НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Гонения советской власти на Русскую церковь были таковы, что не то что сказать о своей вере, но даже молча следовать ей было подвигом. Прославленные в лике святых новомученики и исповедники не поступились ничем: верили, молились и безропотно шли на свои голгофы.

«Полит.ру» вспоминает тех, кто отдал свою жизнь за веру и чьими молитвами жива Русская церковь — даже если кроме имени до нас почти ничего не дошло.

Публикации подготовлены Кириллом Харатьяном.

07 июля 2022, 07:00

Священномученик Валент Никольский

Икона Собор святых новомучеников и исповедников российских
Икона Собор святых новомучеников и исповедников российских

Валент Никольский — сын диакона из села Линево Борского уезда Нижегородской губернии. В 1901 году, будучи 16 лет, окончил церковно-учительскую второклассную школу. От природы Валент Никольский обладал прекрасным голосом и хорошим музыкальным слухом, поэтому после обучения на епархиальных церковно-учительских курсах, выдержав экзамен, получил звание учителя с правом преподавания хорового пения. С 1902 года работал учителем в церковно-приходской школе села Неклюдова Семеновского уезда. В этом приходе он преподавал в течение семи лет и сумел организовать при местной церкви в честь праздника Обновления храма Воскресения большой хор из крестьян. В 1905 году выдержал экзамен в Нижегородской духовной семинарии на право преподавать Закон Божий. В 1909 году женился, брак был бездетным. Преосвященный Назарий (Кириллов), архиепископ Нижегородский и Арзамасский, определил Валента Никольского на место диакона в Предтеченскую церковь села Катунки Балахнинского уезда. Его рукоположение совершил 21 октября этого же года викарий Нижегородской епархии епископ Балахнинский Геннадий (Туберозов). В Катунском приходе молодой диакон прослужил семь лет, и при этом по-прежнему продолжал свое обучение. Спустя годы он вновь поступил на епархиальные противораскольнические курсы, сдав 21 августа 1914 года экзамен на звание миссионера.

В 1911 году диакон Валент Никольский становится учителем пения в Александровской второклассной школе, которую когда-то окончил сам. В 1916 году по благословению архиепископа Иоакима (Левицкого) он был определен священником в приход села Андрейково Княгининского уезда. Рукоположение в священнический сан диакона Валента Никольского совершал Преосвященный Макарий (Гневушев), епископ Балахнинский.

Небольшой деревянный Вознесенский храм с приделом в честь преподобного Сергия Радонежского в селе Андрейково был построен в 1898 году, на средства прихожан. Кроме самого села к церкви относились четыре соседних деревни: Иванцево, Бурлыково, Сосновка и Крашево. По официальным данным, в 1916 году в этом большом приходе насчитывалось 118 дворов и числилось 476 мужчин и 520 женщин.

Наряду с пастырским служением отцу Валенту приходилось исполнять обязанности заведующего Андрейковской церковно-приходской школой и преподавать в ней Закон Божий и пение. За свое ревностное служение отец Валент со стороны благочинного по официальным документам всегда характеризовался как пастырь «весьма хорошего поведения».

В период революционных потрясений, в 1918 году, священник Валент был удостоен своей первой награды — набедренника. И в июле этого же года он впервые был арестован представителями новой власти. По доносу одного из жителей села Андрейкова нижегородскому губернскому комиссару священника Валента Никольского, крестьянина Ивана Васильевича Кузнецова и учительницу Капиталину Уткину обвиняли в контрреволюции, в организации тайных собраний и проведении среди населения агитации против советской власти. Сотрудниками Княгининского ЧК по данному факту проведено расследование, в ходе которого было установлено, «что опрошенный по сему делу священник села Андрейкова Валент Иванович Никольский показал, что виновным себя в контрреволюционном выступлении, а также в агитации против советской власти не признает. Зачинено это на него из-за мести лицами теми же, которые были им уличены в грабежах на хуторах». Заступились за своего пастыря и односельчан и сами жители села, обратившись с официальными заявлениями в милицию, опровергая все обвинения доносчика. «Мы, нижеподписавшиеся, граждане Нижегородской губернии Княгининского уезда Курлаковской волости села Андрейкова свидетельствуем, что граждане нашего общества священник Валент Иванович Никольский и Иван Васильевич Кузнецов никогда к неподчинению советской власти народ не призывали, никакой агитации против хлебной монополии не вели и никаких тайных собраний не устраивали».

Чекисты батюшку освободили, но при этом взяли с него подписку, что он не будет вести никакой агитации ни в храме (тем самым запретили произносить проповеди), ни на собраниях. В противном случае по законам военного времени он мог быть незамедлительно вновь подвергнут аресту.

