НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Гонения советской власти на Русскую церковь были таковы, что не то что сказать о своей вере, но даже молча следовать ей было подвигом. Прославленные в лике святых новомученики и исповедники не поступились ничем: верили, молились и безропотно шли на свои голгофы.

«Полит.ру» вспоминает тех, кто отдал свою жизнь за веру и чьими молитвами жива Русская церковь — даже если кроме имени до нас почти ничего не дошло.

Публикации подготовлены Кириллом Харатьяном.

01 июля 2022, 07:00

Священномученик Константин Широкинский

Священномученик Константин Широкинский
Священномученик Константин Широкинский

Константин Широкинкий — сын священника из села Беляевка Новоузенского уезда Самарской губернии (ныне Старополтавский район Волгоградской области).

14 лет, в 1885 году окончил Саратовское духовное училище и поступил в Самарскую духовную семинарию. 14 ноября 1890 года Константин был посвящен в стихарь. В 1891 г. окончил духовную семинарию по I разряду со званием студента. 1 августа 1891 года был назначен надзирателем Бугурусланского духовного училища.

Женился, в семье родилось девять детей. 30 августа 1892 года был рукоположен в сан священника еп. Самарским Владимиром (Богоявленским). 5 сентября 1892 года был назначен настоятелем Михаило-Архангельской церкви с. Ефремово-Зыково, где прослужил до апреля 1901 года. Проявил себя как энергичный деятель на ниве духовного просвещения и школьного образования. С 1892 по 1894 год служил законоучителем в местной земской школе. С 1894 по 1901 год состоял заведующим и законоучителем церковно-приходских школ в села Ефремово-Зыково и деревни Сорокино, в школе грамоты деревни Авдеевка. С 1895 по 1900 год исполнял обязанности помощника окружного наблюдателя, заведовал Зыковской народной читальней. До конца 1896 года являлся катехизатором в VII благочинническом округе. До 1899 года состоял в должности помощника благочинного VII округа.

1 декабря 1900 года о. Константин был определен на вновь образующийся приход в селе Давлеканово Белебеевского уезда Уфимской губернии, возникший в связи со строительством Самаро-Златоустовской железной дороги и появлением одноименной железнодорожной станции. По семейным делам о.Константин не смог сразу попасть на новый приход и просил епископа Антония (Храповицкого) назначить вместо себя лучших иереев на время. Это были о. Василий Лезенков и о. Вениамин Пинегин, которые послужили первыми во вновь открытом приходе. 25 апреля 1901 года о.Константин с семьей прибыл в Давлекановский приход.

До осени 1901 года он жил в снятом обществом сыром и грязном подвале, потом переселился в обустроенный церковный дом. Развернул на приходе энергичную деятельность. К лету 1901 года, за счет пристроя, здание Давлекановского молитвенного дома было расширено в полтора раза, до 150 кв. м, и стало вмещать до 600 молящихся. Начались регулярные богослужения при участии диакона и созданного батюшкой хора певчих во главе с приглашенным регентом. О. Константин стремился благоукрасить молитвенный дом: к лету удалось приобрести Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая в резных киотах. Почитались в приходе икона блаженного Исидора и Смоленская икона Божией Матери, древнего письма, освященные в Ростове Великом у мощей блаженного. О.Константин добился выделения дополнительного штатного места псаломщика, на которое был принят второй диакон. Церковные службы в Давлеканово начали привлекать большое количество молящихся из окрестных и даже отдаленных селений. О. Константин заведовал народными читальнями при Давлекановской народной аудитории, где устраивал регулярные религиозные чтения, усердно посещаемые многочисленными слушателями. Он стал заведующим и законоучителем двух одноклассных церковно-приходских школ в Давлеканово. Одна из школ была открыта еще в январе 1901г. и приняла 55 учеников обоего пола. О.Константин создал на приходе вторую церковно-приходскую школу, что позволило с 1 сентября 1901г. удвоить количество учащихся и ввести раздельное обучение для мальчиков и девочек. Для новой школы о.Константину удалось выхлопотать у начальника губернии через епископа Антония (Храповицкого) бесплатное помещение в зале Давлекановской народной аудитории. На содержание школы ученики из состоятельных семей платили ежемесячно по 50 коп., а для бедных учеников о.Константин устроил сбор средств по подписке. В последующем о.Константин предполагал построить большое здание для церковно-приходской школы на 300 учеников.

