Так ли это на самом деле?

Предлагаем прочитать фрагмент главы, посвященной средствам, с помощью которых пытались обеспечить зачатие ребенка.

 

Дети — цветы жизни

К рождению наследника средневековая семья относилась чрезвычайно серьезно; от новоиспеченной жены изначально ждали, что она родит мальчика, который будет носить фамильное имя, продолжит дело отца и унаследует землю. Брак не считался надлежащим образом скрепленным и юридически обязывающим до того, как произойдет соитие, причем, как правило, при свидетелях.

Неудивительно, что из тех времен до нас дошло множество задокументированных советов относительно того, когда лучше всего заниматься сексом, дабы произвести на свет мальчика, который был предпочтительнее девочки. К советам этим прилагалась масса рецептов (включая весьма причудливые), гарантировавших беременность или как минимум способствовавших ей. Пускать дело на самотек считалось не слишком удачной идеей, учитывая, что у будущей мамочки имелась масса вариантов увеличить шансы на благоприятный исход.

Зачатие

В некоторых областях средневековая медицина была достаточно продвинутой, но далеко не во всех. Например, понимание того, как происходит зачатие, средневековые медики унаследовали от древних греков и римлян, и случилось это задолго до появления текста, приписываемого Альберту Великому и чрезвычайно распространенного в Европе в XIII веке.

Речь идет о трактате «О женских секретах», в котором много говорится о функционировании женского организма, в том числе о формировании плода. Согласно ему, зачатие происходит, когда обоими партнерами выпущено семя и ситуация благоприятствует беременности. Короче говоря, мужское семя необходимо соединить с женским посредством полового акта. Оба вида семени смешиваются внутри женщины, после чего:

…матка закрывается со всех сторон, как кошелек, и из нее уже ничего не может вытечь. После этого у женщины прекращаются менструации.

Итак, базовое понимание того, как всё происходит, у людей было, несмотря на схематичность деталей. Мужское семя входит в женское тело, смешивается с ее семенем и запечатывается в матке, чтобы ничего не вытекло и плод потом не выпал.

С этим всё более или менее ясно.

Отлично.

Прежде чем мы углубимся в обсуждение того, что обеспечивало средневековой женщине наилучшие шансы на беременность, напомню, что ей требовалось принять в расчет целый ряд моментов. Выбрать разрешенный церковью день соития. И время суток. И партнера. Учесть фазу своего менструального цикла. Подобрать место для предполагаемого акта. И позу, которую хотелось бы попробовать. И соблазнительный головной убор. А еще держать в уме, что для зачатия нужно согласие на секс от обоих партнеров.

Как вы помните, в те времена считалось, что секс без согласия не может привести к беременности, — из-за этого аргумента доказать факт изнасилования было чрезвычайно трудно. Если женщина беременела в результате нежелательного, по ее словам, секса, наличие ребенка в ее чреве говорило о том, что она лжет и на самом деле ничего не имела против.

Да, вот так.

После того как муж с женой всё учли — или полностью проигнорировали ради безрассудных и спонтанных любовных утех, — оставалось еще кое-что важное, о чем им следовало подумать. Особенно если они хотели родить ребенка конкретного пола. Это, понятно, нельзя было оставлять на произвол судьбы.

Помощь в гендерном вопросе

Наша старая знакомая, женщина-медик Тротула де Руджеро, автор труда «О женских болезнях», дала целый ряд полезных и порой причудливых советов по поводу зачатия. Она, по сути, немного развила современную ей теорию о беременности, составив конкретные рецепты, гарантирующие рождение ребенка нужного пола. Ее советы находили чрезвычайно полезными те, кто отчаянно нуждался в наследнике, особенно женщины, которые чувствовали, что если не оправдают надежд семьи мужа, то их могут заменить.

Чтобы родился мальчик

Итак, для зачатия ребенка мужского пола Тротула советует следующее:

Если женщина хочет зачать мальчика, пусть ее муж возьмет чрево и влагалище зайчихи, высушит их, истолчет, смешает этот порошок с вином и выпьет его.

Гадость какая. Поскольку советчица не говорит, где взять чрево зайчихи, вероятно, вполне позволительно удовлетвориться остатками требухи после приготовления кролика. А вот вино кажется мне отличной идеей. Тротула не указывает, сколько его нужно, но я бы предложила, что чем больше, тем лучше — лишь бы забить вкус сушеной заячьей матки.

Меня сильно впечатлило, что для того, чтобы женщина произвела на свет ребенка мужского пола, готовить снадобье и даже пить его должен мужчина. Молодец, Тротула.

Чтобы родилась девочка

Вообще-то девочек никому особо не хотелось. Если у девочки уже были родные братья и сестры, процедура наследования сильно усложнялась, а чтобы устроить пристойный брак, требовалось хорошее приданое. Тем не менее, если будущая мать по какой-либо причине всё же хотела зачать ребенка женского пола, Тротула и тут знала, что присоветовать:

Пусть женщина проделает то же самое с яичками зайца и сразу по окончании месячных возляжет с мужем своим, и тогда она забеременеет ребенком женского пола.

У того, кто надеялся на присутствие в рецепте сахара и специй, список ингредиентов вызовет разочарование. А ведь сушеные яички животных совсем даже не сладкие, и остроты в них никакой нет. И еще — заметьте, что для рождения ребенка мужского пола используется матка и пьет снадобье муж, а для зачатия девочки используются яички и пьет снадобье жена. Почему так, в тексте не объясняется.

Что — просто потому, что противоположности притягиваются?