Начиная с 1926 года, иерей Валент Никольский служил в качестве настоятеля в Богоявленской церкви села Трофимово (приход которой по новому административно-территориальному делению относился к Лысковскому району). В 1932 году отец Валент за неуплату налогов был приговорен к одному году заключения в исправительно-трудовом лагере, которое священник полностью отбыл. После освобождения отец Валент вернулся на прежнее место своего пастырского служения в село Трофимо. По благословению митрополита Сергия (Страгородского) на него были возложены обязанности благочинного.

В феврале 1937 года в районной газете «Лысковский ударник» была опубликована лживая клеветническая статья про местных священнослужителей. Летом этого же года на основании полученных в застенках НКВД показаний двух рабочих были арестованы фактически все священнослужители Лысковского района. 23 июля 1937 года был арестован и отец Валент, впоследствии, в сентябре, заключенный в Горьковскую тюрьму.

Обвинения против неугодного батюшки были основаны не только на показаниях допрошенных лжесвидетелей из числа местных жителей, но и на анонимных доносах в его адрес. Доносы на отца Валента были посланы по почте председателю Трофимовского сельского совета и руководству Горьковского НКВД. Доносчики писали: «Как у вас дела с попом Никольским, который агитирует у вас против колхоза. Он так тихой сапой накладывает свои паутины на граждан. Он черносотенец, что он делал в с. Катунках, когда был диаконом. Надо разоблачить такого паразита. С коммунистическим приветом сочувствующий». «Товарищ уполномоченный! Что за миндальничество в Лысковском УНКВД с попом села Трофимова Никольским, он у нас агитирует против колхоза, а мер к нему не принимают».

На следующий день после ареста состоялся единственный допрос отца Валента, во время которого он категорически отверг все выдвинутые против него лживые обвинения.

— Вы арестованы как активный участник церковно-фашистской диверсионно-террористической организации. Признаете ли себя в этом виновным?
— Нет, виновным себя не признаю.
— Вы в контрреволюционной деятельности изобличаетесь своими же соучастниками и руководителями, поэтому скрыть вам это от следствия не удастся, требую от вас правдивых ответов на поставленные вопросы.
— Повторяю, что я виновным себя не признаю.
— Участник контрреволюционной диверсионно-террористической повстанческо-фашистской организации Хитровский показал, что вы летом 1936 года, встретив его в городе Лыскове, высказывали террористические намерения и предлагали ему контрреволюционную деятельность активизировать, а о себе сказали, что вами создана крепкая контрреволюционная организация. Вы это признаете?
— Нет, я этого не признаю. С Хитровским я в городе Лыскове встречался, но ни о чем не разговаривал.
— Участник контрреволюционной организации Крылов показал, что в контрреволюционную диверсионно-террористическую фашистскую организацию вовлекли его вы и ему давали задания на совершение диверсионных и террористических актов. Признаете ли себя в этом виновным?
— Нет, не признаю. Священника Крылова я в контрреволюционную организацию не вовлекал и заданий ему не поручал.

Несмотря на позицию отца Валента, следователь продолжал настаивать на признании им вины.

— Горьковский митрополит Туляков показал следствию, что он вовлек вас в контрреволюционную организацию и давал вам задания на совершение диверсионно-террористических актов, которые вы выполняли и об этом перед ним отчитывались. Вы это признаете?
— Нет, я этого не признаю.

Не добившись нужных показаний от священника, разъяренный следователь НКВД обвинил его в том, что «обвиняемый Никольский Валент Иванович во время допросов ведет себя вызывающе, наносит оскорбления следователю и высказывает клевету по адресу НКВД». На основании этого 17 августа 1937 года было вынесено постановление о заключении отца Валента в карцер сроком на пятнадцать суток. Но, несмотря на все издевательства и пытки, отец Валент не изменил своих показаний.

21 сентября 1937 года Тройка НКВД приговорила отца Валента к расстрелу. Священник Валент Никольский был расстрелян 4 октября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле.Служил в селе Трофимове Лысковского района.

В июне 1937 года на основании полученных в застенках показаний двух рабочих были арестованы священники Лысковского района, в том числе и о. Валентин. Их обвинили в поджогах домов, принадлежавших колхозникам. Все обвинения отверг и ложных свидетельств против других обвиняемых не подписал. 21 сентября Тройка НКВД приговорила о. Валентина к расстрелу. 4 октября 1937 года приговор был приведен в исполнение.

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.