НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Гонения советской власти на Русскую церковь были таковы, что не то что сказать о своей вере, но даже молча следовать ей было подвигом. Прославленные в лике святых новомученики и исповедники не поступились ничем: верили, молились и безропотно шли на свои голгофы.

«Полит.ру» вспоминает тех, кто отдал свою жизнь за веру и чьими молитвами жива Русская церковь — даже если кроме имени до нас почти ничего не дошло.

Публикации подготовлены Кириллом Харатьяном.

04 декабря 2021, 07:00

Преподобномученик Пантелеимон Аржаных

Икона Собор святых новомучеников и исповедников российских
Икона Собор святых новомучеников и исповедников российских

Павел Аржаных — крестьянский сын из деревни Залипаевка Федоровской волости Мало-Архангельского уезда Орловской губернии. С двенадцатилетнего возраста Павел помогал отцу: был пастухом в деревне, работал у помещика, подрабатывал у крестьян.

В 1894 году 22-летний Павел Аржаных был призван на действительную военную службу и зачислен рядовым в Камчатский полк. После года службы он был отправлен на фельдшерские курсы, по окончании которых назначен ротным фельдшером.

В 1898 году был уволен из армии, поступил фельдшером в Житомирскую губернскую больницу и одновременно учился в Волынской фельдшерской школе, по окончании которой вернулся в родную деревню.

В том же 1898 или 1900 году поступил послушником в Оптину пустынь. 31 августа 1908 года пострижен в монашество настоятелем монастыря архимандритом Ксенофонтом, с наречением имени в честь великомученика и целителя Пантелеимона, учитывая его земную профессию врача, предваряя его будущее как мученика.

15 марта 1909 года рукоположен во иеродиакона епископом Калужским Вениамином (Муратовским).

Со старцем Варсонофием ездил в ноябре 1910 г. к Л. Н. Толстому в Астапово. 25 марта 1911 года был рукоположен во иеромонаха. В монастыре нес послушание фельдшера в монастырской больнице, заведовал монастырским лазаретом для больных и раненых воинов.

В 1914 году был выбран на должность казначея монастыря, в этой должности он состоял до закрытия обители в 1918 году.

Некоторое время работал в образованном властями на территории монастыря племхозе и музее.

1 апреля 1923 года, в Вербное воскресенье, был арестован вместе с другими монахами. Подробности ареста и осуждения неизвестны

По сведениям игум. Дамаскина (Орловского), о. Пантелеимон некоторое время служил в храмах в Лихвине, Мещовске и Одоеве, по БД ПСТГУ — с 1923 года жил в Козельске.

С 1926 г. служил в Никольской церкви г. Козельска приходским священником

26 июня 1926 года возведен в сан игумена епископом Малоярославецким, викарием Калужской епархии, Иоасафом (Шишковским-Дрылевским) и назначен настоятелем Мещовского Георгиевского монастыря, к тому времени уже закрытого. Отец Пантелеимон продолжил служить в Никольской церкви.

В Козельске тогда жило около сотни монахов и мона хинь из закрытых монастырей — Оптинского и Шамординского. Они образовали монастырь без стен, рассеянный по городу, где в квартирах-кельях обосновалось по нескольку монахов, собиравшихся в храм на богослужения, которые мало чем отличались от монастырских.

На Духов день, 9 июня 1930 года, в Козельске по тра диции состоялась ярмарка, на которую съехалось несколько тысяч человек. В этот день произошло столкновение крестьян с милицией, во время которого был убит крестьянин. Власти решили воспользоваться случившимся и арестовать часть монахов, обвинив их в подстрекательстве к мятежу. 18 августа 1930 года было арестовано сорок человек — монахов и мирян, и среди них игумен Пантелеимон; его обвинили в руководстве «монашеско-монархической» группой, которая будто бы ставила своей задачей реставрацию монархического строя. Все арестованные были отправлены в тюрьму в Сухиничи.

После предъявления следователем обвинения игумен Пантелеимон сказал: «Организатором и руководителем как подпольного монастыря, так и контрреволю ционной монархической группы города Козельска я не был. По этой линии никаких указаний и директив никому не давал и никакого участия в этой деятельности не принимал. Работы, направленной против советской власти, никогда не вел... В Козельске подпольного монастыря нет и не было... Чем вызвана концентрация монашествующих в городе Козельске, мне неизвестно, но думаю, что непосредственная близость монастырей Оптина Пустынь и Шамординского после их ликвидации вынудила монахов поселиться в Козельске. Из других же городов и монастырей приезжали просто потому, что в Козельске жили старцы схимонахи, а не потому, что кто-то этим вопросом умышленно занимался и преднамеренно стягивал монаше ствующих в Козельск».

27 ноября 1930 года тройка ОГПУ приговорила игу мена Пантелеимона к десяти годам заключения, но затем срок был сокращен до пяти лет, и отец Пантелеимон был отправлен сначала в Вишерский лагерь, а затем в ссылку в город Елец.

По окончании срока, в 1935 году, он устроился псаломщиком во Введенском храме в Ельце. 16 сентября 1937 года был вновь арестован, заключен в липецкую тюрьму и на следующий день допрошен.

— Вы признаете себя виновным в предъявленном вам обвинении?
— Виновным в предъявленном мне обвинении я себя не признаю.

30 октября следователь допросил дежурных свидетелей, один из которых показал, будто бы отец Пантелеимон жа ловался, что «крестьянам в колхозе стало жить невозмож но... пахать не на чем — лошади все подохли с голоду... сеять нечем, так как в колхозе нет семян; люди мрут с голода и... едят павших лошадей, в скором будущем всем грозит голодная смерть, вот до чего довели коммунисты и советская власть. Где ни посмотришь, всюду обман при этой власти, обманным путем согнали крестьян в колхо зы, обещали, что дадут им богатую жизнь, а вместо этого дали им голод, разорение, нищету и муки».

Другой свидетель показал, что, идя с работы домой, он зашел 14 мая 1937 года во Введенскую церковь. Шла вечерня. В конце службы игумен Пантелеимон выступил с проповедью, в которой сказал, что «сегодняшний день — день скорби, день, который мы посвящаем нашему доро гому и любимому великомученику Петру Крутицкому, погибшему от руки врага — замученному в ссылке тяжкими муками — нашими злейшими врагами, врагами Русской церкви и веры православной... которые ведут человечество в ад на радость антихристу. Этот человек показал нам, как должен жить и бороться истинный христианин — за веру православную в такое смутное время, какое протекает у нас на Руси. За что же его замучили и казнили? Его за мучили враги веры Православной, потому что чувствовали его превосходство над собой, превосходство религии над коммунизмом. Сперва они уговаривали его отказаться от Бога и от веры православной, перейти на их сторону, на службу к антихристу, но когда митрополит Крутицкий от этого отказался, то враги наши стали его мучить и замучили. Несмотря ни на какие пытки, ни на какие мучения, митрополит Петр Крутицкий отказался пойти на службу к сатане и остался верен Богу и вере православной. Я вас призываю, православные, быть такими же твердыми, каким был он, так же бороться с врагами веры православной, как боролся он».

После этих показаний свидетелей следователь снова вызвал на допрос игумена Пантелеимона и снова спросил, признает ли тот себя виновным в контрреволюционной деятельности, на что отец Пантелеимон ответил, что не признает, контрреволюционной деятельностью он не занимался.

15 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Пантелеимона к расстрелу.

Расстрелян 29 ноября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле.

Обсудите в соцсетях

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Facebook Twitter Telegram Instagram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.