Неспособность к зачатию

Выбор пола ребенка — своего рода выбор между хорошим и очень хорошим; настоящая беда — это если женщина вообще не может забеременеть. У Тротулы и для таких случаев имелось несколько замечательных советов, которые тоже предполагали поедание субпродуктов, имеющих отношение к совокуплению. Снадобьем полагалось кормить либо мужа, либо жену — в зависимости от того, на чьей стороне возникла проблема.

Взять печень и яички поросенка, единственного в помете свиноматки, высушить, истолочь в порошок и дать средство мужчине, который неспособен оплодотворить женщину, тогда он сможет это сделать; или женщине, и тогда она забеременеет.

М-м, запах поросячьих яичек изо рта… Те, кому рекомендация казалась слишком конкретной или, наоборот, кому недоставало информации, скажем, о размере поросенка и прочих его характеристиках, могли воспользоваться похожим рецептом. Для него требовалось еще больше субпродуктов. Создается впечатление, что Тротула работала в доле с мясником, торговавшим ливером в ассортименте.

Если женщина желает забеременеть, ей надо взять яички некастрированного хряка или дикого кабана, высушить их, приготовить порошок и выпить его с вином сразу после завершения менструации. Потом пусть муж возляжет с ней, и она забеременеет.

Заметьте, Тротула рекомендует использовать яички исключительно некастрированного самца свиньи, но насколько мне известно, у кастрированных существ нет яичек, так что эта деталь в рецепте вообще кажется странной. Отрезанные яички не отрастают. А вот то, что порошкообразное снадобье нужно давать с вином, опять же представляется мне весьма гуманным. Это наверняка поможет избежать запаха свиных яичек изо рта, который, как мне кажется, способен отпугнуть мужа.

Тротула на этом не останавливается. Вот еще один замечательный рецепт для дам. На сей раз понадобится осел, вернее, ослица.

Другой способ таков: пусть женщина возьмет шерсть, смоченную в молоке ослицы, привяжет к пупку и оставит там до полового акта.

Запах скисшего молока сексуален, ведь правда? Сказал человек, никогда не кормивший грудью.

Предположим, что женщина выпила изрядное количество вина с порошком из правильно приготовленных яичек нужных животных, но забеременеть не получается. Тогда возможно, что дело не в ней, а в нем. Если зачать ребенка неспособен муж, то есть если половой акт проходит нормально, но без извержения семени, полезную подсказку на этот случай готова была дать Хильдегарда. Ну конечно. Почему бы не помочь?

Если мужчина возбуждается до того, что сперма готова извергнуться, но притом почему-то остается в теле и ему от этого становится плохо, он должен взять руты, чуть меньше — полыни, добавить побольше медвежьего жира, смешать и истолочь. Далее ему нужно энергично натереться получившимся снадобьем в области почек и поясницы, до сильнейшего жжения.

Медвежий жир? Медвежий жир! Возьмите горсть медвежьего жира и натрите им свои чресла! Возможно, энергичное растирание поясницы и поможет семяизвержению, но вот в медвежьем жире я не так уверена. Впрочем, если этот способ не сработает, полынь на какое-то время избавит от блох, что уже неплохо.

Если проблемы мужчины были вызваны другими причинами, женщина могла попробовать одно из описанных далее удивительных снадобий для улучшения семенной жидкости, что гарантировало зачатие. Для приготовления первого следовало опять идти в сад. Помните усиливающее вожделение растение под названием молодило (его еще называют живучкой)? Так вот — ура! Оно нужно не только для того, чтобы заставлять двигатель мужчины набрать обороты. Кстати, я уверена, что Хильдегарда, будучи женщиной целомудренной, составила этот рецепт по чужим словам, а не взяла из личного опыта. Итак, вот что она советует:

Молодило. А если недостаточно семени или оно уже плохого качества из-за возраста мужчины, он должен залить молодило козьим молоком, полностью покрыв растение. Затем сварить молодило в том же молоке, добавив несколько куриных яиц, чтобы можно было употребить снадобье в пищу. Он должен есть это в течение трех-пяти дней. Его сперма получит силу для зачатия, и он сможет произвести потомство. При женском бесплодии такой способ не помогает.

Не знаю, помогало ли это зачать ребенка, но рекомендация звучит практически как рецепт омлета или яичницы-болтуньи, что, вероятно, куда вкуснее, чем большинство других снадобий. По крайней мере, в отличие от рецептов с яичками или матками животных, женщине наверняка было легче убедить мужа это съесть.

Следующий препарат для улучшения семени готовится на растительной основе. Если мужчина не любит куриные яйца, почему бы не заменить их орехами, в частности фундуком? Впрочем, и тут без козла не обошлось. В прямом смысле.

Фундук. Ореховое дерево скорее холодное, чем горячее, и в медицинских целях применяется редко. Орех символизирует распутство. Если сперма мужчины плохого качества и потому он не может зачать потомство, надо взять крупного фундука, водяного перца на треть от его объема орехов и на четверть от объема перца — вьюнка. Всё это проварить с острым перцем и печенью молодого козла, достаточно взрослого для продолжения рода. Затем добавить в варево небольшой кусок сырой жирной свинины. Мужчина должен окунуть хлеб в воду, в которой было приготовлено мясо, и съесть его. Делая так часто, он непременно произведет потомство, если только Господь этому не воспрепятствует.

Согласитесь, на фоне рецепта с фундуком предыдущая комбинация из яиц и молодила кажется куда привлекательнее.

Как уже говорилось, обычно даже самые потрясающие рецепты, практически гарантировавшие зачатие, сопровождались традиционным отказом от ответственности — «если Господь этому не воспрепятствует». То есть раз у вас ничего не получилось, то вовсе не потому, что вы взяли не то вино или поросенка от неправильной свиноматки. Считать так было бы глупо, в самом деле.

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.