28 марта 2024, четверг, 20:34
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

04 февраля 2022, 12:47

Что посмотреть: советует культуролог Степан Овчинников

Культуролог Степан Овчинников, фото – из личного архива
Культуролог Степан Овчинников, фото – из личного архива

Каждую неделю мы просим разных людей рассказать о тех фильмах и сериалах, которые они смотрели в последнее время. В этот раз мы поговорили с культурологом Степаном Овчинниковым.

Все фильмы, о которых я расскажу, объединяет два фактора. Во-первых, это кино, которое стало для меня открытием — после него я понял, что, оказывается, можно снимать так, вау. Второе — почти все эти фильмы рассказывают про исторические события, о которых я раньше вообще ничего не знал. Может быть, и читатели ничего не знают про них.

«Германия осенью» Райнера Фассбиндера — это фильм, благодаря которому я узнал про историю «Фракции Красной Армии» (нем. Rote Armee Fraktion — RAF. — Прим. ред.) и вообще про леворадикальное движение в Европе. Если протесты 1960-х годов знакомы большому кругу людей, то радикальные движения, которые последовали за ними, остаются чем-то неизвестным для многих. Эта часть истории никогда не укладывалась у меня в голове, как и FLQ, например (франц. The Front de libération du Québec — Фронт освобождения Квебека. — Прим. ред.).

Левое радикальное движение — важный этап в истории, на который будто бы наложено табу. В школе об этом не рассказывают, в университетах тоже. «Германия осенью» поэтому стала для меня открытием, которое меняет представление об исторических процессах послевоенного мира. 

Фильм снят по горячим следам событий 1970-х годов, когда террористы из «Фракции Красной Армии» похитили и убили бизнесмена Ганса-Мартина Шлейера. Картина вышла в прокат в 1978 году. «Германию» интересно смотреть еще и потому, что это рефлексия событий, которые произошли совсем недавно.

«Леопард» Лукино Висконти снят по мотивам одноименного романа Джузеппе Томази Ди Лампедуза — фильм и книга одинаково хороши.

В школе мы читаем, как собиралась современная Италия, но в голове, как правило, всё путается и мешается. В итоге никто не может объяснить, как вообще Италия стала Италией. Висконти как раз рассказывает про важную веху в истории страны — борьбу сторонников Гарибальди с династией Бурбонов. Для меня это было чуждым и запутанным сюжетом. 

Это не просто фильм о каком-то периоде истории — это большое кино. Такие фильмы снимаются не для конкретного зрителя, а для того, чтобы быть снятыми. В фильме есть сцена, которая длится 44 минуты. Такими приемами «Леопард» влюбляет в себя.

Может быть, «Белорусский вокзал» выбивается из этой подборки, но хочу им поделиться. Это фильм про дружбу и старость, грусть и одиночество, как «Великая Красота» Паоло Соррентино,— хотя Андрею Смирнову было всего 29 лет, когда он его снимал. 

Это кино, которое не ожидаешь увидеть, когда включаешь телевизор. Вроде что-то советское, вроде по телевизору, а тут — совершенно выпадаешь из реального мира. 

С. Крэйг Залер снял всего три фильма как режиссер, но все хорошие: «Костяной томагавк», «Драка в блоке 99», но мой любимый — «Закатать в асфальт». Залер снимает жанровое кино, где всех героев можно назвать плохими.

Фильм затягивает зрителя в свой маленький мир с правилами, которые на первый взгляд понятны. Но Залер не оправдывает ожидания и поворачивает всё так, как захочется ему.

«Закатать в асфальт» не претендует на инновационное высказывание и не пытается прикидываться ничем, кроме просто фильма. Чрезвычайно приятно это осознавать и смотреть такое кино. 

В Третьяковской галерее существует отличная кинопрограмма, которая проходит в инженерном корпусе и иногда — в зале в Новой Третьяковке. Пару лет назад в качестве кинопрограммы выставочного проекта «Ненавсегда» проходили показы узбекского кино. Я сходил на несколько из них, но сейчас хотел бы рассказать о фильме «Седьмая пуля» Али Хамраева

Мы живем в мире постоянно продуцируемого контента. И среди этого контента очень мало работ, созданных ради искреннего удовольствия автора от процесса. «Седьмая пуля» — такой фильм. Как «Седьмая печать», только пуля. 

И снова исторический процесс, с которым я плохо знаком, — Гражданская война в Средней Азии. 

На примере «Седьмой пули» можно увидеть, как было устроено кинопроизводство в СССР. Моя двоюродная бабушка работала в «Узбекфильме» и рассказывала легенду, что во время войны в студию привезли оборудование, которое эвакуировали вместе с остальными студиями. И режиссерам внепланово досталась техника, которую они не могли получить в плановом режиме. 

«Седьмая пуля» вышла на экраны в 1973 году, в эпоху застоя. И про это время принято говорить как про что-то темное. Действительно, но до советского кино в это время доходят отголоски «новой волны», которая проявляется по всей стране. Пусть скрытно, пусть отрывисто, но проявляется.

Еще один — Жан-Пьер Мельвиль, наверное мой любимый режиссер еще со школы. Его фильм «Самурай» тоже снят из-за любви к кино. 

«Самурай» поразил меня, когда я понял, что в кино может не происходить ничего, но оторваться от фильма невозможно, твое внимание приковано к нему. Каждая секунда приносит тебе всё больше удовольствия. Кажется, что это то ли ловушка, то ли какой-то трюк режиссера, который тебя гипнотизирует. 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.