7 июня 2023, среда, 02:39
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

03 декабря 2021, 06:00

Хорошее кино: «Власть пса» — вестерн без выстрелов, но с убийством

Кадр из фильма «Власть пса», 2021, kinopoisk
Кадр из фильма «Власть пса», 2021, kinopoisk

За работу над «Властью пса» (The Power of the Dog) режиссер Джейн Кэпмион («Пианино», «Яркая звезда», «Вершина озера») получила «Серебряного льва» на Венецианском фестивале в сентябре 2021 года. 1 декабря фильм вышел на Netflix.

«Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. <...> Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! поспеши на помощь мне; избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою; спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, избавь меня». Это Библия, Псалтирь. Глава 21, в которой передается чувство отчаяния и оставленности Богом. В центре — сцена публичной казни. В псалме нет слов покаяния за грехи, нет проклятий в адрес мучителей. Этот псалом — послание праведника, которого казнят нечестивые. В фильме его прочитает главный герой — Питер Гордон (Коди Смит-Макфи), когда совершенно уже отчается. 

Монтана, США. 1925 год. Отец Питера недавно покончил с собой, мать тянет на себе забегаловку «Красная мельница», в которой можно выпить-поесть-переночевать, а сам Питер вырезает из бумаги цветочки и мечтает когда-нибудь стать врачом. Время от времени мама просит его прирезать пару-тройку кур для постояльцев, Питер отвлекается от своих утонченных занятий и берет в длиннющие тонкие пальцы нож. Позже он, еще не колеблясь, «избавит от мучений» зайчика, которому прищемило лапку. В общем, несмотря на свою худобу, при необходимости Питер свернет шею кому угодно.

Неподалеку живут братья Бербэнк: Фил (Бенедикт Камбербэтч) и Джордж (Джесси Племонс). Один, казалось бы, неотесанный мужлан (позже выяснится, что он Йель окончил), второй — бесхребетный мямля (в Йеле не учился). Они владеют самым крупным ранчо в Монтане. Вдруг Джордж женится на маме Питера — Роуз (Кирстен Данст). После этого все герои пытаются ужиться под одной крышей просторного и прохладного ранчо, но Фил чувствует себя преданным и начинает против Роуз (а вместе с ней — и против Питера) войну. Но самые первые слова в фильме — это слова Питера: «Когда скончался мой отец, я хотел одного: счастья моей матери. Ибо каким бы я был мужчиной, не помоги я матери? Не сумей я ее спасти?» Так что посмотрим еще, кто кого. 

Джейн Кэпмион снимает Америку в Новой Зеландии. Бескрайние ландшафты, горные пейзажи, старинные одинокие домики. Выстрелов нет. Но есть история про мужчин, рассказанная женщиной. Чего они хотят? Зачем не моются? На лошадях скачут и всякими частями тела меряются… А что скрывают (ведь скрывают же наверняка)? Много вопросов, а ответов — не особо. 

Вот есть Фил. Грубый и неотесанный. Но в руках у него банджо, на котором он играет явно лучше, чем мама Питера на пианино. Он очень любит вспоминать про своего наставника Бронко Генри, который ему однажды жизнь спас. И еще научил «видеть». Скажем, в горе — не просто гору, а пса с разинутой пастью (в смысле смотреть не только на сам объект, но и на тень, которую он отбрасывает).

Саундтрек для этого фильма важен. Композитором выступил гитарист группы Radiohead Джонни Гринвуд, работавший с Полом Томасом Андерсоном и Линн Рэмси. Параллельно сражениям героев звучат битвы струнных и клавишных.

И есть Питер — слабый, затюканный, не способный постоять за себя, когда пацаны обзывают его гомосексуалом. Какие у него шансы? Но в этом и состоит мастерство Джейн Кэмпион, которая сама написала сценарий (опираясь, правда, на роман Томаса Сэвиджа «Сила собаки»): она сохраняет в истории элемент непредсказуемости, чтобы зритель в кульминации сам выступил детективом, восстановил разбросанные по сюжету зацепки и понял, что и почему произошло.

Если же как-то попытаться сформулировать тему, то, наверное, фильм даже не про мужчин. И не про инициацию. Скорее, про какое-то тотальное и бесконечное одиночество. Недаром там много далеких-далеких кадров с будто бы игрушечными домиками. Полнейшее «Молчи, скрывайся и таи»: никто ничего ни о ком не знает. Чего только стоит история с Роуз, которая с утра до вечера пьёт бурбон из красивых бутылочек. Зритель может только догадываться, почему она так делает. Но знать наверняка не может. Как и герои друг о друге точно знать не могут ничего. И какой из этого выход? Видимо, Псалтирь.

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2023.