О. Константину не удалось найти общего языка с членами строительного комитета храма, и он добился указа Уфимской духовной консистории от 23 октября 1901 года об упразднении комитета и создании церковно-приходского попечительства, в которое не был введен ни один из бывших членов комитета. Произошло разделение в общине, доставившее много огорчения и священнику, и прихожанам. О. Константину не удалось успокоить и встревоженное неожиданным появлением нового православного прихода местное башкирское население и мусульманское духовенство.

2 января 1902 года о. Константин составил «Летопись Исидоровской церкви станции Давлеканово за 1901-й год», в которой ярко описал все трудности становления нового прихода, которые вынудили священника, обремененного уже большим семейством с пятью малолетними детьми и в ожидании шестого, вернуться в Самарскую епархию.

25 января 1902 года по собственному прошению был определен священником к Покровской церкви с. Абдулино Бугурусланского уезда. Состоял законоучителем в Абдулинской железнодорожной двухклассной министерской школе. В июне-июле 1903 года назначен благочинным 7-го округа Бугурусланского уезда.

В мае-июне 1909 году перемещен к церкви села Гавриило-Архангельское Бузулукского уезда Самарской епархии и назначен благочинным 9 округа Бузулукского уезда.

Являлся членом Самарского отделения Императорского палестинского общества, членом Самарского комитета Православного миссионерского общества. Был известен как щедрый жертвователь на благотворительные нужды: в 1914 году внес пожертвование в Самарский епархиальный комитет для оказания помощи пострадавшим от урагана на Юге России, в 1915 году — в кассу Самарского епархиального комитета по оказанию помощи воинам и их семьям.

17 февраля 1915 года о. Константин был перемещен, по прошению, на вакансию священника второго штата к Слудской Свято-Троицкой церкви Перми.

В ночь на 9 сентября 1918 года был арестован вместе с настоятелем Евгением Будриным как «монархисты и контрреволюционеры».

11 сентября 1918 года в ГубЧК поступило прошение от имени жены и детей с ходатайством за арестованного отца Константина, как не делающего «никаких к/р выступлений против Советской власти», а 12, 13 и 21 сентября поступали повторные прошения от его детей, в которых просили «освободить от ареста кормильца и отца Константина Григорьевича Широкинского ради голодных детей и больной матери».

Сами арестованные священники 12 сентября 1918 написали прошение об объяснении причины ареста, в котором говорилось: «Мы просим вызвать нас на допрос по возможности в первую очередь и освободить нас на том основании, что

  1. Никаких контрреволюционных выступлений против советской власти мы не делали.
  2. За выбытием нас из прихода для отправления приходских богослужений и треб священников более не осталось, поэтому обычный строй приходской жизни сам собой нарушается.
  3. Подготовить к исполнению инструкции для проведения в жизнь декрета об отделении Церкви от государства за отсутствием нас некому. Было назначено заседание приходского совета с целью выработать необходимый порядок работы по производству описи церковного имущества для передачи совдепу».

24 сентября 1918 года в Губ ЧК поступило заявление Пермского духовенства (всего 33 подписи): «Настоящим просим Пермский губернский чрезвычайный комитет разрешить нам взять на поруки арестанта: священника Константина Широкинского, так как его отсутствием тягота службы в его обширном приходе ложится тяжелым бременем на его сослуживцев, обязанных притом обеспечивать полным содержанием семью заключенного».

Однако все эти прошения не имели успеха, и 4 октября 1918 года отец Константин Широкинский был приговорен к высшей мере наказания. В приговоре говорилось: «Как монархиста и контрреволюционера объявить вне закона и расстрелять». В тот же день приговор был приведен в исполнение. Похоронен в Перми на архиерейском кладбище.

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.